logo

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике “Квиллинг”

Автор: Максимова Наталья Алексеевна
воспитатель МБДОУ ДС ОВ «Снегурочка»,
ЯНАО, г. Новый Уренгой

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
(В.А.Сухомлинский)

Работая в детском саду, часто задаешь себе вопросы: как помочь ребенку быть успешным в школе? Как стимулировать его развитие? Психологами доказано, что с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с другими детьми и воспитателями. Задача педагога заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешной, разносторонне развитой личностью.

Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.

Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то неповторимого. Создавать своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная монологическая и диалогическая речь.

В своей педагогической деятельности я решила пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется “quilling” – от слова “quill” или “птичье перо”. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке. И мы, с ребятишками подготовительной к школе группы приступили к освоению интереснейшей техники со сложным иностранным названием “quilling”.
Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:
Квилл1

1. Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

2. Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, так как могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.

3. Ножницы. Для максимально точной нарезки бахромы.

4. Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.

5. Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.

6. Бумага.

Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
Квилл2
Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.

Таким образом, техника “quilling” – эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности для ребенка.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика