logo

Работа с текстом на уроках русского языка. Подготовка к ЕГЭ

Работа с текстом на уроках русского языка. Подготовка к ЕГЭ

Автор: Максименко Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы
филиала МАОУ Богандинской СОШ №1 «Княжевская СОШ»,
Тюменская область, Тюменский район, с. Княжево

Одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших    классах – это обучение сочинению-рассуждению, которое создаётся на основе текста. Этот вид работы требует определённых усилий и прежде всего творческих и от учащегося,  и от учителя.

Как готовить ребят к успешному выполнению этого задания? Каждый учитель находит свой путь для достижения цели.

Формирование навыка составления текстов разных жанров начинается с 5 класса, но ориентироваться в потоке разнообразных сведений, отбирать нужный материал на заданную тему, к сожалению, могут не все старшеклассники. Большой проблемой является и недостаточное умение   связно и грамотно формулировать мысли, находить аргументы для их подтверждения.

Поэтому особой формой работы в старших классах становится комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения. В выпускном классе стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста.

С чего мы начинаем? На каждом уроке ставлю цель перед учениками:

  1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
  2. совершенствование навыков анализа текста;
  3. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

В начале года, согласно тематическому планированию, повторяем  темы «Текст» и «Стили речи» и  тренируемся  в написании различных жанров сочинений. И на протяжении всего учебного года мы  неоднократно  обращаемся  к анализу текста.

Проводим лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных текстов, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Учимся применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Особое внимание уделяем специфике рассуждения как типа речи, совершенствуем умение анализировать текст.

Для успешного выполнения задания «С», на мой взгляд, необходимо тщательно вместе с учащимися проработать критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя  текст,  учащиеся должны рассматривать его в 4-х  аспектах:

  1. Проблема, поставленная в исходном тексте
  2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
  3. Авторская позиция.
  4. Аргументация собственного мнения, подкрепленная тремя развернутыми аргументами.

При выполнении части «С» учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:

  1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).
  2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной). Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).
  3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов это не такая уж лёгкая задача, но именно она становится одной из важнейших для обучения школьников в условиях текстового подхода. Ведь именно ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.

Работу с текстом пытаемся проводить  в следующих формах:

  • речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции;
  • лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции;
  • творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Приёмы работы, связанные с использованием текста, применяю самые разные. Одним из них это беседа с учащимися. Вопросы по тексту задаю не только сама, но и учащиеся.

Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Большим подспорьем в работе над текстом является словарная работа.  Особое место в данном случае   занимают вопросы типа:

В каком предложении все слова употреблены  в прямом значении?

Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?

В каких  предложениях есть фразеологизм?

Особое внимание на уроках  уделяем использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному   типу речи.

В каком абзаце есть предложения, где обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?

Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте?

После написания сочинения обязательным стало прослушивание сочинений и их анализ.

В основе работы над сочинением- размышлением лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию части «С»: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания частей «А» и «В», где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.

Чтобы подготовиться к успешному  написанию сочинения-рассуждения, ребятам необходимо  решить следующие задачи:

  • вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности;
  • определить последовательность анализа исходного текста;
  • представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста;
  • познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов;
  • пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения;
  • научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения;
  • познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления.

Для успешной работы над сочинением обязательным условием является прорабатывание и осмысление памятки о требованиях к сочинению-рассуждению, всевозможных клише.

Подготовка к выполнению части «С» – это невероятно ответственная и трудная работа. Каждый педагог сам определяет для себя и своих учеников путь к успеху. Но все мы должны помнить одно: подготовка к итоговому, теперь уже обязательному и неизбежному, экзамену по русскому языку, должна осуществляться планомерно, чем раньше школьники начнут знакомиться с системой тестирования, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку.

Список источников

  1. Любичева Е.В. Как написать сочинение на едином государственном экзамене.-М.:Айрис-пресс,2007.
  2. Нарушевич А.Г. Виды аргументации в сочинении как компоненте единого государственного экзамена по русскому языку. –Ростов-на-Дону, 2001.
  3. Симакова Е.С.Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение.-М.:АСТ: Астрель,2009.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика