logo

Работа с картой на уроке истории

Работа с картой на уроке истории

Автор: Крузин Николай Николаевич
учитель истории  МБОУ “Селиховская  СОШ”

Работа с картой на уроке истории
(методические рекомендации в помощь учителю)

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА: ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III-I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в XVIII в.

Исторические карты отличаются от географических карт. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений – скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших – точки.

Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. В названии карты указаны место и время событий.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы потому, что на них отражены события и явления учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт. Как правило, тематические карты используются на фоне и в сочетании с общими картами, дополняя друг друга.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Ученики знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У них складываются представления о различии географических и исторических карт (статика и динамика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, запад, восток). В основной школе эти знания требуют своего дальнейшего углубления и развития.

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и, прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по истории России и всеобщей истории. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель продемонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек ученики найдут эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убедятся, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Ее очертания мелом учитель нанесёт на физическую карту, и ученики еще раз сравнят положения рек, морей с контурами исторической карты.Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (единичное). Этот район земного шара можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Египта и помещает ее на карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Для закрепления полученных знаний желательно провести игру «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков). Ученик получает карту Древнего Египта, разрезанную на части в виде квадратов. Как показывает практика, ему потребуется около четырех минут, чтобы собрать такую карту. Затем дается задание определить, как можно попасть из родного города в современный Египет (прием путешествия).

На уроке «Природа и занятия жителей Древнего Египта» историческая карта, содержание учебника помогают ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, выявить условия благоприятные и неблагоприятные для земледелия.

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «изваряг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII – начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».

Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. (Они мысленно разбивают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому.Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТУРНОЙ КАРТЫ

Учитель истории должен обучить школьников общим требованиям оформления контурной карты:

1. Надписи и подписи

– оформляются аккуратным печатным шрифтом. Что должно бать записано на контурной карте определяет учитель (главное – не пере грузить карту информацией);

– размер надписи должен соответствовать размерам и важности объекта, размер букв должен быть одинаковым (как и промежутки между ними);

– надписи не должны перекрывать контуры и другие обозначения;

– надписи названий населённых пунктов, других объектов, занимающих на карте маленькую площадь, располагают относительно параллелей. Если на карте параллели не указаны – надписи располагают параллельно нижней рамки карты. Начало надписи этих объектов должно начинаться рядом с объектом (города правее от пунсона.Если надпись длинная – можно ставить первые буквы, сделав ссылку в легенде);

– название объектов, имеющих форму кривых линий, располагают на самом изображении объектов или вдоль их направления;

– название объектов, имеющих на карте форму плоскости, подписывают в середине изображения. Буквы названия должны быть расположены так, чтобы сама надпись раскрывала форму и размер объекта;

– надписи рек располагают в местах наименьшей загруженности карты над линией реки. Надписи длинных рек повторяют два или три раза.

– надписи и подписи всех типов должны быть чёткими, легко читаться и не перегружать карту;

– государственные границы обязательно наводятся («поднимаются») красным цветом;

– обязательно подписываются названия соседних государств.

2. Легенда.

Во время оформления (составления) легенды обращать внимание школьников на следующее:

– все условные обозначения карты, за исключением общепринятых, и все сокращения должны быть пояснены;

– каждое новое пояснение необходимо располагать в столбик с нового ряда. Если «поля» легенды не хватит, легенда продолжается на обратной стороне карты;

– желательно придерживаться определённого порядка расположения в легенде условных обозначений: границы и территории, населённые пункты, направления.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТ УЧЕНИКИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

Работа с исторической картой поможет ученикам

а) знать,

– что название карты отражает тему и ее основное содержание;

– что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;

– на ней могут быть показаны разновременные события;

– сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве;

– карты имеют масштаб;

– условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

б) уметь:

– узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;

– определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

– правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность;

– передавать содержание карты графическими средствами;

– сопоставлять обозначенные на карте явления;

– сравнивать размеры территорий;

– находить на карте и называть включенные в легенду знаки;

– находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

– сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

– выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;

– применять карту при анализе причин и следствий событий;

– анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;

– сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; – сопоставлять разномасштабные карты и планы;

– читать карты и картосхемы.

ПРИМЕРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ С КАРТОЙ

6 класс

Тема «Создание Египетского государства»

При помощи карты учебника:

– Охарактеризуйте особенности географического положения Египта;

– Какие природные условия способствовали хозяйственной деятельности человека? Какие мешали хозяйственному развитию?

Тема «Древний Китай»

– Покажите на карте район возникновения древней китайской цивилизации;

– Назовите реки, в долинах которых зародилась древняя китайская цивилизация;

– Какие природные условия влияли на развитие древней китайской цивилизации;

– Что такое Большая Китайская стена? Кто и для чего приказал её соорудить? Найдите её на карте. Вычислите её протяжённость. Прочтите текст в учебнике об этом сооружении. Сравните его с прочтённой информацией на карте.

Тема «Природные условия Италии»

– В чём похожи природные условия Италии и Греции?

– В чём отличие природных условий и как это влияло на занятия населения Древней Италии?

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика