logo

Работа по карточкам

Работа по карточкам

Автор: Нагибко Елена Владимировна,
педагог русского языка и литературы (5-11 классы)
МБОУ «СОШ №2»,
г. Дальнереченск, Приморский край

Карточка 1

Княгиня Щербацкая находила, что сделать свадьбу до поста, до которого оставалось пять недель, было невозможно, так как половина приданого не могла поспеть к этому времени; но она не могла не согласиться с Левиным, что после поста было бы уже и слишком поздно, так как старая родная тетка князя Щербацкого была очень больна и могла скоро умереть, и тогда траур задержал бы еще свадьбу. (Л.Н. Толстой. Анна Каренина)

  1. Укажите синонимы к глаголу находить и антоним к глаголу согласиться.
  2. Выполните морфемный разбор слов оставалось, задержал, поздно, больна.
  3. Выпишите все служебные части речи, распределив их по группам: предлоги, союзы, частицы.
  4. Определите синтаксические функции инфинитивов.
  5. Составьте схему предложения.

Карточка 2

На том месте, где была наша усадьба, теперь новая деревня построилась, и в старом саду – сенокос, но трава на когда-то удобренных клумбах и теперь растет выше, косцы узнают, вспоминают, что тут раньше были цветы. (М.М. Пришвин. Кащеева цепь)

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова старый. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении.

1) Достигший старости;
2) давний, существующий с давнего времени, долго;
3) долго бывший в употреблении;
4) уже не действительный, негодный;
5) старинный, древний;
6) прежний, не современный, устаревший;
7) бывший прежде чего-нибудь другого, предшествующий.

  1. Выполните словообразовательный разбор слов сенокос, вспоминать.
  2. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  3. Выпишите все словосочетания с типом связи согласование.
  4. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 3

Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям: неторопливо сменяясь, протекали они по душе и оставили в ней наконец одно общее чувство, в котором слилось все, что я видел, ощутил, слышал в эти три дня, – все: тонкий запах смолы по лесам, крик и стук дятлов, немолчная болтовня светлых ручейков с пестрыми форелями на песчаном дне, не слишком смелые очертания гор, хмурые скалы, чистенькие деревеньки с почтенными старыми церквами и деревьями, аисты в лугах, уютные мельницы с проворно вертящимися колесами, радужные лица поселян, их синие камзолы и серые чулки, скрипучие, медлительные возы, запряженные жирными лошадьми, а иногда коровами, молодые длинноволосые странники по чистым дорогам, обсаженным яблонями и грушами… (И.С. Тургенев. Ася)

  1. Укажите синонимы к прилагательным в словосочетаниях тонкий запах и светлый ручеек.
  2. Выполните словообразовательный разбор слов случайность, очертание, длинноволосый.
  3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  4. Выпишите все словосочетания с типом связи управление, в которых главные слова выражены не глаголом.
  5. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 4

Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла нет на земле и все благополучно. (А.П. Чехов. Человек в футляре)

  1. Укажите синонимы к словам кроткий, печальный, прекрасный.
  2. Выполните морфемный разбор слов уснувшими, тихо, ласково, умиление.
  3. Выпишите все прилагательные, укажите их разряды.
  4. Выпишите словосочетания с типом связи управление.
  5. Составьте схему предложения.

Карточка 5

Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась и что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство, которое ни к чему доброму не может их привести. (А.С. Пушкин. Барышня-крестьянка)

  1. Укажите синонимы к словам легкомысленный, раскаиваться.
  2. Выполните словообразовательный разбор слов признаться, легкомысленный, свидание.
  3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  4. Определите синтаксические функции инфинитивов.
  5. Составьте схему предложения.

Карточка 6

Июньскому дню требовалась вечность для угасания: небо, высокие цветы, неподвижные воды – все это как-то повисало в бесконечном замирании вечера, которое не разрешалось, а продлевалось еще и еще грустным мычанием коровы на далеком лугу или грустнейшим криком птицы за речным низовьем, с широкого туманного мохового болота, столь недосягаемого, что еще дети Рукавишниковы прозвали его: Америка. (В.В. Набоков. Другие берега)

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова бесконечный. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении.

1) Не имеющий конца, пределов;
2) непомерно длинный, не прекращающийся;
3) чрезвычайный по силе проявления.

  1. Выпишите слова с формообразующими суффиксами. Выделите их, укажите характеристику словоформы.
  2. Выпишите все прилагательные, укажите их разряды.
  3. Выпишите словосочетания с типом связи управление, в которых главные слова выражены не глаголом.
  4. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 7

Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

  1. Подберите к словам вниз и вдаль антонимы и синонимы, в том числе выраженные и фразеологизмами.
  2. Выпишите слова с формообразующими суффиксами. Выделите их, укажите характеристику словоформы.
  3. Выпишите все прилагательные, укажите их разряды.
  4. Выпишите словосочетания с типом связи примыкание.
  5. Составьте схему предложения.

Карточка 8

Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходи ли табуны; с другой – бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа. (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова частый. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении.

1) Состоящий из близко расположенных друг к другу частей, густой; плотный;
2) расположенный на небольшом расстоянии друг от друга;
3) состоящий из быстро следующих одно за другим движений, моментов;
4) повторяющийся, появляющийся через короткие промежутки времени.

  1. Выпишите слова с формообразующими суффиксами. Выделите их и укажите грамматическую характеристику словоформ.
  2. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  3. Выпишите все словосочетания с типом связи управление, в которых главные слова выражены не глаголом.
  4. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 9

К середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступила отвратительная погода, какая свойственна северному побережью Черного моря: то по целым суткам тяжело лежал над землей и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык; то с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи; то задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган, и верхушки деревьев раскачивались от него, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, а железные кровли крыш гремели по ночам, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах. (А.И. Куприн. Гранатовый браслет)

  1. Укажите, какие выразительные языковые средства использованы в предложении.
  2. Выполните словообразовательный разбор слов рождение, побережье, северо-запад.
  3. Выпишите все прилагательные, укажите их разряды.
  4. Выпишите все словосочетания с типом связи примыкание.
  5. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 10

Когда же Базаров после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас, когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, и вот уж глядеть вслед было незачем, и пыль улеглась, и Тимофеич, весь сгорбленный и шатаясь на ходу, поплелся назад, в свою каморку, когда старики остались одни в своем, тоже как будто подряхлевшем доме, – Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

  1. Охарактеризуйте слова тарантас и каморка с точки зрения ограничения в употреблении.
  2. Выпишите слова с формообразующими суффиксами. Выделите их, укажите грамматическую характеристику словоформ.
  3. Выпишите все служебные части речи, распределив их по группам: предлоги, союзы, частицы.
  4. Выпишите все словосочетания с типом связи примыкание.
  5. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 11

По голосу его, по тому, как он вдыхал запах речной воды, оглядывался по сторонам и засмеялся, когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок все дальше, пока не занесло в заокские леса, – по всему этому я понял, что Зуев не хочет торопиться только потому, что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных местах, куда он не надеялся возвратиться.

(К.Г. Паустовский. Ночь в октябре)

  1. Подберите синонимы к прилагательным в сочетании необыкновенная и изумленная радость.
  2. Выпишите глаголы в форме прошедшего времени и выполните их морфемный разбор.
  3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  4. Выпишите все словосочетания с типом связи согласование.
  5. Составьте схему предложения.

Карточка 12

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания, – и никогда не мог насытиться. (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

  1. Подберите синонимы к словам странный, радость, страдание.
  2. Выполните морфемный разбор слов жертвовал, поглощая, нежность, страдания, насытиться.
  3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  4. Выпишите словосочетания с типом связи согласование.
  5. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Карточка 13

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь. (Ф.М. Достоевский)

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова жалкий. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении.

1) Возбуждающий жалость, несчастный; беспомощный;
2) жалобный, трогательный;
3) плохой, невзрачный;
4) ничтожный, негодный, презренный.

  1. Выпишите слова и сочетания слов с формообразующими элементами. Выделите их, укажите грамматическую характеристику словоформ.
  2. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  3. Выпишите все словосочетания с типом связи управление.
  4. Составьте схему предложения.

Карточка 14

Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припоминается мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. (А.П. Чехов. Дом с мезонином)

  1. Подберите синонимы и антонимы к словам изредка и вдруг.
  2. Выпишите слова с формообразующими суффиксами. Выделите их, укажите грамматическую характеристику словоформ.
  3. Выпишите все служебные части речи, распределив их по группам: предлоги, союзы, частицы.
  4. Выпишите словосочетания с типом связи управление, в которых главные слова выражены не глаголом.
  5. Составьте схему предложения.

Карточка 15

Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он все-таки не хотел: он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

  1. Подберите синонимы к словам стыдиться, заносчивость, благоприятный.
  2. Выпишите все глаголы, употребленные в личной форме, укажите их инфинитив. Образуйте от них все возможные формы причастий и деепричастий.
  3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.
  4. Определите синтаксическую функцию инфинитивов.
  5. Выполните пунктуационный разбор предложения.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!