logo

Рабочая учебная программа по геометрии (7 — 9 класс)

Рабочая учебная программа по геометрии (7 — 9 класс)

Автор: Мельничук Мария Павловна,
учитель математики в 5 — 11 классах
МОУ «Масловская школа», с. Маслово,
Джанкойский район, республика Крым

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденого приказом № 1089 от 05.03.2004 г. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69)
  • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]  составитель Т.А. Бурмистрова  – М.: Просвещение, 2009.
  • Учебника: Геометрия 7-9/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. ] – М.: Просвещение,
  • Образовательной программы основного общего образования МОУ «Масловская школа»
  • Учебного плана МОУ «Масловская школа» на 2015/2016 учебный год.

В учебном  плане МОУ «Масловская школа»  на изучение геометрии в средней школе отводится  в каждом классе по 2 часа в неделю, всего за 3 года  488 часов.

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих  целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображе­ния, алгоритмической культуры, критичности мышления на уров­не, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонауч­ных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подго­товки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понима­ния значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией ма­тематических идей.

Требования к уровню подготовки обучающихся 

 В результате изучения математики на базовом уровне ученик дол­жен знать/понимать: 

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность при­менения математических методов к анализу и исследованию про­цессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;
  • универсальный характер законов логики математических рассуж­дений, их применимость во всех областях человеческой деятель­ности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.  

В результате изучения геометрии  на базовом уровне выпускник должен уметь:

  •  распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
  • изображать планиметрические фигуры; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов);
  • решать геометрические задачи, опираясь на свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
  • решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  7  КЛАСС

 1. Начальные геометрические сведения (10 часов).

 Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок,  луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение  отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений  учащихся  путём обобщения очевидных  или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, т сами аксиомы не формулируются в явном виде.  Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного наложения. Определённое внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

  1. Треугольники (17 часов).  

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать  равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются  основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Применение признаков равенства треугольников при решении задач даёт возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений.

  1. Параллельные прямые (13 часов)  

Признаки  параллельных  прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель – ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое  представление об аксиомах и аксиометрическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные  с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей ( накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются  в дальнейшем при изучении четырёхугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов).  

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между  параллельными  прямыми. Построение треугольника по трём элементам.

Основная цель – рассмотреть новые  интересные и важные свойсва треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам, а также установить  некоторые свойства  и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы   о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль , в частности используется в задачах на построение.

  1. Повторение. Решение задач ( 12 часов)  

Основная цель —  обобщить и систематизировать материал, изученный в течение учебного года. Формирование и совершенствование умений и навыков решения задач. Провести итоговую ( годовую) контрольную работу.

8 КЛАСС. 

  1. Четырёхугольники (14 часов).  

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель – изучить наиболее  важные виды четырёхугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление  о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем  данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырёхугольников.

  1. Площадь (14 часов).  

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника. трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель – расширить и углубить полученные 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей  прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются, исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой  не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для  школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем  дать простое доказательство  признаков подобия треугольников.

Доказательство теоремы  Пифагора основывается  на свойствах площадей.

  1. Подобные треугольники ( 19 часов)  

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла  прямоугольного треугольника.

Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися  тригонометрического аппарата   геометрии.

Определение подобных треугольников даётся не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность  сходственных сторон. Признаки подобия доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия  доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения  о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс  острого угла прямоугольного треугольника.

  1. Окружность (17 часов).  

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки точки треугольника.  Вписанная и описанная окружность.

Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью, познакомить учащихся с четырьмя  замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить больше внимания решению задач.

Наряду с теоремами об    окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются  свойство сторон  описанного четырёхугольника и свойство углов вписанного четырёхугольника.

  1. Повторение (6 часов).  

Основная цель — обобщить и систематизировать  материал, изученный в течение учебного года; провести итоговую (годовую) контрольную работу.

9 КЛАСС  

  1. Векторы. Метод координат ( 18 часов).  

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение  векторов и координат при решении задач.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как  направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с  использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется  как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике. Основное внимание должно уделяться выработке умений выполнять операции над векторами.

На примерах показывается, как векторы могут применяться  к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым даётся представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов ( 11 часов).  

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умения учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и, косинус и тангенс любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится ещё одна формула площади треугольника ( половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется при решении треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике ( произведение длин векторов на  косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его  применение  при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделять выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга ( 12 часов).  

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы даётся определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью  описанной окружности решаются задачи о построении правильных многоугольников.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга.

  1. Движения (8 часов).  

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии (8 часов).  

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.

Основная цель – дать начальное  представление о телах и поверхностях в пространстве;  познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда,  пирамиды), а также  тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии).  

  1. Об аксиомах геометрии (2 часа).

 Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление  о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

  1. Повторение . Решение задач. (9 часов).  

Повторение и систематизация материала, изученного в 7-9 классах. Подготовка к ОГЭ.  Итоговая (годовая ) контрольная работа.

УЧЕБНО  — МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

1. Геометрия: учебник для 7-9 классов/ [ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.].- М: Просвещение, 2014.

2. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина,-М: Просвещение, 2014.

3. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. –М: Просвещение, 2014.

4. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 класса/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина.- М: Просвещение,2014.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!