logo

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3-м классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание».

Клуб «Культура общения»

Автор: учитель ОПК
Матвеева Ольга Анатольевна 

Аннотация 
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведение и формирования моральных привычек.

В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Культура общения» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности». Занятия по культуре общения должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно ответить всех, кто выполнил домашнюю работу.

На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждении жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 68 занятий и рассчитана на один год обучения.

Цели и задачи курса
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественны выставки, просмотр видеофильмов. Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

  • Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
  • Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
  • Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следовать идеалу в жизни.
  • Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
  • Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии
4. Афоризмы.
5. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
6. Каким должен быть воспитанный человек.
7. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
8 Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде¬ний.
9. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
10. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять обещание.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по¬дарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са¬моконтроля в самовоспитании.
6. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
7. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
8. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
9. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
10. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
11. Быть сострадательными к чужому горю.
12. Не обижать животных и птиц.
13. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
14. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Учебно-календарный план

Кол-во уроков Название темы
8 Раздел №1    Культура общения
7 Раздел № 2. Самовоспитание
6 Раздел № 3. Общечеловеческие нормы нравственности
10 Раздел № 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
7 Раздел №5. Культура общения в семье
17 Раздел №6. Познай самого себя
13 Раздел №7. Искусство и нравственность

Программа рассчитана на 68 часов

Календарно-тематический план

№ п/п Тема занятия Дата Кол-во часов Вводимые понятия и термины Оборудование
Раздел № 1. Культура общения
1 Этикет разговора. 1 Этикет Тест «Как вести себя в общественных местах»
2 Обращение к разным людям. 1 Общение
3 Вежливый отказ, несогласие 1 Вежливость Презентация «Волшебные слова»
4 Этикетные ситуации. 1
5 Афоризмы. 1
6 Разговор по телефону 1 Тест на умение пользоваться мобильным телефоном
7 Школьный этикет. 1
8 Играем роль воспитанного человека. 1 Воспитанность
Раздел № 2. Самовоспитание
9 Что значит быть вежливым? 1 Презентация «Вежливость»
10 Мои достоинства и недостатки. 1 Достоинство
11 Большое значение маленьких радостей. 1
12 О хороших и дурных привычках. 1 Привычка Презентация «Вредные привычки»
13 О хороших и дурных привычках. 1
14 Культура внешнего вида. 1 Внешний вид Презентация «Внешний вид»
15 Афоризмы о самовоспитании. 1 Самовоспитание Тест «Правила аккуратности»
Раздел № 3. Общечеловеческие нормы нравственности
16 Заповеди: как мы их исполняем. 1 Заповедь Презентация «Заповеди»
17 О сострадании и жестокосердии. 1 Сострадание, милосердие Презентация «Жестокость»
18 Лгать нельзя, но если…? 1 Ложь, правда
19 Всегда ли богатство счастье? 1
20 Спешите делать добро. 1 Тест «О добром отношении к людям»
21 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 Трудолюбие
Раздел № 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
22 «Как сердцу высказать себя?» 1
23 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 Трудные ситуации
24 «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 Сочувствие
25 «Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки». 1
26 Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 Манеры
27 Поведение на улице и дома. 1 Диагностика этики поведения.
28 Умей ценить свое и чужое время. 1
29 Дал слово – держи. 1
30 Афоризмы 1
31 Чему мы научились на уроках этики 1
Раздел № 5. Культура общения в семье.
32 Традиции общения в русской семье. «Домострой». 1 Презентация «Домострой»
33 Культура общения в современной семье. 1 Презентация «Семья»
34 О терпимости к ближним. 1 Толерантность Презентация «Поговорим о толерантности»
35 Культура спора. 1
36 Помни о других – ты не один на свете. 1
37 Этикетные ситуации. 1 Презентация «Золотые правила нравственности»
38 В мире мудрых мыслей. 1
Раздел № 6. Познай самого себя
39 «Познай самого себя». 1
40 Самовоспитание 1 Самовоспитание Презентация «Самовоспитание»
41 Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 1
42 Как я работаю над собой. 1 Диагностика нравственной самооценки.
43 О терпении. 1
44 Конец каждого дела обдумай перед началом. 1
45 «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1
46 Об источниках наших нравственных знаний. 1 Нравственные знания
47 Совесть – основа нравственности. 1 Совесть
48 «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 Диагностика жизненных ценностей.
49 «Досадно мне, что слово честь забыто». 1
50 Заветы предков. 1
51 Россияне о любви к Родине. 1
52 Твоя малая родина. 1 Малая родина
53 «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 Презентация» Дружба и порядочность»
54 Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. 1
55 «Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей» 1 Приветливость
Раздел № 7. Искусство и нравственность
56 Нравственное содержание древних мифов. 1 Мифы Иллюстрации
57 За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1
58 Положительные герои в былинах и сказках. 1
59 Отрицательные герои влитературных произведениях. 1
60 «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 Тест «Доброжелательность» (по детским книгам).
61 Искусство и нравственность.
62 «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1
63 Обзор курса этикета. 1 Презентация «Азбука общения»
64 Письменный ответ на вопрос. 1 Диагностика нравственной мотивации.
65-68 Резервные занятия

Учебно-методический комплект

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение 2008.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2011.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. /Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004-2007. — № 1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвщение, 2010.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] — М.: Просвщение, 2009.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н. Суслов. — М.: Просвщение, 2010.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. — М.: Просвщение, 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009.
9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика [Текст] / А.И. Шемшурина. — М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!