logo

Рабочая программа профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера»

Рабочая программа профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера»

Автор: Жгунова Анна Валерьевна,
педагог-психолог МОУ СОШ № 3,
г. Алзамай, Иркутская обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Рабочая программа составлена на основе программы Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия» М.: Просвещение 2009 г.,  с дополнением из программы «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, М.: Просвещение 2005 г.,  утвержденной на методическом совете протокол №3 от 03.09.2015 г.

Место предмета в  учебном плане

Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской  области РАСПОРЯЖЕНИЕ 164 отводит 16 часа федерального компонента  в 9  классе, для обязательного изучения учебного курса.

Рабочая  программа рассчитана на 16 учебных часов.

Общая характеристика учебного предмета

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.  О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия  ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции,  умениям и навыкам работы в сотрудничестве.

Концепция модернизации общего образования предполагает создание портфолио, один из разделов которого посвящен профессиональному самопознанию. Предполагается, что по окончании занятий курса «Твоя профессиональная карьера» этот раздел учащимися будет заполнен на основе познания своих качеств, профессиональных предпочтений, способностей они смогут сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

В процессе преподавания курса будут использоваться разнообразные формы организации занятий и  методы обучения: комбинированный урок, урок-тест, урок-конкурс, урок-консультация, урок-защита тематических  заданий, урок-лекция, урок-практикум, урок-экскурсия, урок — деловая игра, индивидуальные  и  групповые  беседы;  описание профессий, встреча  с представителями  отдельных профессий, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Формой итоговой аттестации является разработка и защита проектов по темам курса программы. Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы. Проектная деятельность позволяет скорректировать личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, сформировать навыки группового взаимодействия.

Тематическое планирование


п\п
Раздел (тема) Кол-во часов
1  Что я знаю о своих возможностях? 1
2 Свойства нервной системы. Темперамент. 1
3 Особенности мышления 1
4 Память и внимание 1
5 Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции 1
6 Что такое характер? 1
7 Признаки волевых черт характера 1
8 От типа мышления к профессиональному выбору 1
9 Склонности и интересы в выборе профессии (диагностика) 2
10 Что я знаю о мире профессий 1
11 Особенности в выборе профессии 2
12 Способности и профессиональная пригодность 1
13 Личный профессиональный план 1
14 Самопрезентация 1
Итого 16

Содержание  программы курса (16 часов)

Тема 1.  Мои возможности, и что я о них знаю? (1 час). Установление контакта с группой, информирование о целях занятий, формирование положительной мотивации.

Тема 2.  Свойства нервной системы. Темперамент (1 час). Определение свойств нервной системы, знакомство с понятием «темперамент», определение типа темперамента. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная психодиагностика «Тест Айзенка», работа в группе «Определи темпераменты героев карикатур».

Тема 3. Особенности мышления (1 час). Представления о мышлении и его особенностях, рекомендации по развитию мышления. Практическая деятельность учащихся: решение логических задач, групповое обсуждение памятки «Как развивать мышление».

Тема 4. Память и внимание (1 час). Знакомство с понятиями  «память» и «внимание», определение особенностей памяти и внимания, рекомендации по развитию памяти и внимания.

Практическая деятельность учащихся: индивидуальная психодиагностика по определению особенностей памяти, групповое обсуждение методов запоминания, памятки «Как тренировать память», упражнение «муха», психологическая задача, тренинг «Проверь и воспитай своё внимание».

Тема 5. Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции (1 час). Богатство эмоциональных проявлений человека, разрушительная сила негативных эмоций и ответственность за них; приёмы саморегуляции. Практическая деятельность учащихся: тренинг «назови эмоцию», индивидуальная психодиагностика «тест эмоций, опросник Баса-Дарки», тренинг на снятие эмоционального напряжения, составление памятки на «чёрный день».

Тема 6. Что такое характер (1 час). Понятие «характер», волевые черты характера. Практическая деятельность учащихся: групповая работа «Азбука характера», индивидуальный самоанализ «Мои черты характера».

Тема 7. Признаки волевых черт характера (1 час). Самовоспитание характера, добродетельный характер, анализ способов формирования характера. Практическая деятельность учащихся: тренинг «В поисках положительных качеств», создание кодекса поведения в классе.

Тема 8. От типа мышления к профессиональному выбору (1 час). Работа со школьным тестом умственного развития. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная психодиагностика, работа с тестом.

Тема 9.  Склонности и интересы в выборе профессии (2 часа). Взаимосвязь интересов «хочу знать»  и склонностей «хочу делать»; как управлять своими интересами. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная психодиагностика «Карта интересов».

Тема 10. Что я знаю о мире профессий? (1 час). Представление о многообразии мира профессий и его классификация. Определение степени информированности учащихся о мире профессии. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по описанию возможных профессий, относящихся к различным типам, по моделированию признаков профессии; игры «Самая-самая», «Профессия на букву».

Тема 11. Особенности в выборе профессии (2 часа). Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любых профессий, возможности ошибок и их последствий; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.  Практическая деятельность учащихся: составление профессиограммы своей предполагаемой профессии. Упражнение «Подарок».

Тема 12. Способности и профессиональная пригодность (1 час). Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях. Соотнесение этих знаний со своими возможностями. Практическая деятельность учащихся: работа в группах: анализ информации с точки зрения осмысления некоторых профессий и соотнесение их со своими возможностями. Игра «Звёздный час».

Тема 13. Личный профессиональный план (1 час). Обобщение и систематизация приобретённых знаний. Практическая деятельность учащихся: Составление правил личного профессионального плана. Игра «Человек- профессия».

Тема 14. Самопрезентация (1 час). Самопрезентация как умение подать себя. Составление резюме. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по анализу правил поведения на собеседовании, проведение пробных интервью. Игра «А вот и я». 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:  значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:  соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Рабочей   программой по курсу «Твоя профессиональная карьера», утвержденной  приказом директора №167 — О от 04.09.2014 г.

Планирование рассчитано на 1 час в неделю, в течение первого полугодия, всего 16 часов.

При изучении курса используется следующий учебно-методический комплекс:

  1. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2000
  2. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. — М.: Генезис, 2002
  3. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. — М. Просвещение, 2003

урока
 Содержание (тема урока)  Кол-во часов  Дата  Примечание
1 Что я знаю о своих возможностях? 1
2 Свойства нервной системы. Темперамент. 1
3 Особенности мышления 1
4 Память и внимание 1
5 Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции 1
6 Что такое характер? 1
7 Признаки волевых черт характера 1
8 От типа мышления к профессиональному выбору 1
9  Склонности и интересы в выборе профессии (диагностика) 1
10 Склонности и интересы в выборе профессии (диагностика) 1
11 Что я знаю о мире профессий 1
12 Особенности в выборе профессии 1
13 Особенности в выборе профессии 1
14 Способности и профессиональная пригодность 1
15 Личный профессиональный план 1
16 Самопрезентация 1

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!