logo

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Автор: Курило Анна Владимировна,
учитель по физической культуре
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

Пояснительная записка

Данная  программа cоставлена  на  основе  авторской программы «Комплексная  программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов»  В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2010), и  примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. — М.: Просвещение, 2010).

Является модифицированной и разработана на основании государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Общая характеристика учебного предмета

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Внеурочная деятельность по спортивно-образовательному  направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеурочной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.

Цель:

формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
  • способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2  класса, 8-9 лет. 1 час в неделю всего 35 часов в год. Согласно годовому календарному графику и расписанию  внеурочных занятий  МБОУ СОШ УИОП на 2014-2015 учебный год, по плану за год 35 занятий при одночасовом занятии в неделю.

Содержание учебного предмета

В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал  по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности, а так, же комплексные гимнастические упражнения, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки.   Вводятся понятия   структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности, инсценировки, театрализованные представления, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры.

Основу учебного материала составляют игры, сходные  по определённым признакам:

  • по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
  • по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
  • по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
  • по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
  • по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
  • по отношению к структуре занятий (для  подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Основные направления Перечень подвижных игр.
На обучение и закрепление навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентации в пространстве. «У медведя во бору», «Филин и пташка», «Горелки», «Кот и мышь», «Пятнашки», «Гуси — лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест», «Два мороза» эстафеты.
На обучение и закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых способностей, ориентации в пространстве. «Прыгающие воробушки», «Совушка», «Удочка», «Прыгай через ров», «Волк во рву»
На обучение и закрепление навыков метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей. «Охотники и утки», «Волк во рву», «Метко в цель», «Салки с мячом», эстафеты с мячом.
На развитие и закрепление психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления) «Выложи сам», «Волшебная палитра», «Запомни порядок», «Знать все», «Повтори за мной», «Запомни движение», «Узнай, кто я», «Возьми и передай», «Ну-ка отгадай», «Определи игрушку», «Баба яга», «Три характера», «Класс смирно», «К своим флажкам», «Море волнуется – раз».

Тематическое планирование

Название раздела Общее кол-во часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 Народные игры 9 9
2 Игры на развитие психических процессов 8  1 7
3 Подвижные игры 13 13
4 Подвижные игры с элементами спортивных игр  5  5
Всего:  35  1 34

Календарно-тематическое планирование

Формы и виды контроля 

Основными формами проведения занятий являются беседы, театрализованные игры, обсуждение увиденного и праздники.

Виды контроля: наблюдение, собеседование.

Материально-техническое обеспечение программы: 

  • гимнастическая дорожка (8 матов);
  • 25 теннисных мячей;
  • 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
  • 25 гимнастических обручей;
  • 25 гимнастических палок;
  • 6 мячей для мини-баскетбола;
  • 5 платочков;
  • 25 скакалок;
  • 30 мешочков одного размера ;
  • 2 декоративные удочки;
  • 14 флажков;
  • 2 набора «Городки»;

Учебно-методическая литература

Основная.

  • ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,
  • ФГОС Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.
  • «Воспитательная работа в начальной школе» — С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2009.

Дополнительная

  • Плакаты методические, учебные пособия, таблицы по стандартам физического развития, раздаточный материал.
  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2010.
  • «Я иду на урок» — Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2010.
  • Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие  /Владос, 2009.
  • Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 2008.

Результаты освоения учебного предмета
Универсальными действиями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Программа направлена на:
реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

приобретение практических навыков и умений, в том числе и в самостоятельной деятельности, на формирование познавательной и предметной активности учащихся;

расширение межпредметных связей, ориентирующих на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе выполнения физических упражнений, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Горелки», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Прогнозируемые результаты:

  • формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики.
  • введение детей в предметную область физической культуры. Овладение способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение   ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, и не ограничивающее развитие других способностей.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!