logo

Рабочая программа по кружковой деятельности «Школа безопасности»

Рабочая программа по кружковой деятельности «Школа безопасности» для учащихся 13-14 лет

Автор: Курило Анна Владимировна,
учитель по физической культуре
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

  1. Пояснительная записка  

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем се­рьезнее психологическая подготовка к всевозмож­ным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Силь­ные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гу­манными, законными путями.

Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.      

Цель:

  • развитие у школьников качеств, обес­печивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
  • формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодоле­нию жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи:

Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведе­ние в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие  умений работать в группе, коллек­тиве;

Знания, умения и навыки: получение знаний  о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся 12-16 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Школа безопасности» один год. 

Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Школа безопасности» учащийся должен

    • знать:

1) правила выживания в условиях автономии;
2) правила выживания при ЧС;

    • уметь:

3) действовать при возникновении ЧС;
4) действовать в условиях автономии;

    • использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности:

5) для избегания попадания в стрессовые ситуации;
6) правильных действий при попадании в ЧС.

Время проведения занятий:
15.00 – 15.45

Возраст:
13-14 лет

Календарно-тематическое планирование

Содержание программы 

Автономное существование 

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение времени дня.

Подача сигналов бедствия.

Оборудование жилища.

Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах. Водообеспечение.

Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Пожарная безопасность 

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Дей­ствия при возникновении пожара дома.

Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.        

Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях 

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.

Психология поведения людей в экстремальных ситуациях  

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влия­ние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости чело­века к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содер­жание. Место идеомоторной тренировки при обучении прави­лам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содер­жание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Топография 

Понятие  о  топографии.  Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.

Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования  на местности.

Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение  на  местности  по азимуту.

Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута.  

Методическое обеспечение программы

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и уче­ника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздо­ровительных задач на уроках рекомендуется применять разно­образные формы и методы их проведения.

Словесные методы создают у обучающихся предвари­тельные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные пред­ставления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практиче­ские навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, груп­повая, поточная.

Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы и оборудование: компасы, штативы,  цветные таблицы и карты.

Список литературы

1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. — М.:Толк, 1995.
2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. — М: Знание, 1990.
3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. — М.: Зеркало, 1994.
4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
5. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых про¬дуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. — М, 1992.
7. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
8. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — М: ВИМИТ, 1993.
9. Справочник лекарственных растений. — М., 1999.
10. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природ¬ного, техногенного и экологического происхождения. — Ч. 2. — М.: МЧС, 1995.
11. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. — М., 1998.

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!