logo

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» для 4 класса

Автор: Ахроменко Мария Петровна,
учитель начальных классов
МОБУ Гимназия №3,
г. Мелеуз, Республика Башкортостан

Пояснительная записка

Рабочая программа, обеспечивающая комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» для 4 класса, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобразования и науки Российской Федерации № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Примерной основной программы общеобразовательного учреждения 4-5 классы М.: Просвещение, 2010 г. — А.Я. Данилюк, «Основы религиозных культур и светской этики», УМК «Перспектива», Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ Гимназия № 3.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Шемшурина А.И. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных организаций. 4 класс. — М. «Просвещение», 2014.
  2. Шемшурина А.И. Основы светской этики: рабочая тетрадь.4 класс М. «Просвещение».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом содержание комплексного учебного курса рассчитано на 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Комплексный учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики».

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики».

  1. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  3. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

— общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

— единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся — в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 

Метапредметные результаты:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

— готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

— знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в — выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

— первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

— становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

— воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

— осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки к концу учебного года.

— Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

— Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

— Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

— Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

— Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

— Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

— Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

— Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

— Осознание ценности человеческой жизни.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, М. «Просвещение», 2014
  2. Шемшурина А.И. Основы светской этики: рабочая тетрадь.4 класс М. «Просвещение».
  3. А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010

Список дополнительной литературы

  1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
  2. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
  3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Библиотека образовательного ресурсного центра «Этика» ИФ РАН http://iph.ras.ru/ethics_center.htm.
  3. http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/ — Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС
  4. http://www.potachca1.narod.ru/yhitel7.html — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС.
  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
  6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
  7. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru
  8. Презентации с сайтов:
  • http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
  • http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
  • http://www.proshkolu.ru/
  • http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
  • http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
  • http://www.nachalka.info/about/193/
  • http://roditel.edu54.ru/node/16047
  • http://www.uchportal.ru/load/47

Технические средства обучения

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проект.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!