logo

Психолого-педагогический подход в развитии творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности

Психолого-педагогический подход в развитии творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности

Автор: Салямова Ирина Рашидовна 
педагог “Студии моды”, учитель технологии
МОУ “СОШ № 78” г. Красноярска

Актуальность проблемы разработки психолого-педагогических программ развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности, приобретает наиболее широкий спектр рассмотрения в рамках реализации Проекта 02/12 «Сетевое пространство дополнительного образования».

Многие люди еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.

Л.С. Выготский утверждал, что творческой деятельностью является деятельность личности создающая нечто новое.

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приемы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создает ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С. Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение.

Младший подростковый возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Накопление опыта и знаний − это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Все стороны развития в этом возрасте повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования. В этой связи творческий подход в обучении в соответствии с психологическими особенностями, мотивационными предпочтениями и результативной деятельностью, которая так важна для подростков, просто необходим.

В рамках процесса обучения в этом возрасте закладываются основы социализации личности, адаптации к новым возможностям, особенности взаимодействия подростка с окружающими, способы снятия стрессового состояния, самопринятие, самопознание, изменяется самооценка, подростки выстраивают новую систему «самопрезентции» для окружающих, ведется активных поиск новых интересов и способов самовыражения.

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Развитие творческих изобразительных способностей младших подростков в системе дополнительного образования, способствует их дальнейшему личностному росту, самсопознанию, позитивному самоотношению, естественной социализации.

Одна из актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов дополнительного образования в направлении изобразительной деятельности, связана с недостаточной разработкой программ развития творческих способностей в младшем подростковом возрасте.

Данная проблема вызвана противоречием между потребностью подростков в индивидуальном способе самовыражения, саморазвития, использования творческой деятельности и недостаточным уровнем разработанности программ дополнительного образования в сфере изобразительной деятельности, предлагающих рамки стандартных методов обучения, включения репродуктивного вида изобразительной деятельности, минимизацией учета индивидуальных особенностей подростков.

Мы разработали психолого-педагогическую программу развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности. Объектом исследования являются творческие способности младших подростков в изобразительной деятельности, а предметом – психолого-педагогическая программа развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности.

Мы предположили, что разработка психолого-педагогической программы развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности будет наиболее результативной, если:

1. выявить основные критерии творческих способностей;

2. провести диагностическое обследование уровня и особенностей творческих способностей младших подростков;

3. включить в разработку программы основные методы арт-терапии и арт-педагогики;

4. разработать индивидуальные и групповые творческие занятия по изобразительной деятельности.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и разработать психолого-педагогическую программу развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить основные подходы к развитию творческих способностей в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Рассмотреть особенности развития младшего подросткового возраста.

3. Описать основные методы (методы арт-терапии и артпедагогики).

4. Провести диагностическое обследование уровня и особенностей творческих способностей младших подростков.

5. Разработать психолого-педагогическую программу развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности.

В своей работе мы раскрыли основные понятия, например, критериями творческих способностей по Торренсу являются:

1. Беглость – способность продуцировать большое количество идей;

2. Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

3. Оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

4. Разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

5. Сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

6. Абстрактность названия – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.

Арт-терапия – направление психотерапии, основанный на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в творчество. В арт-терапии широко используются музыка, рисование, лепка, кино, фотография, литературное творчество, занятия актерским мастерством.

С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются внутриличностные и межличностные конфликты, кризисные состояния, проводится работа с травмами, тревогами, а также развивается креативность и повышается целостность личности.

Среди видов арт-терапии можно назвать песочную терапию, игротерапию, цветотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, драматерапию (не стоит путать это направление с психодрамой), и многое другое.

Артпедагогика (по определению Е.А. Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического развивающего и коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А.В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования, и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа может в большей мере рассматриваться как арт-терапевтическая, но с превалированием в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех специалистов, которые получили достаточную специальную арт-терапевтическую подготовку.

В своей работе нам пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Нами был проведён ряд исследований.

При помощи опросника, составленного психологами Дж. Рензулли и Р. Хартманом, мы оценили творческий потенциал у младших подростков. Далее мы провели тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо), который состоял из двух эквивалентных форм, включающих по три задания; на выполнение каждого отводится по 10 минут.

В исследовании принимали участие 75 учащихся возрасте 10-12 лет. На базе изостудии «Радуга». Все они были поделены на 3 возрастные группы.

В результате диагностики мы выявили, что наиболее низкий творческий потенциал показали подростки 3-й группы. 1-я и 2-я группа подростков показали приблизительно одинаковые результаты.

Наиболее низкий уровень был отмечен по следующим критериям: оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем; абстрактность названия – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы. При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему.

Результаты теста Торенса, по определению уровня творческого мышления, показали так же достаточно низкий результат.

При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решения. Напряжение не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо. В соответствии с данным определением Е.П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса.

В психолого-педагогическую программу развития творческих способностей младших подростков в изобразительной деятельности вошли основные задачи, методы артпедагогики и арт-терапии.
Артпедагогика способна решить следующие задачи:

  • поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые возникают в процессе общения педагога с учащимися;
  • наличие материала для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике;
  • проработка учебного материала с опорой на имеющийся духовный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми;
  • налаживание отношений между учителем и учениками, создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога;
  • содействие в сохранение целостности человеческой личности, путем воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности;
  • содействие адаптации личности в социуме (самопознанию, самоопределению, самореализации), через приобщение к плодам творчества всего человечества в разных его видах, путем создания собственного творчества;
  • развитие рефлексивной культуры, чувства внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;
  • содействие развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.

Методы арт-педагогики:

  • методы организации учебно-воспитательной деятельности;
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Арт-терапевтические задачи:

  • Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы подростки учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми
  • Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
  • Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
  • Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
  • Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
    Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии.

Методы арт-терапии:

  • Ассоциативный;
  • Проективный;
  • Визуализации;
  • Арт-терапевтические игры.

Для развития творческих способностей необходимо создавать условия в процессе как учебной, так и не учебной деятельности. Так как для проявления творчества необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т.д.

Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.

Перспективами исследования может стать организация работы по развитию творческих способностей у младших подростков.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика