logo

Психологический аспект оценочной деятельности учителя

Психологический аспект оценочной деятельности учителя

Автор: Бойцева Валентина Геннадьевна,
педагог-психолог МБОУ “СОШ №12”,
г. Череповец, Вологодская обл.

Проверка и оценка результатов обучения является важным компонентом деятельности учителя.
Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают в процессе контроля.
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.

Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).

Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, – это их возможное травмирующее влияние на ребенка.

Оценка имеет лишь два значения – положительное  и отрицательное, а отметка – несколько ранговых значений ( внутри этого цифрового ряда начинают развиваться отдельные психологические процессы).

Изучение процесса оценивания деятельности учащихся в школе показало, что отсутствуют четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться педагоги.

Выявленные проблемы можно свести к следующим:

  1. Отметки зависят от отношения учителя к ученику
  2. Наблюдается жесткость оценок учителей авторитарного стиля руководства.
  3. Ошибки великодушия. Есть педагоги, которые завышают оценки.
  4. Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает. Отметки выставляются в диапазоне три-четыре. Не используется вся шкала отметок.
  5. Логические ошибки. Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если логика ответа учащегося правильная, но расходится с логикой преподавателя, то ответ оценивается ниже.
  6. Состояние учащихся. Отметка зависит от умения учащихся владеть собой в ситуации опроса.
  7. Отсроченностъ отметки. Отметки выставляются в дневник отсроченно. Таким образом, дневник превращается в «кладбище отметок»
  8. Объявление оценок. Объявление отрицательных отметок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.
  9. Среднеарифметический подход. Вызывает возражение среднеарифметический подход к выставлению четвертной и годовой отметки.
  10. Процесс оценивания формализован и он, якобы, поэтому обладает большими прогностическими возможностями.

Прежде всего оценивание  тесно связано с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Если мы хотим, чтобы педагогическая оценка стимулировала ученика  при формировании основных учебных компетенций учащихся необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Оценка должна предшествовать отметке. Отметка всегда выводится из оценки.
  2. Разные способы организации внешней оценки (коллективная оценка, взаимооценка одноклассников), основанные на доверии к ученику, уважении его личности,
  3. Отрицательные оценки необходимы. При умелом сочетании с положительными оценками они являются стимулом для роста и совершенствования того, что оценивается (нельзя говорить «Ты глупый, ты лентяй», оцениваем только действие).
  4. Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна и точно адресована.
  5. Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышления.»
  6. Оценка оказывает влияние на межличностные отношения в коллективе.
  7. Желательно иметь при себе разработанные контрольные вопросы по курсу, включающие главный существенный материал.
  8. Разумные требования. Проверять главное. Общеизвестно то, что у некоторых преподавателей для получения высокой оценки школьникам приходится работать с полной отдачей, у других лишь с минимальными усилиями. У одних тесты невыполнимы, у других рассматриваются как пустяковые.
  9. Любая проверка должна начинаться для учащегося успешно
  10. Каждый учащийся должен иметь не одну возможность добиться успеха. У каждого учащегося есть сильные стороны. Поэтому должны быть самые разнообразные виды работ.
  11. При осуществлении обратной связи необходимо определить частоту ее проведения. известно, что чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления но без учета определенных условий интенсивная обратная связь может вызвать отрицательные последствия психического и соматического характера.
  12. От выискивания ошибок к нахождению успеха. Оценивая деятельность учащихся, желательно прежде всего находить успех, положительные моменты в деятельности учащихся
  13. Использование словесного одобрения. Словесное одобрение стимулирует ребенка лучше, чем награды.

Эксперименты, проведенные Эдвардом Диси и Ричардом Райаном, подтверждают этот эффект. Если заплатить людям за разгадывание кроссвордов, то они будут разгадывать меньше кроссвордов, чем те, которым не заплатили. Если заплатить детям за то, что они делают с удовольствием, то это превратит их интересную игру в работу (Д. Майерс).

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика