logo

Психологическая коррекция нарушений коммуникативной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи

Психологическая коррекция нарушений коммуникативной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Митина Ольга Александровна,
педагог-психолог
МБДОУ “Детский сад №59”,
г. Апатиты, Мурманская обл. 

Современные подходы в образовательном процессе дошкольных учреждений  трудно представить без участия в нём педагога-психолога, оказания эффективной психологической помощи детям,  испытывающим трудности в развитии.

В последние годы наблюдается отрадная тенденция расширения и укрепления психологической службы.  Психологический блок работы многообразен, но наиболее значимым является обеспечение психологического здоровья детей, их эмоционального и социального благополучия.

В нашем ДОУ компенсирующего вида основную группу детей составляют дети с нарушениями в развитии, речи и зрения, поэтому особую значимость имеет работа по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, т.к.  именно этот аспект остаётся вне внимания учителей-логопедов и дефектолога.

Беря во внимание, что дошкольный период – это время установления базовых отношений ребёнка с миром, коммуникативного общения, считаю, что в условиях логопедической группы важным блоком работы психолога является развитие коммуникативных качеств личности ребёнка-логопата, и это определило ведущее направление психокоррекционной работы в данном учреждении.

Итак, приоритетом моей работы с детьми являются:

Коррекция  эмоционально-волевой сферы:

  • Проявление агрессивного поведения;
  • Страхи;
  • Повышенная тревожность;
  • Симптомы психосоматики;
  • Эмоциональный комфорт в д/саду;
  • Личностная и волевая готовность к школе.

Развитие коммуникативной сферы.

Процесс речевого общения ребёнка с взрослым имеет исключительное значение для понимания  особенностей формирования психики ребёнка. Общение ребёнка-логопата с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития.

У дошкольников с общим недоразвитием речи неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты.

Это свидетельствует о необходимости проведения систематической коррекционной работы по развитию всех компонентов коммуникативной деятельности.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ОНР и т.п.) отмечаются следующие особенности состояния коммуникативной сферы:

  • Трудность вступления в контакт. У части детей – из-за состояния внутренней тревоги, подозрительности, скрытой агрессии, неуверенности в себе, страха неуспеха от предстоящего контакта;  у других – из-за страха перед агрессией, чувства незащищённости, покинутости.
  • Невозможность достаточно продолжительное время контактировать с другими детьми из-за низкого уровня развития навыков самооценки и самоконтроля, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности.
  • Нарушения общения в конфликтных ситуациях из-за того , что речь не выступает регулятором поведения. Для одних детей характерна повышенная агрессивность и конфликтность, драчливость , мстительность , стремление причинить боль. Для других – уход от конфликта, отказ от любого способа общения.
  • Недоразвитие способности к приёму и переработке информации из-за нарушений слухового восприятия и внимания, недоразвитого фонематического слуха.
  • Серьёзные нарушения вербального общения вследствие недоразвития функциональной речевой системы: отсутствие навыков ведения беседы, аграмматичность и упрощенность фразовой речи, бедность словаря, полиморфные нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Таким образом, недоразвитие коммуникативной способности мешает детям с тяжелой речевой патологией адаптироваться в новой обстановке, создает почву для формирования у них вторичных психических отклонений, тормозит работу по преодолению у них речевых нарушений.

Нарушения речевого развития накладывают отпечаток и на формирование личности детей. 

 Для них характерно:

  • Трудности социальной адаптации, сложности в налаживании контактов, снижение потребности в общении, неумение ориентироваться в ситуации общения;
  • Негативизм, агрессия;
  • Проявление тревожности ;
  • Речевые проблемы формируют неадекватную самооценку у детей (чаще всего она занижена).

Исходя из того, что коммуникативная компетенция рассматривается как важнейшая предпосылка благополучия в личностном, речевом, социальном и интеллектуальном развитии в основе моей работы – коррекция и развитие коммуникативной сферы детей, обучение приёмам конструктивного общения, диалога с детьми.

Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. Новый взгляд  на развитие и коррекцию личности ребёнка подталкивает к апробации новых форм психокоррекционной работы.  Опыт работы убеждает, что эффективным методом коррекции трудностей личностного развития ребёнка является ИГРОВАЯ  ТЕРАПИЯ.

В связи с этим 1 раз в неделю мною в зале проводится групповой тренинг по развитию коммуникативной сферы. По рекомендациям воспитателей, специалистов, по моим наблюдениям подбирается группа детей из 6-7 человек старших и подготовительных групп.

Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии.
  • Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
  • Коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
  • Работа над пластикой тела, снятие телесных «зажимов».

Независимо от содержания все тренинги имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов:

I этап: ориентировочный.

Задачи: сплочение группы, раскрепощение участников, установление доверительных отношений, снятие негативного настроения.

II этап: коррекционный.

Задачи:  развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; разрядка агрессивных импульсов; коррекция страхов и негативных черт характера; развитие мимики, пантомимики; развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере; развитие психических процессов.

III этап: релаксационный.

Задачи:  снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; развитие воображения, чувственного восприятия.

IV этап: заключительный.

Задачи:  подведение итогов (получение обратной связи); закрепление полученных навыков.

В условиях специализированного детского сада мною апробированы и используются  следующие приёмы  психологической   коррекции:

  1. приёмы игровой психокоррекции (игры на сплочение, организацию группы и  более сложные игры – на разрешение личных и межличностных проблем: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры с правилами и др.);
  2. приёмы библиотерапии с использованием отечественных и зарубежных авторов(направленность литературы на те или иные состояния, свойства личности);
  3. приёмы арттерапии и музыкотерапии (переживание и смена психологических состояний в процессе рисования, лепки, прослушивания музыкальных отрывков);
  4. приёмы гештальтерапии и телесноориентированной психотерапии (упражнения на осознание своего тела, снятие мышечных зажимов, использование невербальных средств общения – мимики, пантомимики).

Подводя итоги сегодняшнему выступлению, хотелось бы выделить следующие особенности групповой работы с детьми с общим недоразвитием речи:

  • в связи с неустойчивостью и быстрой истощаемостью внимания, снижением работоспособности время проведения занятия не более 25 минут;
  • низкий уровень речевого развития детей вынуждает делать акцент на невербальные средства общения – мимику, пантомимику (т.е. психогимнастику);
  • из-за снижения слуховой памяти при объяснении заданий чаще обращаюсь к зрительным образам, наглядности…
  • словесные инструкции  просты, т.к. слишком сложные, многоступенчатые не воспринимаются детьми с ОНР;
  • дети – речевики чаще всего не прибегают к речевому уточнению задания, поэтому возникает необходимость постоянно контролировать верность понимания задания, повторять инструкцию;
  • в связи с нарушением общей моторки, недостаточной координации пальцев рук, общего недоразвития мелкой моторики ограничено применение сложных подвижных игр, трудных элементов продуктивной деятельности (как пример низкого уровня графической деятельности – рисунки детей);
  • важно чутко реагировать на эмоциональное состояние ребёнка на занятии, т.к. неустойчивость, нестабильность эмоциональной сферы ребёнка-логопата делает порой неожиданные повороты (необъяснимые вспышки гнева, агрессии, отказ выполнять задание, плаксивость и т.п.). В этой ситуации допустимо дать ребёнку понаблюдать за занятием со стороны или как-то переключить его, а после этого постараться индивидуально с ним проговорить эту ситуацию.

Бесспорно, что данный блок психокоррекционной работы помогает эффективно решать проблемы речевой коммуникации и обогащения языка чувств наших детей, обеспечивает динамику установления различных форм контактов.

Мы убедились в преимуществе игровой методики тренингов по коммуникативному общению с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в их психологической реабилитации, т.к. игровая терапия расширяет пространство взаимодействия психолога с детьми, обеспечивает стабилизацию эмоционального состояния ребёнка, настраивает его на успех.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика