logo

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Автор: Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов
МАОУ “СОШ №1”, г. Кунгур, Пермский край

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе
А.Н. Колмогоров


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика.

Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и даёт возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.

Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы. Непременными условиями проектной деятельности являются:

–  формирование умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;

– умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.

Одним из методов обучения является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательская деятельность направлена на поиск новых знаний. Её можно сравнивать с работой следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию, чтобы понять окружающий мир. Исследовательская деятельность побуждается поисковой активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении. Если учёными становится малая часть населения, то для чего ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ обучать умению вести исследовательскую деятельность?

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательский метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников. Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Цель исследовательской деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи исследовательской деятельности:

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.

Представляю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Первый этап – это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Дальше идёт работа над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать наблюдать, делать выводы.

Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Для этого выполняем следующие упражнения:

  • измени конец сказки (ввели новый персонаж или поменяли местами был весёлый конец, стал грустным и наоборот);
  • сочиняем новую сказку (например, лето изменили на зиму. Красная шапочка пошла в лес не летом, а зимой…);
  • составь рассказ от имени другого персонажа (что думает обо мне моя панамка, новое платье);

Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать по ним вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Также с детьми мы учимся классифицировать. Например,  предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Например, вишня, крыжовник, клубника, черника и т.д.

Ещё мы учимся наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Такие упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы.

От класса к классу темы усложняются, становятся более объёмными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами. Остановлюсь на основных этапах, характерных для научного исследования:

  1. Постановка проблемы, формулирование темы.

Дети могут сами выбрать тему исследования. Учитель может лишь подтолкнуть их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

– Что мне интересно больше всего?

– Чем я хочу заниматься в первую очередь?

– Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

– По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

– О чём хотелось бы узнать как можно больше?

– Чем я мог бы гордиться?

Темы исследований могут быть

– теоретические;

– экспериментальными;

– фантастическими;

  1. Целеполагание.
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Сбор информации.
  4. Подготовка к защите исследовательской работы.
  5. Защита работы.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, что в наше время очень важно, потому что дети не хотят читать, они увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической, направляющей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей и вселить им уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию к школьным делам своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией. Даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности.

Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях. Таким образом, проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской  библиотеки. Они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос. Ученики моего класса постоянно принимают активное участие в краевых и муниципальных конкурсах.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика