logo

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Автор: Бурданова Ирина Ситуллаевна,
преподаватель специальных дисциплин
ОГБПОУ “ТЛТ”, 
г. Томск, Томская обл.

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.

Уже недостаточно владеть багажом суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям. Именно поэтому, личностная направленность образования, сегодня является одной из основных тенденций развития системы СПО, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. В стандарте третьего поколения СПО выделены две группы компетенций – общие и профессиональные. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим  профессиональное образование должно изменить традиционную  логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение полученных знаний.

Для того чтобы овладеть компетенцией, обучающийся должен научиться решать все составляющие  ее задачи. Каждая такая профессиональная задача состоит из нескольких мелких приемов–шагов. Научиться  выполнять  конкретный шаг  будущий специалист  должен не только на лабораторно-практических занятиях или на занятиях по производственному обучению, но на теоретических занятиях в аудитории.

Поиск новых средств и методов формирования личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, самоопределению в будущей профессиональной деятельности – актуальная задача современной педагогической науки.

Наиболее эффективным при выборе технологий является совмещение различных приемов, способствующих  лучшему усваиванию учебного материала. Большую роль в решении этой задачи играют инновационные методы. Метод проектов является одним из популярнейших в мире и России, потому что  позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач в совместной деятельности студентов и преподавателя. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Первые упоминания о технологии, которую сегодня принято называть методом проектов, можно встретить в работах американского философа и педагога Джона Дьюи в 19 веке. Метод основывался на построении обучения на основе активной, целесообразной деятельности обучающегося, в соответствии с его личной заинтересованностью именно в тех знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности обучающегося, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных производственных ситуаций.

Являясь преподавателем  общеобразовательной дисциплины «Инженерная графика», специальных дисциплин по специальности «Технология деревообработки» и «Технология лесозаготовок» и одновременно руководителем дипломного проектирования в Томском  лесотехническом техникуме, применяю на занятиях элементы проектного обучения.

Инженерная графика являются базовой наукой, определяющей качество подготовки специалиста среднего звена, так как для изготовления практически любого изделия требуется документация, которая в процессе проектирования разрабатывается в виде текстов, расчетов и графических разработок. Традиционно обучение инженерной графике начинается с изучения приемов геометрического черчения, проекционного черчения. Задание  по построение комплексных  чертежей моделей  по описанию, которое позволяет улучшать возможности пространственного представления деталей и на базе этого моделирования получать изображения детали на любую плоскость проекций – является первым индивидуальным проектом обучающегося.

Индивидуальные задания могут варьироваться как по степени сложности, так и по специфике специальности, в зависимости от индивидуальных предпочтений учащегося. Построение  моделей объектов может осуществляться и по  составленным описаниям  самими студентами. В этом случае преподаватель предлагает тему и указывает  условия. Далее идет процесс изучения технического черчения, где разрабатываются мини-проекты по разработке рабочих  чертежей изделий , деталирование сборочных чертежей конструкций. Деятельность преподавателя осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка заданий, создание условий для разработки проектов и вооружение студентов необходимыми знаниями и умениями. Очень важно грамотно подобрать тематику проектных заданий, охватив при этом круг вопросов, связанный, с одной стороны, с задачами подготовки специалиста и предметной области знаний, с другой стороны, учитывать индивидуальные особенности и интересы студентов. Весьма актуальна межпредметная тематика.

В своей практике использовала задания и задачи на конструирование моделей по специальности – разработка сборочных чертежей столярных конструкций – оконных, дверных блоков, комплектов  корпусной мебели. В результате работы над конструкторскими заданиями и задачами по пространственному моделированию студенты учатся  разрабатывать и синтезировать, прогнозировать динамику и тенденции развития объекта, что является первым этапом  при выполнение курсовой работы по специальности.

Выполнение проектов начинается с постановки задачи, поиска и отбора информации, теоретического исследования, а затем практическое воплощение. В заключение необходимо отметить, что работа над подобными проектами:

  • развивает продуктивное мышление обучаемых, а также навыки его практического применения;
  • способствует формированию навыков организации групповой работы студентов и коммуникативной компетентности в целом средствами учебного предмета;
  • содействует становлению профессиональной компетентности как студента, так и преподавателя:
  • формирует у студентов потребности в самообразовании и стремление к приобретению знаний, умения отстаивать свою точку зрения;
  • дает возможность свободно использовать соответствующие источники информации, демонстрировать свою работу;
  • развивает чувство ответственности за свои действия.

Лабораторно-практические  работы по курсу «Технологическое оборудование» посвящены изучению конструкций типового технологического оборудования деревообрабатывающей отрасли, правил обслуживания и подготовки его к работе. Студентам предлагается выполнить проект по составлению  паспорта технологического оборудования с разработкой  структуры  паспорта  станка. Перед началом каждой работы студент получает задание по одному из имеющихся в лаборатории станков: универсального круглопильного; торцовочного круглопильного; рейсмусового, фуговального; ленточнопильного, фрезерного; шлифовального. Выдаются методические указания; справочный материал, набор необходимого инструмента; материал для обработки на станке. Перед началом работы проводится инструктаж. После этого студент приступает к выполнению работы: составляет технологическую схему обработки; составляет схему; описывает назначение, приводит техническую характеристику; дает описание основных  приемов работы на станке. Причем весь изученный, проработанный материал студент оформляет  в форме паспортных данных. Защита  проводится индивидуально, при групповой  работе – всеми участниками группы.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одногруппниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения и структурирования информации. Таким образом, помимо знаний, у студентов формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания. Следующим, более сложным шагом в проектной деятельности является планирование тематики проектов, где помимо профессиональных компетенций формируется не менее значимая  коммуникативная компетенция, которая необходима обучающимся на заключительном этапе работы – защите выпускной квалификационной работы.

Очень важно обеспечить развитие проектной и исследовательской культуры каждого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей. Проектное обучение – это полезная альтернатива обычной аудиторной работе. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае преподаватель разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность.
Несмотря на сложность работы по методу проектов, использование указанного метода позволяет достичь результатов, важных не только для учебного процесса, но главное – весьма значимых для студентов.

Студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Студентов необходимо научить, правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее.

И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только студентов, но и педагогов. Основной функцией педагога становится переход из позиции транслятора знаний в позицию консультанта, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность. Преимущества  технологии проектного обучения: заинтересованность обучающихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность. Именно метод проектов позволяет выйти по требованиям ФГОС нового поколения на результат, использование полученных знаний для дальнейшего обучения, развития и саморазвития.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика