logo

Приёмы формирования познавательной активности учащихся

Приёмы формирования познавательной активности учащихся

Автор: Шамова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 143 г. Красноярска

В современной системе образования часто поднимается вопрос о качестве обучения и воспитания учащихся.  Этой цели подчинены множество исследований и нововведений, которые происходят в школе сегодня практически ежедневно. И каждый из нас в той или иной степени вовлечен в эти процессы, т.к. школьное образование нацелено на перспективу, на формирование будущего общества.

Конечно, много споров, мнений сторонников и противников по вопросу, каким быть школьному образованию. Но главной целью в происходящих процессах выступает индивидуальность ребенка, его потребности, желания, устремления.

Каждому взрослому (воспитателю, учителю, родителю) приходилось задумываться о частной перспективе ребенка, размышлять о его будущем и настоящем, о том, что он получает сегодня, посещая разного рода образовательные учреждения.

Вы заинтересовались статьёй? Смею утверждать, что вы, дорогой читатель, живете открытой к познанию жизнью. Обязательно научите этому качеству  своего ребенка (учеников), ведь познавательная активность и самообразование – это слагаемые успешной личности! Думать, исследовать, искать, экспериментировать, открывать, познавать и мечтать – неотъемлемые части разумного человеческого существования.

Проведем небольшой эксперимент, выполнив следующее упражнение:

Вспомните случай, когда сбылась ваша мечта. Проанализируйте, что вы делали для её исполнения, что чувствовали, какие эмоции испытывали?

Практически всегда, люди, качественно выполнившие данное упражнение, обнаруживают, что основными движущими силами в приближении их мечты, стали их личная заинтересованность, увлеченность исследуемым объектом, готовность познавать…

Сегодня для каждого растущего человека есть «миллион возможностей» к развитию: досуговые и образовательные центры, академии, воскресные и спортивные школы, клубы, кружки, секции, студии, масса развивающих образовательных программ, уникальные авторские системы.   Родители и дети вольны делать выбор и реализовывать себя. Но к сожалению, не секрет, что дети очень быстро теряют интерес в процессе обучения и познания. Этот факт подтверждает и упрямая статистика, которая сообщает о том, что с каждым годом утрата увлеченности в познании охватывает все более ранний возраст. Все эти процессы закономерны. Приведу примеры некоторых факторов, которые оказывают прямое влияние на сложившуюся ситуацию:

Во-первых, массовость школьного обучения, минимизирует возможность качественного индивидуального подхода к ребёнку и истинно дифференцированного обучения.

Во-вторых, школьные программы направлены в целом на общее развитие подрастающего поколения, включают в себя много теоретических вопросов, которые удобно изучать в рамках классно-урочной системы. Думаю, каждый слышал от детей, что они не понимают, где им может пригодиться то или иное знание школьной программы в реальной жизни.

В-третьих, «компьютерно-телевизионное зомбирование» детей в круглосуточном режиме, приобретает такие масштабы, что все остальные увлечения просто сводятся на нет. И детям, например, уже не понять ностальгию  родителей по массовым подвижным играм во дворе.

Следует отметить, что к проблеме интереса школьника в учебном процессе сегодня обращено внимание педагогических работников. Например, в старших классах уже созданы профильные классы, где ребята делают свои первые шаги в профессиональном самоопределении и апробируют свои умения в практике жизни, разрабатывают и реализуют собственные проекты. Творческие учителя стремятся привнести нетрадиционные формы и методы обучения, разнообразить способы подачи тем, усилить внимание к отработке практической направленности учебного материала, систематически используют дидактические игры в процессе обучения.

Исследуя материалы, посвященные мотивации школьников к учению, обращаю внимание, что они носят довольно обобщенный или теоретизированый характер, и не всегда понятно учителю или родителю, что конкретно делать, чтобы заинтересовать ученика.

Этих факторов вполне достаточно, чтобы осознать, что в современной школе не так много условий для развития и поддержания интереса ребенка в процессе обучения, чтобы учение становилось его истинным увлечением и приносило исключительно удовольствие, и наконец, перешло из ранга бесконечного требования и принуждения в норму качественной и счастливой жизни.

Проведем небольшой теоретического экскурс, раскрывающий терминологию обсуждаемого в статье вопроса.

Мотивация (1) – система факторов, обуславливающих поведение человека.

Мотивация (2) – характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения стимулов и мотивов, побуждающих личность к действию, а не описания поведения. Это – поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Структура мотивации (по Додонову Б. И.):

  • Удовольствие от самой деятельности
  • Значимость для личности непосредственного ее результата
  • Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
  • Мотивирующая сила принуждающего давления на личность

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности

Предлагаю вниманию заинтересованных учителей и родителей приёмы мотивации ребёнка к познанию. После описания приёма расположен практикум для взрослого, который направлен на практическое освоение и применение его на практике.

Приём «Аванс доверия»

Описание приема:

Приём предполагает доверительный эмоциональный вклад в будущее знание ребёнка. Стимулом здесь выступает дальнейшее совместное дело ребёнка и значимого взрослого. Совместно можно провести опыт, исследуя изучаемые закономерности предмета; сделать творческий продукт; разработать  и реализовать тематический проект; поиграть и т.п. Поощряйте ребёнка к познанию, показывайте, как это важно для вас и для него, активно демонстрируйте, как в жизни применимо знание.

Практикум для взрослого:

Дополните фразу: Я знаю,  что ты очень скоро научишься ___________, и тогда мы вместе ____________. Используйте её в диалогах с ребёнком.

Пример:

Иван 6 лет и мама.

– Ваня, ты можешь мне прочитать, что написано на магазине?- спрашивает мама.

– Нет…- отвечает сын.

– Но ведь ты знаешь буквы?!

– Да, некоторые знаю.

– Покажи и назови, пожалуйста, буквы в этой надписи, которые ты знаешь.

Иван показывает и радостно демонстрирует свои знания.

– Ты большой молодец! Я знаю, что ты совсем скоро научишься читать, и тогда мы вместе с тобой отправимся в книжный магазин, где ты сможешь выбрать себе в подарок книгу, которую захочешь прочитать! – оптимистично декламирует мама.

Приём «Ориентир на успех»

Описание приёма:

Адекватная самооценка ребёнка важна в мотивации его на успешность в жизни и учёбе в частности.

Очень важный момент – оценивание сделанной ребёнком работы родителем или учителем. Родитель может оценить работу, сказав: «Молодец, хорошо!», сравнивая сегодняшние достижения ребенка со вчерашними результатами. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, просто представьте себя на его месте, укор не лучший спутник учения. Ориентировать на успех можно: добрым словом, мимикой и жестом, совместным делом, полезным подарком, доверительной беседой, оказанной помощью.

Согласно результатам исследований, мотивация успеха, и как следствие, высокая учебная мотивация, формируется у детей в тех ситуациях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А там, где присутствовал жесткий надзор, либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к формированию заниженной самооценки, и соответственно, низкой учебной мотивации.

Практикум для взрослого:

Возьмите за правило подводить итог дня вопросом: Как сегодня я поддержал самооценку ребёнка? Искренне ответьте на этот вопрос. Помните, ситуация успеха – это отличная питательная среда для познания с увлечением, отправная точка для самообразования

Приём «Тайна»

Описание приема:

Сформировать у ребёнка активную позицию в познании можно с помощью тайны (секрета). Суть приема заключается в том, что вы пытаетесь заинтересовать слушателя, делая вид, что доверяете ему. Подобный ход подачи материала не только повысит интерес слушателя, но и выстроит доверительное поле отношений. Конечно, особой тайны при этом нет, и с каждым днём тайну могут хранить все большее количество слушателей, но интрига всегда усиливает желание познать, раскрыть.

Практикум для взрослого:

Продумайте, какой материал изучаемого курса ребёнку можно предложить в необычном формате секретности. Используйте фразы-помощники: “сейчас я открою большую тайну”, “я доверяю тебе, поэтому рассказываю” или “у меня есть один секрет, могу ли я его тебе доверить?” 

Приём «Это интересно»

Описание приема:

Суть приема заключена, с одной стороны, в демонстрации личного искреннего интереса взрослого к изучаемой ребенком дисциплине (или тематике),  а с другой стороны, в демонстрации способов применимости материала, его жизненной пригодности.

Практикум для взрослого:

В беседе с ребёнком спросите: Что нового ты узнал сегодня? Обязательно, продемонстрируйте свой искренний интерес парой наводящих вопросов или дополнительными сведениями, если предмет беседы вам хорошо знаком.

Приём «Жизненная необходимость»

Описание приема:

Данный прием усиливает предыдущий. Суть в том, чтобы показать перспективность изучаемого материала на практике жизни. Проведите исследование в собственном городе (репертуар театров, кинозалов, тематику выставок, музеев, предложения экскурсионных туров, и т.п.), продумайте опыт или совместное дело по теме или предметному курсу (мини-огород на подоконнике по ботанике; реконструкция событий по истории, инсценировки по литературе; письмо кумиру по русскому языку, и т.п.). Отмечу, что когда начинаешь размышлять над приёмом «Жизненная необходимость», то открываешь его истинный потенциал. Как правило, многое можно продемонстрировать наглядно в быту или гармонично вписать в традицию классно-урочной системы.

Практикум для взрослого:

В конце недели, когда вы достаточно располагаете временем, побеседуйте с ребенком о темах, которые они изучают по разным школьным дисциплинам, загляните в учебники. Включите собственное творчество и фантазию, подумайте, как вы можете организовать совместный досуг с закреплением изученного материала.

Пример:

Для углубленного изучения английского языка, педагогический коллектив школы организовал для своих воспитанников англо-русский выездной лагерь совместно с детьми носителями этого языка, где в совместных творческих делах ребята обучали друг друга языковым навыкам.

Приём «Карнавал возможностей»

Описание приёма:

Суть в организации мест пробы ребёнком собственных сил и возможностей. Сейчас вы – ученик, а он – учитель! Необычно, но очень полезно для самооценки и для пробуждения интереса к познанию, для зарождения инициативы. Доказано, что человеком усваивается 90% материала, когда он непосредственно обучает этому других.

Рекомендуется так же использование нестандартных заданий и игр, упражнений творческого или усложненного уровня, олимпиадные задачи и т.п.

Практикум для взрослого:

Вариант 1: Попросите ребенка организовать для вас познавательный досуг. Например, экскурсию в зоопарк с познавательным рассказом; творческий квест по улицам города с заданиями; виртуальный экскурс по теме, и т.п.

Вариант 2: Обратитесь к ребёнку за помощью в разъяснении вам какой-либо нестандартной задачи, для решения которой необходимо будет провести исследование тем определенного предметного курса.

Приём «Пример взрослого»

Описание приема:

Ничто так не убеждает, как пример значимого старшего, которого ценишь и уважаешь. Если ваши глаза не горят к самообразованию, а сердце не открыто к познанию, то трудно будет убедить ребёнка, что интеллектуальная деятельность – это удовольствие.

Практикум для взрослого:

Какие сферы жизнедеятельности интересны лично вам? Какие знания помогают вам открыть в объекте, которым вы увлечены, новые грани? Демонстрируйте ребёнку свои увлечения и интересы, подчеркивайте важность знания и образования в этих сферах.

Итак, в вопросах повышения интереса ребенка к учебному процессу, к познанию, очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Со стороны взрослого допустим контроль-помощь, а не контроль-давление. Важным моментом является и тот факт, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается воспитанием детей. Научитесь слушать детей и вникать в их проблемы.

Помните, личный интерес в познавательной деятельности выступает гарантом качества полученных знаний!

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика