logo

Привлечение и закрепление молодых учителей в школе как приоритетное направление кадровой политики в образовании

Привлечение и закрепление молодых учителей в школе как приоритетное направление кадровой политики в образовании

Автор: Галимзянова Лира Рауфовна,
методист по кадровой работе и аттестации педагогических кадров
МКУ “Управление образования Исполнительного комитета
Сабинского муниципального района”,
пгт. Богатые Сабы, Сабинский муниципальный р-н, Республика Татарстан

Образование на современном этапе является одним из главных приоритетов общества и государства. Но развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих, владеющих современными технологиями людей, которые могут быть подготовлены только высокопрофессиональными педагогами, владеющими современными технологиями обучения

Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на сегодняшний день. А для этого сначала нужно:

  • создать условия для развития инновационных процессов, внедрения и использования новых технологий в образовательном процессе;
  • укомплектовать муниципальные образовательные учреждения молодыми квалифицированными кадрами;
  • усилить чувство уверенности и профессиональной защиты педагогических работников.

Молодым специалистом считается работник, который получил начальное, среднее или высшее профессиональное образование, и впервые поступил на работу по полученной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения. Юридически статус молодого специалиста подразумевает особые права, гарантии и обязанности его носителя по отношению к остальным категориям работников.

Существует несколько обязательных признаков для получения статуса молодого специалиста. Выпускник учебного заведения должен получать образование только на дневной (стационарной) форме обучения и только за счет средств государственного и/или регионального бюджета. Выпускник обязан пройти итоговую аттестацию и получить диплом соответствующего образца. И, наконец, выпускник должен быть направлен на работу по распределению в порядке, установленном специальным законодательством и получить соответствующий документ. При несоблюдении хотя бы одного из вышеназванных условий выпускник не может получить статус молодого специалиста.

Трудовые отношения между работодателем и молодым специалистом регулируются Трудовым кодексом. В частности, согласно статье 70 Трудового кодекса РФ работодатель не может назначить для молодого специалиста испытательный срок.

Молодой специалист обязан проработать в организации не менее 2 лет с момента заключения трудового договора. В противном случае он должен возместить государству средства, потраченные на его подготовку.

Если работодатель увольняет молодого специалиста или переводит на работу, не связанную с полученной специальностью, до истечения срока отработки (т.е. 2 лет), то он также обязан возместить государству средства, затраченные на подготовку молодого специалиста.

В настоящее время актуальность набора молодых специалистов в образовательные учреждения обусловлена, кроме старения персонала, повышением динамичности внешней среды – как известно, молодежь мобильна, быстро и легко обучаема, полна идей и готова к нововведениям (что в конечном итоге должно обеспечить и новое качество образования).

В то же время омоложение педагогических коллективов осложняется рядом причин, в том числе снижением престижности педагогической профессии и социального статуса педагога из-за невысокой оплаты труда молодых специалистов, недостаточного уровня их социальной поддержки. Парадоксальность ситуации усиливают существующие противоречия:

  1. выпускники вузов – молодые педагоги есть (причем их даже больше, чем требуется), вакансии в школах есть, но при этом в школу эти молодые педагоги не идут;
  2. если даже молодые учителя до школы доходят, то надолго в ней не остаются (закрепляемость выпускников педагогических вузов остается крайне низкой);
  3. педагогические вузы продолжают готовить «будущих учителей», хотя еще до поступления менее половины молодых людей заявляют о своем желании пойти работать в школу по окончании учебы.

Таким образом, проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педвузов в школу, но и закреплении (удержании) молодых учителей в системе образования.

Необходимы дополнительные меры поддержки молодых учителей (финансовые и социальные). Понимая это, и на государственном, и на региональном (и даже муниципальном) уровнях, власти предпринимают меры для привлечения и закрепления молодых учителей в школе.

В Республике Татарстан в 2011 году был учрежден грант «Наш новый учитель» , основной целью которого является привлечение в школу молодых специалистов для работы в качестве учителей наиболее востребованных предметов из числа лучших выпускников-магистров ведущих, в том числе непедагогических вузов, молодых аспирантов и кандидатов наук, имеющих способности к учительской профессии.

Все победители конкурса приступили к учительской работе в общеобразовательных учреждениях республики. Срок действия гранта для его получателей – 3 года.  Каждый год выпускники ВУЗов принимают активное участие в этом конкурсе.

Можно рассмотреть мировой опыт, где используется и показывает высокую эффективность следующее:

  1. Осуществляется отбор кандидатов для обучения профессии, в том числе среди людей с непедагогическими образованием и/или опытом работы;
  2. Учителям назначается достойная начальная заработная плата;
  3. Производится отсев плохо работающих учителей вскоре после их приема на работу.

Таким образом, умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества обучения.

По мнению директоров российских школ, среди условий, значимых для привлечения молодых специалистов – учителей в школу (помимо зарплаты), на первом месте находится предоставление жилья, на втором – предоставление оборудованного самым современным образом рабочего места, на третьем – предоставление отсрочки от службы в армии.

По мнению руководителей школ Республики Татарстан  наиболее эффективными механизмами привлечения в школу молодых учителей с «продленным» действием (т.е. позволяющими удержать их впоследствии) являются: начальная разовая выплата («на обустройство жизни»), высокая начальная заработная плата, предоставление гранта в виде денежных выплат в отсроченном периоде (по истечении 3-5 лет работы в школе); введение практики «вводного года» с предоставлением наставника, в сочетании с продуманной системой оценки работы педагогов.

Для большинства молодых педагогов профессия учителя престижна, имеет высокую общественную значимость.  Школа привлекает современной оснащенностью, передовыми технологиями, возможностью творческого саморазвития и самореализации, гибким графиком, длительным отпуском в летнее время, пенсией за выслугу лет, социальной ипотекой, стабильной (хотя и недостаточно высокой) зарплатой. Однако молодые учителя нуждаются в помощи, психолого-педагогическом сопровождении, наставничестве более опытных коллег.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика