logo

Природа Октябрьского района г. Ижевска. Элективный курс.

Природа Октябрьского района г. Ижевска. Элективный курс.

Автор: Наговицына Наталья Николаевна,
учитель географии МБОУ «СОШ № 27»,
г. Ижевск, Удмуртская Республика

  1. Пояснительная записка.

Одной из целей   изучения географии в  школе  в рамках ФГОС является формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.). В школьной географии разработана краеведческая линия изучения и преподавания своего края: Республика Удмуртия – район – населенный пункт. В данной работе рассматривается последнее звено, а именно Октябрьский район города Ижевска, как населенный пункт; место расположения школы; место проживания учащихся.

Содержание  курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств ученика.  В процессе изучения курса «Природа Октябрьского района города Ижевска» используются разные образовательные технологии, в т.ч. проектные.  Но основной технологией является технология осмысленного чтения.

Изучение курса даёт возможность достичь определенных  личностных результатов: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности. Метапредметными результатами  являются: умение  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Предметные результаты – это формирование  представлений о географических объектах,  закономерностях; формирование основ экологической грамотности; объяснение роли географии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.

Цель курса – изучение физико-географических особенностей Октябрьского района города Ижевска с применением технологию осмысленного чтения.

Этот курс призван решать следующие  задачи:

1) овладение  системой физико-географических знаний о своем районе;

2) выявление места и роли Октябрьского района в г. Ижевске;

3) формирование географической культуры и географического мышления;

4) оценивать экологическую ситуацию в районе и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую человека среду;

5) выполнять экологические правила.

Курс рассчитан для учащихся 6-8-х классов. Курс  позволит учащимся более детально изучить свой район, а также закрепить и систематизировать знания, полученные на уроках географии. Активизация познавательного интереса к своему району и городу осуществляется за счет включения интересных игровых моментов, практикумов на местности. Данную программу можно использовать как элективный курс, как дополнение в предмет, также в рамках внеурочной деятельности.

  1. Программа курса «Природа Октябрьского района города Ижевска».

Данная программа разработана  на 12 часов, из них 3 практические работы на местности. На уроках часто можно использовать дополнительный материал, который распечатывается из  главы 4 данной работы.

Планирование занятий  при изучении курса  «Природа Октябрьского района г. Ижевска».

Тема занятия Кол часов Минимум объема содержания
1. Физико-географическое

положение.

1 Положение и место района в г. Ижевске.

Границы района.

Значимые объекты.

2. Геологическое строение и рельеф. 1 Особенности геологического строения. Геоморфологическое районирование города. Геоморфологические   подрайоны.
3-4. Климатические особенности. 2 Климатообразующие факторы. Характеристика основных элементов климата (температурный режим, радиационный режим, режим увлажнения, ветер). Особенности времен года.
5. Родники и речки Октябрьского района. 1 Характеристика рек Подборенки и Пазелинки. Родники района(12): показатели качества воды, экологические особенности
6. Ижевский пруд. 1 Общая физико-географическая характеристика Ижевского пруда.
7. Почвы. Флора. Фауна. 1 Основные типы почв и их показатели: гумус, рН, Р2о5, К2О,

S. Виды флоры и фауны. Красная книга УР и РФ.

8. Экологические проблемы Октябрьского района. 1 Экологические проблемы района: качество питьевой воды, состояние воздушного бассейна, антропогенная  нагрузка в зонах рекреации. Ухудшение здоровья населения. Решение экологических  проблем.
9-11 Конкурс «Защита проектов». 1 Проект. Проектная деятельность и ее этапы.
12. Обобщающее повторение.

Контроль знаний.

1  

 

  1. Методические разработки занятий.

Занятие № 1. Тема: Физико-географическое положение Октябрьского района города Ижевска.

Учебные  задачи.

  1. Выявить особенности ФГП своего района.
  2. Сформировать выводы о влиянии ФГП на природу и хозяйственную деятельность населения.
  3. Определить и нанести на карту границы района.
  4. Провести обзор литературы по г. Ижевску и Октябрьскому району.

Оборудование: карта Ижевска; книги по городу Ижевску; схемы района.

План  занятия:

1.Введение.

-Представление данных о районе, работа с картой г. Ижевска.

-Вспомнить план   физико-географической характеристики  территории.

2.Тест «Что ты знаешь о своем районе»?

3.Характеристика ФГП района по типовому плану.

4.Практикум.

-Работа с контуром района (нанесение границ, площади, поселков).

-Рассчитать расстояние от Центральной площади до парка им.Кирова; до ж/д вокзала; от г. Ижевска до …..(задания в парах самостоятельно).

5.Вопрос: Чем отмечен и знаменит Октябрьский район г. Ижевска?

6.Домашнее задание. Характеристика ФГП Октябрьского района (записи).

Изучить улицы района. «?» Кто из твоих знакомых или родственников проживает в Октябрьском районе г. Ижевска?

Занятие № 2.  Тема: Геологическое строение  и  рельеф.

Учебные задачи:

1. Раскрыть особенности геологического  строения территории.

2. Дать характеристику рельефа; 3-х геоморфологических районов.

3. Закрепление приема составления характеристики компонентов природы.

4. Предварительная подготовка к практической работе на местности.

План занятия.

1.Изучение темы «Геологическое  строение».

-работа с учебником «География Удмуртии» + чтение дополнительного  материала по теме (материал представлен в  пункте 1 данной работы).

2.Изучение темы «Рельеф Октябрьского района».

-Показ  фотографий самых высоких и самых низких отметок района.

-Практикум: работа со схемой геоморфологического районирования, с контуром района, с тетрадью,  с распечатками по характеристике геоморфологических районов)

-Составление опорной схемы-конспекта и схемы-карты на контуре. Можно заполнить в форме таблицы:

Название геоморфологического района Границы Абсолютные отметки Особенности

«?» какие объекты находятся на самых высоких, останцовых «холмах» и самых низких отметках Октябрьского района?

4.Групповая работа. Использование эстетических свойств рельефа Октябрьского района.  Ваши творческие  замыслы.

5.Закрепление.

а) Выстраиваем логическую схему изучения природного компонента (рельефа).

6.Подготовка к практикуму на местности. См. практикум в пункте 2.2.

Занятие  № 3 – 4. Тема: Климатические особенности.

Учебные задачи.

  1. Рассмотреть климатообразующие факторы.
  2. Выявить отличительные особенности в климате города, района; факторы их обусловившие.
  3. Закрепить практические умения учащихся обрабатывать данные метеонаблюдений, анализировать их.

План занятия.

1.Вопросы для повторения.

А) В чем отличие климата от погоды?

Б) Назовите  климатообразующие факторы Удмуртии. Как они влияют на климат Октябрьского района?

В) Перечислите основные элементы климата.

Г) В чем выражается влияние человека на климат и наоборот?

2.Знакомство с книгой «Воздушный бассейн города Ижевска».

3.Групповая работа.

Задание группе 1:

а) дать характеристику радиационного режима (угол падения солнечных лучей, суммарная радиация, радиационный баланс, продолжительность солнечного сияния);

б) объясните:  в весенне-летний период приход солнечной радиации в районе намного больше зимнего;

В) перечислите особенности зимы в Октябрьском районе;

Г) построить розу ветров для холодного и теплого периодов года для эпизодического поста в Октябрьском районе по ул.К.Маркса 403.

Данные: холодный период ( повторяемость направления ветра, %)

С – 4%, Ю – 40%, СВ – 3%, СЗ – 3%, ЮЗ – 30%, ЮВ – 14%, штиль – 25 дней.

Теплый период – С – 0, Ю – 12%, В – 8%, З – 5%, ЮЗ – 40%, ЮВ-11%, СВ – 15%, СЗ – 5%, штиль – 17 дней.

Задание группе 2:

А) дать характеристику ветрового режима (повторяемость ветров различных направлений, штилей; скорость ветра, м/сек ; изменение направления ветра по временам года; суточный ход скорости ветра )

Б) объясните:  суточный ход скорости ветра хорошо выражен в теплое время года, а зимой сглажен;

В) перечислите особенности весны в Октябрьском районе;

Г) составить графики суточного хода средней месячной температуры воздуха в январе, апреле, июле, октябре.

Данные: измерения проводились 4 раза в день – 1ч, 7ч, 13ч, 19ч. (в 0).

Время наблюдения январь апрель июль октябрь
-14,8 +0,7 +15,4 +1,0
-15,2 +0,6 +16,7 +0,8
13ч -13,5 +6,3 +22,4 +4,2
19ч -14,3 +5,2 +20,7 +2,6

Задания группе 3:

А) дать характеристику температурного режима (средняя годовая температура; максимум и минимум температур; температурные особенности сезонов);

Б) объясните:  в теплое полугодие, в ясные тихие дни в центральной части по сравнению с окрестностями в Октябрьском районе воздух теплее обычно на 1,5-20, в отдельные дни на 50С.

Ответ: разная этажность застройки. Нагретые днем каменные здания ночью остывают, излучая тепло в приземный слой воздуха.

В) перечислите особенности лета в Октябрьском районе;

Г) постройте графики суточного хода относительной влажности (%) по отдельным месяцам.

Данные:

Время наблюдения январь апрель июнь август ноябрь год
87 80 74 82 88 83
87 81 71 82 88 83
13ч 85 61 47 55 82 67
19ч 86 68 53 64 85 72

Задания группе 4:

А) дать характеристику режиму увлажнения и облачности (влажность воздуха, атмосферные осадки, снежный покров, облачность, атмосферные явления);

Б) объясните: образование облачности, особенно в городе осенью и зимой.

Ответ: восходящие движения воздуха, при которых воздух охлаждается. Могут быть вызваны нагреванием воздуха подстилающей поверхностью, скольжением его вдоль фронтальной поверхности и др. Также турбулентный обмен и радиационная потеря тепла.

В) Перечислите особенности осени в Октябрьском районе.

Г) Построить график по числу ясных и пасмурных дней по нижней облачности.

месяцы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
пасмурные число
дней
13 7 6 4 3 2 2 3 4 9 13 13
ясные число
дней
7 9 11 12 11 11 11 12 6 4 5 7

4.Закрепление.

-докажите связь между рельефом и климатом в районе;

-дать краткую  общую характеристику климата в Октябрьском районе;

-установите сходства и отличия в климате г. Ижевска между районами.

5.Домашнее задание.

Определить расстояние до ближайшего родника, дать характеристику родника по проведенному опросу жителей, которые пользуются данным источником.

Занятие № 5.  Тема: Родники  и речки Октябрьского района.

Учебные задачи.

  1. Дать характеристику рек Подборенки и Пазелинки, протекающих по территории района.
  2. Познакомиться с родниками, их географическим положением; оценкой качества воды по основным показателям  органолептическим и химическим.
  3. Определить основные пути экологической оптимизации родников в районе.

План занятия.

1.Составление  опорной схемы изучения внутренних вод.

2.Характеристика рек района.

Диалог с учащимися по характеристике рек Октябрьского района. Для работы можно использовать карту г. Ижевска, дополнительный распечатанный материал. Нанести реки на свою схему, измерить длину реки Подборенки.

3.Изучение темы «Родники Октябрьского района».   

-нанести на схему родники района;

-проанализировать материалы домашнего задания;

-знакомство и самостоятельный анализ таблицы «Родники Октябрьского района» (обратить внимание на показатели качества воды);

-вопросы-загадки:

а) В темных зарослях травы,
В долине Подборенки реки,
К сердцу земли приник,
Плачет забытый родник.

«?» К каким родникам района относится четверостишие?

б) Каждая река
Начинается с родника.
Но почему-то не всякий родник
Становится рекой.
(Владыкин)

«?» Объясните, почему.

в) Отгадайте о каком роднике идет речь.

Ижевская традиция предполагала, что каждый уважающий себя «сельский обыватель» должен непременно обладать покосом, необходимым для прокорма одной – двух коров и лошади. Ближние покосы были особо престижны и выгодны. Наличие рядом ключа также повышало ценность покосного места.

В заводском архивном фонде в рядовом деле от 7 сентября 1863 года содержатся упоминания о заводском поселянине, мастеровом Иване… и Якиме… . Это «два брата в одном  доме в переулке между Базарной и Береговой улицами, первой части». Территориально это довольно близко к покосу и ключу, а фамилия… достаточно редка в Ижевске. Поэтому можно полагать, что ключ именовали этим мастеровым.

У этого ключа в начале июля 1905 года проходили партийные собрания. Таким образом, данное место является памятным, историческим. «Ижевская правда» от 24 июня 1928 года извещает: «У…… открылся дом отдыха служащих Центрального рабочего кооператива». Очевидно, именно этот дом отдыха был преобразован позже в п/л «Заря». [21]. (Важнин; Важнин ключ)

3.Знакомство со статьей В.М. Подсизерцева и В.И. Стурмана «Основные пути экологической оптимизации родников Ижевска».

4.Подготовка к практикуму на местности.

5.Закрепление.

Провести по схеме, составленной в начале урока.

Занятие № 6. Тема: Ижевский  пруд.

Учебные задачи.

  1. Дать комплексную физико-географическую характеристику Ижевского пруда.
  2. Рассмотреть экологическое состояние пруда.
  3. Продолжать формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  4. Учиться правилам общения в группе, грамотно излагать материал.

Оборудование: книга «Ижевский пруд» на каждую группу или подбор материала, распечатанный на каждую группу; карта г. Ижевска.

План занятия.

1.Общая характеристика Ижевского пруда.

-прокомментируйте стихотворения:

а) Старинные уральские пруды,
Между холмов разлившиеся воды.
Спасибо вам за гордые труды,
Великие подручные заводов.
Б. Бурылов 

б) Пусть наш вечный огонь не погаснет,
Стела Дружбы надежно стоит,
Небосвод будет чистым и ясным,
И пусть песня над прудом звенит.
В. Тяптин 

2.Ролевая игра.

Класс разбивается на экспедиции (группы) для путешествия по изучению Ижевского пруда.

Группа геологов. Группа гидрологов. Экспедиция биологов (ботаников). Экспедиция биологов (зоологов). Экспедиция экологов (в точку «Городской пляж»). Задания: собрать материал каждой экспедиции в своей области. Приготовить отчет и продумать представление своей информации на 3 минуты с показом фотографий, иллюстраций из книги.

3.Подведение итогов.

Занятие № 7. Тема: Почвы. Флора и фауна Октябрьского района.

Учебные задачи.

  1. Познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира, а также почв; их приспособленностью к особенностям городского климата.
  2. Оценивать значение растений (зеленых насаждений) для жителей района. 3. Разработать индивидуальные правила поведения в природе.

План занятия.

1.Докажите, что рассматривать почвы,   растительность и животный мир нужно после изучения рельефа, климата и вод.

2.Изучение темы «Почвы».

-работа самостоятельно с учебником «География Удмуртии»;

-зарисовать и записать морфологическое строение почв, а также основные показатели: гумус, рН, S, P2O5, K2O.

3.Изучение темы «Фауна района».

-Работа с номенклатурой «Виды флоры г. Ижевска».

Выбрать растения, занесенные в Красную книгу УР и РФ, найденные на территории Октябрьского района

4.Изучение темы «Фауна района».

-прочитать дополнительный текст, заполнить схемы по прочитанному.

Место обитания в городе. Виды животных

В целом фауна диких позвоночных животных в городе представлена 195 видами. Из них только 72 вида обитает постоянно. «?»  Каково значение животных в городской среде обитания для городского хозяйства и населения?

-Ваше отношение к синантропным животным: польза или вред?

(ворона, галка, воробей, серая крыса, домовая мышь, бродячие собаки и кошки)

Занятие № 8.   Тема: Экологические проблемы Октябрьского района.

Учебные задачи.

  1. Выявить (сформулировать) экологические проблемы района.
  2. Оценка экологического состояния атмосферного воздуха.
  3. Формирование экологической культуры учащихся.

План занятия.

1.Диалог между учащимися и учителем по теме «Экологические проблемы района».

-самостоятельно сформулируйте проблемы экологии в районе, используя дополнительный текст,  запишите в форме таблицы (проблема, источники и главные загрязнители, примеры и особенности);

-далее дополнения учителя (примеры обговариваются всем классом)

Проблема Источники и главные загрязнители Примеры, особенности

-рассмотреть таблицу «Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие». — «?» В чем вы видите решение экологических проблем?

2.Игра разноуровневая «ЭСЛОП».

I .Расшифруйте название игры «ЭСЛОП» (время 1 минута)

(эколог, специалист, лидер по охране природы)

  1. II. Вопросы –«блиц». (отвечать не обсуждая) (за каждый ответ 1б)
  2. Назовите ООПТ. (заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы)
  3. Нечкинский — нац. парк или заповедник. (нац. парк)
  4. Это отдельные уникальные природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение. (Памятники природы)
  5. Наука, изучающая взаимоотношения животных, растительных организмов между собой и окружающей средой. (Экология)
  6. Крайне неблагоприятные изменения природной среды на обширной территории, возникающие в результате действия разрушительных естественных или антропогенных сил и сопровождающиеся большим  экологическим ущербом. (Экологическая катастрофа)
  7. Главный показатель, характеризующий экологическое благополучие или неблагополучие территории (Здоровье человека)
  8. Назовите экологические компоненты (почва, воздух, вода).
  9. Система наблюдений и контроля за изменением в составе экосистем. (Экологический мониторинг)
  10. Процесс приспособления живых организмов к определенным условиям внешней среды. (Адаптация)

Возможно для группы «слабых» учащихся раздать карточки с вариантами ответов для подбора правильного.

III. Творческое  задание. 5 минут. (оценка 5 баллов максимальная).

«слабые» — исполнить хором песни народные или современные, как «антиэкологического содержания», так и природоохранного содержания.

(« — » «Во поле береза стояла», «Срубил нашу елочку под самый корешок»,

«+» «Не рвите цветы, не рвите…», «Не губите мужики, не губите, не рубите дерева, не рубите…»).

«средние» — Как с точки зрения охраны ОС выглядят такие загадки и сказка?

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  (Не пей, козленочком станешь..)

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит». (Незарегулированный сток рек)

«Зимой в поле лежали,

Весной в реку побежали». (Минеральные удобрения с талыми водами  в реки)

Можно усложнить девизы в стихотворной форме.[18]

IV. Задание «Вспомни. Объясни».

А) общее – пословицы и поговорки по данной теме.

Б) объясни каков экологический, природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?

«слабые» — Репу да горох не сей подле дорог.

«средние» — Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

«сильные» — Что имеем – не храним, потерявши – плачем.                     Черного кобеля не отмоешь добела.

Подведение итогов.

Главным итогом игры является активизация знаний учащихся, формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умения общаться.

Занятие № 9-10-11.  Тема: Конкурс «Защита проектов».

Учащиеся класса объединяются в группы по 5 человек, в конкурсе возможно и единоличное участие.

Примерные темы проектов:

  1. Октябрьский район в будущем. (через 10. 50, 100 лет).
  2. Как сберечь природу Октябрьского района.
  3. Экологическое состояние своего микрорайона.
  4. Реконструкция парка им. Кирова.

Занятие  № 12. Тема: Обобщающее  повторение. Контроль знаний.

Учебные задачи.

  1. Обобщить знания учащихся об особенностях природы Октябрьского района; о взаимодействии природы и человека.
  2. Оценить уровень усвоения курса.

План занятия.

1.Игра в форме «Самое слабое звено».

2.Итоговый контроль. Тест по вариантам.

  1. Практические работы на местности.

Практическая работа № 1. «Изучение горных пород своей местности».

Приборы и материалы: лопата, геологический молоток, полевой дневник, карандаш, этикетки, оберточная бумага для образцов, план местности.

Цель работы:  изучение минералов и горных пород, слагающих вашу местность.

Задачи работы: описание горных пород, их естественное залегание, отбор образцов и составление коллекции местных горных пород и полезных ископаемых.

Практическая  работа № 2. «Описание водных объектов».

Приборы и материалы: план или карта,  полевой дневник, измерительная рулетка, рейка длиной не менее 2м; секундомер; поплавки.

Цель работы: описание внешнего вида водных объектов, характерных для данной местности; расчет скорости течения реки.

Задачи работы: освоение методики описания внешнего вида водных объектов и стадии водного режима; определение количественной характеристики водных объектов – скорости течения.[12].

Практическая работа № 3. « Расчет антропогенной нагрузки на зеленые насаждения в Октябрьском районе города Ижевска».

Приборы и материалы: полевой дневник, карта или план, карандаш.

Цель работы: рассчитать антропогенную нагрузку в отдельных местах района для решения вопросов существующего и перспективного озеленения в районе. 

  1. Тексты для занятий.

5.1. Физико-географическое положение.

Город Ижевск располагается в Вятско-Камском  междуречье, в Западном Предуралье. Уже исследователи Х1Х века, рассматривая местоположение Ижевска (тогда Ижевский завод), отмечали его пограничный характер: «…близ холмов, служащих с одной стороны водоразделом между притоками рек Камы и Вятки, а с другой – границей полесья от суглинисто-черноземной области, — на берегах притока Камы, р. Ижа раскинулось селение Ижевского завода». [ 13 ]В административном отношении современный Ижевск разделен на Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Индустриальный и Устиновский районы.  Октябрьский район города занимает центральное положение. Октябрьский район находится с восточной стороны Ижевского пруда. Продолжается расширение района дальше на север. На юге он граничит с Первомайским, а на востоке с Индустриальным районами города Ижевска. Физико-географическое положение Октябрьского района достаточно удачное с разнообразными природными ландшафтами для жизни и хозяйственной деятельности жителей, для их отдыха, работы, учебы.

5.2. Геологическое строение и рельеф.

Октябрьский район располагается на восточной окраине Русской платформы, одной из крупнейших и древнейших на Земле континентальных литосферных плит. Город располагается на стыке трех орографических элементов Русской равнины: Центрально – Удмуртской депрессии, Можгинской и Сарапульской

возвышенностей. Эту территорию по характеру строения рельефа можно подразделить на 3 крупных геоморфологических района: 1) Левобережный; 2)Ижевский, или Низинный; 3) Правобережный.

Территория Октябрьского района относится к Левобережному району.

На схеме геоморфологического районирования показан цифрой I. Здесь можно выделить несколько геоморфологических подрайонов. [ 13]

5.3. Климат.

Климат г. Ижевска,  следовательно,  и Октябрьского района умеренно-континентальный, с  продолжительной и многоснежной зимой, теплым летом и хорошо выраженными переходными сезонами – весной и осенью. Эти общие черты Октябрьского района г. Ижевска, как и всей УР, формируются под воздействием географического положения, солнечной радиации, циркуляции атмосферы и характера земной поверхности. Климат не одинаков внутри самого города. На территории района в течение всего года господствует континентальный воздух умеренных широт.

5.4. Внутренние воды.

Внутренние воды Октябрьского района представлены реками, болотами, подземными водами, минеральными источниками.

По территории Октябрьского района протекают реки Подборенка и Пазелинка. Эти речки принадлежат бассейну реки Иж. Устьем рек является Ижевский пруд. Реки имеют смешанное питание с преобладанием снегового: от атмосферных осадков и подземных вод. От таяния снега они разливаются весной ( со второй половины апреля).  Для жителей Октябрьского района г. Ижевска большое значение имеют родники.

5.5. Почвы.

Наибольшее распространение  имеют дерново-подзолистые почвы, меньше серые лесные, дерново-карбонатные, болотные и пойменные дерновые.

5.6. Флора  и фауна.

Растительность Октябрьского района богата и разнообразна. Наш район входит в зону смешанных темнохвойных лесов, а также и в подтаежную зону.

5.7. Природно-территориальные комплексы (ПТК).

На территории Октябрьского района г. Ижевска также можно выделить достаточно большое количество ПТК разного ранга. Мы обратим свое внимание на следующие природные комплексы района: у родника, Ижевский пруд, городской сад им. Горького.

Ижевский пруд – одна из достопримечательностей, ландшафтообразующий и социально-экономический фактор города Ижевска. Этот своеобразный ПТК – излюбленное место отдыха для тысяч горожан.

Городской сад им. Горького ограничен Ижевским прудом и ул. Горького. С высокого обрывистого берега пруда, где расположен Летний Сад открывается широкая панорама Заречной части города.

5.8. Экологические  проблемы.

Особенно беспокоит население Октябрьского района качество питьевой воды, которое резко ухудшается в поверхностных водах, так и в подземных источниках. Состояние воздушного бассейна еще одна актуальная проблема.

5.9. Озеленение Октябрьского района.

Озеленение Октябрьского района достаточно разнообразно и включает различные виды искусственных насаждений – скверы, бульвары, сады, посадки сосны, естественные лесные ландшафты – городские парки и лесопарки.

Список литературы.

1.Бакланова Н.З., Михалева Т.И. Современное состояние  подземных вод на территории Удмуртии. Ижевск, 1992.

2.Верещагина Н.О., Захаров  А.Г. Место уроков «Петербурговедение» в школьных курсах географии. // География в школе, 2003. №1, с.66.

3.Голубев Е.А.  Расчет антропогенной нагрузки на зеленые насаждения в Октябрьском районе города Ижевска. ДТЮ, 2002.

4.Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Удмуртской Республики в 2002 г. – Ижевск, 2001. – 195 с.

5.Козлова Н.Т., Успенская В.М. География Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1999. – 240 с.

6.Козлова Н.Т., Успенская В.М. География Удмуртии. 8-9 класс: Учебно-методическое пособие. Ижевск: Издательство ИУУ, 2000.- 98с.

7.Кулинич Г.С., Николина В.В. Географические игры  в обучении и воспитании школьников. – Горький: ГООПО, 1990. – 84с.

8.Макальская В.Н., Русских Э.М. Климат // География Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 1992.

9.Минаева А.В., Урасина Э.А. Гидрогеологические условия бассейна рек Иж и Позимь. Горький, 1962.

10.Михайлусова З.Х., Симонова Н.А., Шихарева С.В., Емельянова Р.Я., Болоткова Е.М. Методические рекомендации к курсу «География Устиновского района». Ижевск: Алфавит, 1999.

11.Морозова Г.А. Влияние  краеведения на личность ученика. // География в школе 1997, №4, с 62.

12.Новенко Д.В. Школьный  практикум. География: Практические работы на местности. 6-9 классы. – М.: Дрофа, 1997, — 96 с.

13.Природа Ижевска и его окрестностей. Сборник статей. / составитель В.М. Подсизерцев. Ижевск: Удмуртия, 1998. – 248 с.

14.Программа курса «География Удмуртии» для 8-9 классов ( основной и углубленный варианты): ( Проект)/ Сост. Н.Т. Козлова, В.М. Успенская. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1993, 36 с.

15.Пудов А.И., Покумов И.А. Увинский район ( природа, история, население). Ижевск: Изд. Удмуртского университета, 1997.

16.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии: Учебно-методические материалы/ Отв. ред Туганаев В.В. Ижевск: Изд. Удм. Университета, 1993. – 134с.

17.Русских Э.М. Основные черты климата города Ижевска./ Проблемы комплексной метеорологии. – М., 1977. –с.134-139.

18.Рыжов И.Н. Игры на уроках географии и экологии. // География в школе. 1997. №3, с.72.

19.Стурман В.И. Воздушный бассейн Ижевска.- Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. – 95 с.

20.Туганаев В.В. Ижевский пруд. – Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2002. 188с.

21.Туганаев В.В. Родники Ижевска. – Ижевск. Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. 176 с.

22.Туристические тропы Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 1967.

23.Целевая комплексная программа Удмуртской Республики по охране окружающей среды до 2000 года (ЦКП «Экология Удмуртии – 2000»). Ижевск, 1996.

24.Черашняя Д.И. Отчий край. – Ижевск: Удмуртия,2000. – 242с.

25.Швер Ц.А. Климат Ижевска.- Л.: Гидрометеоиздат, 1979.-136с.

26.Шумилов Е.Ф. Город на Иже. – Ижевск: Удмуртия, 1998.

27.Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. – Ижевск: Издание второе измененное и дополненное, 1998 г. – 43с.

28.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.

29.Малая энциклопедия для родителей и педагогов. ( Трудные вопросы воспитания) Составители А.В.Кудрявцев, Р.Р. Кашапов; Ижевск, издательство Удм. Университета, 1992, 268с.

30.Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org. Удмуртия

events.volga.rt.ru Природа Удмуртии богата разнообразием растений и трав.

udmurt.ru  Общая информация. Природа и климат

udmstat.gks.ru Официальная статистика. Удмуртстат



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!