logo

Приоритет отдан семье

Приоритет отдан семье

Автор: Хабибуллина Диана Раисовна 
директор ГКУ “РЦУОиП” г. Казань

Трудно, пожалуй, найти тему больнее и горше, чем детское сиротство. Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, покинутого, всегда волновала и волнует граждан.

Сегодня защита прав детей на жизнь и развитие – это задача, объединяющая устремления и усилия всех здоровых сил общества, независимо от идеологических, культурных, религиозных и иных установок различных социальных групп.
Снижение социального сиротства, устранение причин ослабления института семьи, формирование положительного социума к тем людям, которые решили взять ребенка на воспитание в семью, увеличение количества таких семей и граждан – вот общие задачи всех, кто, так или иначе, связан с деятельностью по защите прав ребенка.

На сегодняшний день основная цель государственной семейной политики – стабилизация положения детей, а также создание реальных предпосылок динамики процессов их жизнеобеспечения.

Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из принципиальных идей социальной семейной политики Республики Татарстан. Кроме того, это важнейший путь решения проблемы социального сиротства, реализующей право каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье.

В помощь, обделенным счастьем, маленьким и взрослым, в 2002 году в республике по распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан создан Республиканский Центр усыновления, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Схема функционирования Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства
Министерства образования и науки Республики Татарстан
Таб_1

Межведомственное взаимодействие Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства
Министерства образования и науки Республики Татарстан со следующими структурами:Таб_2

Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Татарстан создан в целях повышения контроля за обеспечением законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирования регионального банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, и их дальнейшего устройства на воспитание в семьи граждан.

Центр координирует деятельности органов опеки и попечительства в городах и районах республики, оказывает методическую и консультативную помощь специалистам по охране прав детства на местах, организует сопровождение замещающих семей и обеспечивает благоприятные условия проживания и воспитания ребенка в новой семье, координирует деятельность по формированию позитивного имиджа семейных форм устройства детей в семьи граждан республики.

Основные задачи Центра:

  • содействие развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • оказание помощи замещающим родителям по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • профилактика вторичного социального сиротства.

Основные направления деятельности Центра:

  • организация работы по поиску, отбору и подготовке потенциальных приемных родителей, усыновителей;
  • комплексная оценка готовности кандидатов в усыновители, приемные родители к приему детей в семью;
  • осуществление психолого-педагогической, медицинской и юридической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным в семьи граждан;
  • накопление и распространение научно-методических материалов по проблемам семейного воспитания, пропаганда опыта позитивного семейного воспитания в замещающих семьях через средства массовой информации;
  • мониторинг жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей республики.

Основу деятельности Центра составляет государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что позволяет вести централизованный учет детей, нуждающихся в социальной защите.

На сегодняшний день в региональном банке данных на учете состоят около 760 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет.

Случаи, в которых дети могут остаться без попечения родителей, весьма разнообразны. Основными причинами социального сиротства являются алкоголизм родителей, увеличение количества недееспособных родителей, преждевременная смертность, низкий уровень жизни населения.

Как ни горько признать, но большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях, – так называемые социальные сироты – дети, родителям которых безразлична судьба собственного ребенка. Наличие таких детей и проблема их устройства свидетельствуют о нездоровье общества.

Главнейшей из задач защиты прав детей является право жить и воспитываться в семье.
Это право ребенка может быть реализовано при сохранении кровной семьи или при устройстве ребенка в семью, замещающую кровную.

Всесторонняя поддержка всех форм устройства детей в семью, при регламентированном контроле органов опеки, социальных служб, должны быть приоритетными в работе всех социальных институтов, связанных с детством.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление или удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов воспитательных учреждений (в т.ч. детские дома, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

Таб_3

Однако, специалисты по охране прав детства все-таки отдают приоритет семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее распространенной формой является опека и попечительство.
Опека / попечительство – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя и отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по содержанию ребёнка. Опекунами / попечителями чаще всего назначаются близкие родственники ребенка.

В связи с финансовой стабильностью в выплатах пособий на подопечных детей, возросло количество желающих оформить опеку, так как эта форма позволяет сохранить ребенку родственные связи. Так, например, только в 2014 году из 1195 детей, переданных на воспитание в семьи граждан детей, 63% – переданы под опеку (попечительство).

Следующей по распространенности формой устройства детей в семьи граждан является приемная семья.

Приемная семья – принятие ребенка под опеку (попечительство) на основании договора о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителям, на срок, указанный в договоре.

Опыт развития института приемной семьи в республике показал эффективность выбранного пути. В республике, по состоянию на 1.01.2015 года, в приемных семьях воспитываются 2579 детей.

Изучая вопросы психолого-педагогического сопровождения приемных семей, мы пришли к выводу, что, в нашей, российской ментальности, ребенок, взятый на воспитание, не может восприниматься как временный член семьи. Чаще всего, приемные родители не желают принимать приемного ребенка как не своего члена семьи и по истечению срока договора, ребенок поддерживает с ними отношения, а иногда и остается жить у приемных родителей.

Приемная семья и опека – легко трансформируемые формы устройства детей в семьи. Так, взяв ребенка в приемную семью на определенное время, в последующем, вполне можно оформить усыновление (удочерение) ребенка.

Усыновление (удочерение) – принятие ребенка в семью на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, является приоритетной формой устройства детей.

Несмотря на рост пособий на детей и повышение заработной платы приемным родителям, количество усыновленных детей в республике не уменьшается, а в последние годы даже наметилась позитивная тенденция роста количества усыновлений. Так, в 2014 г. усыновлено 113 детей, а всего в семьях граждан республики проживают 2787 усыновленных детей.

Настойчивая работа по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан дала положительный результат. В течение последних лет в республике ликвидированы 10, и реорганизованы 2 государственных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось количество выявляемых детей на 30%, количество детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот на 54%.

Роль семьи трудно сегодня переоценить, и каждый ребенок должен жить в семье. И мы предпримем все усилия, чтобы реализовать это право ребенка.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика