logo

Применение проблемных технологий при чтении текстов на иностранном языке

Применение проблемных технологий при чтении текстов на иностранном языке

Автор: Титаева Лариса Леонидовна,
учитель английского языка
ОГБОУ СПО “ТЛТ”, г. Томск

Аннотация

В данной статье рассматривается оптимизация применения инновационных методик и технологий при обучении чтению на уроках английского языка. Использование проблемного метода обучения и технологии критического мышления позволит приобщить учащихся к чтению текстов на иностранном языке, так как оно расширяет общеобразовательный кругозор учащихся. Результаты работы говорят о правильности выбора технологий как одного из эффективных средств повышения интереса и качества обучения английскому языку.

∗∗∗
Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку, поэтому обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. И в нашей школе обучение иностранному языку сегодня претерпевает существенные перемены, одна из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образовательного процесса. Учителя ищут творческий подход в обучении, создают обстановку взаимодействия и взаимной ответственности для достижения результативности обучения.

Надо признать, что для школьного иноязычного образования характерны определенные проблемы, с которыми сталкиваются учитель и ученики на каждом уроке. Во-первых, нужно обратить внимание на нас самих, учителей иностранного языка. Ведь не секрет, что даже квалифицированные учителя не всегда достаточно осведомлены о новых тенденциях в современном образовании, мало используют инновационные методики и технологии обучения иностранным языкам

Во-вторых, сейчас отношение людей к своему учению стало избирательным, прагматичным. Никто не желает тратить своё время на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает никакой пользы. Следовательно, стимулы нужно искать в продуктивном назначении обучения: если они очевидны – ученик берётся за трудное дело. Поэтому я стараюсь построить обучение таким образом, чтобы непосредственная деятельность школьников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеурочные интересы и склонности, их чувства не оставались за порогом школы, а учитывались при организации общения на уроках. Но в эпоху нынешней информационной цивилизации приходится работать в условиях, когда научные знания устаревают быстрее, чем успевают усваиваться учениками, поэтому нужны новые формы и методы обучения для подготовки творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Ведь моя цель как учителя – воспитать человека так, чтобы он соответствовал требованиям современности. Поэтому я организую обучение таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрыться как творческая личность. Всё это требует инновационного подхода к организации учебной деятельности, к поиску новых форм и методов работы. Для решения этой задачи использую современные технологии и широкие возможности лингвострановедческого подхода, что полностью совпадает с основной целью обучения английскому языку – развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Все мы знаем, что современные школьники не любят читать даже на русском языке, а что же делать нам, учителям иностранного языка, как приобщить их к чтению текстов на иностранном языке. Мне помогает в этом проблемный метод обучения, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Конечно, и в традиционном обучении чтению присутствует ряд заданий на активацию умственной деятельности учеников (постановка вопросов, тестовые задания и др.). Однако такие задания даются бессистемно, от случая к случаю и обучают лишь отдельным мыслительным операциям. Я считаю, что проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.

Всю работу над текстом для чтения я делю на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Большое внимание уделяю дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого я продумываю проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предыдущей информации. В этой активной работе всего класса у ребят формируются и постоянно совершенствуются психолингвистические механизмы первичного прогнозирования – смыслового и языкового еще до чтения текста (Would you like to get know the end of the story?). Затем я предлагаю учащимся придумать продолжение рассказа (Now, let’s invent the end of this story all together). После этого «мозгового штурма» впервые открывается текст и организуется активный и азартный поиск в соревновательной форме (кто быстрее?) главных фактов рассказа, которые либо подтверждают, либо опровергают ранее высказанные прогнозы. Завершающая серия заданий послетекстового этапа логически подводит учащихся к компрессии текста и интерпретации. Для этого я готовлю несколько проблемных заданий с целью запоминания сжатого варианта текста и подготовки проекта на иностранном языке по обсуждаемой проблеме. (Например: What place would you like to choose for travelling?)

Ещё одна технология, помогающая мне увлечь школьников чтением это технология критического мышления. Её цель – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. На этом этапе я предлагаю им текст, в котором они ищут новую информацию. Я заметила, что в процессе чтения (особенно информативных текстов) интерес учащихся быстро ослабевает, а информация запоминается с трудом. С помощью технологии критического мышления учу детей не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для себя. С этой целью при чтении использую различные таблицы. Учащиеся заполняют их в процессе чтения, систематизируя и распределяя новую информацию. Например:

1) Let’s read some texts аbout travelling and see what people say about visiting different places;
2) Tell the class what you knew, what you have just learnt and what surprised you in these texts (учащиеся знакомятся с мнениями разных людей о путешествии, выражают своё отношение к прочитанному и заполняют таблицу):

I knew it before I have just learnt It surprised me

Из всего сказанного можно сделать вывод, что проблемно-поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. В результате на уроках чтения удалось активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться стабильного повышения мотивации. Кроме того, учащиеся научились:

  • читать, анализируя и систематизируя информацию и в дальнейшем исследовать заинтересовавшие их факты;
  • работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения;
  • овладевать навыками самостоятельной работы.

Что же дают эти технологии учителю?

  1. Учитель имеет возможность для саморазвития.
  2. Меняется подготовка учителя к уроку.
  3. Меняется роль учителя в учебном процессе: он мотивирует, организует, консультирует и контролирует.

Литература:

  1. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Иностранные языки в школе. 2000г. №2-3.
  2. Бердникова И.А. Обучение английскому языку с применением технологии критического мышления. Образовательные технологии. 2007г.
  3. Саланович Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов лингво-страноведческого содержания. Иностранные языки в школе.1999г. №1.
  4. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М. 1993г.
  5. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе.1999г. №6.
    http://tellmm.ru/
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика