logo

Применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования:
«Применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Автор: Устюгова Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ТСОШ, п. Тазовский, Тазовский р-н, ЯНАО

Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”

В настоящее время школа находится в активном процессе реформирования, введения новых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС второго поколения), которые предполагают формирование у подрастающего поколения определенных качеств, вызванных требованием времени.

Стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Среди них согласно заявленной теме можно выделить следующие актуальные качества выпускника школы:

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Кроме этого, новый Стандарт устанавливает требования и к результатам обучения. Так метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

3) смысловое чтение;

4) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию ФГОС, цель которых заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Каким же образом я внедряю эту систему?

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стилл, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (К. Мередит, Д. Стилл, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя.

Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Многие слишком буквально понимают её как обучение чтению или письму и потому связывают исключительно с начальной школой. А что означает вдумчивое чтение или вдумчивое письмо? Чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I. Вызов:

— актуализация имеющихся знаний;

— пробуждение интереса к получению новой информации;

— постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II. Осмысление содержания:

— получение новой информации;

— корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия:

— размышление, рождение нового знания;

— постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

В 6г (VII вида) не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. В организации практической деятельности на уроках мною были выбраны наиболее оптимальные приёмы ТРКМ, использование которых на определённых этапах урока способствует развитию УУД обучающихся:

«Кластер», «Синквейн», таблица ЗХУ, «Тонкие и толстые» вопросы, «Веришь – не веришь», «Корзина идей» и т.д. 

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  2. Обмен информацией в парах или группах.
  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Например.
Учитель ставит перед детьми проблему:
— Напишите за 1 минуту, что вы знаете об именах прилагательных?
— Обмен информацией в группах.
— Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод. 

Прием “Составление кластера”

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления — для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

ris-01

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Например.

Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1,5 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте  «+» или  «-»).

ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ
1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.
2. Однородные члены соединяются только союзами.
3. В предложении может быть только один ряд однородных членов.
4. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.
5. Однородные члены бывают только нераспространенными.
6. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.
7. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха, ни пера.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации

Прием “Написание синквейна”

Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Строка Вопрос Слова
1-я строка Кто? Что? 1 существительное
2-я строка Какой? 2 прилагательных
3-я строка Что делает? 3 глагола
4-я строка Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что?
(Новое звучание темы)
1 существительное

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году
мастеровой

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

«Тонкие» «Толстые»
Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Могли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите: что будет, если…?

Что, если…?

апо

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Что такое приставка?

Для чего нужна приставка?

Где пишется приставка в слове?

Как обозначается приставка?

Почему приставка так называется?

Чем приставка отличается от суффикса?

В чём отличие приставки от предлога?

Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Лови ошибку” 

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Выводы

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Список литературы

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — 134 с.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — 284с.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003. — 192 с.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. — с. 66 — 72
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. — 175 с.
  6. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!