
Познавательно-исследовательский проект «Ток бежит по проводам, свет несет в квартиры нам»
Познавательно-исследовательский проект «Ток бежит по проводам, свет несет в квартиры нам»
(для старшего дошкольного возраста)
Автор: Миншина Эльза Амировна,
воспитатель МОБУ СОШ №15,
с. Энергетик, г. Нефтекамск,
Республика Башкортостан
Ключевые слова: электроэнергия, производство электроэнергии, Кармановская ГРЭС, ток, свет.
Краткая аннотация. Педагог разработала и внедрила в данном учреждении познавательно-исследовательский проект об электричестве. Проект использовался в работе с детьми старшей группы (дети от 5 до 6 лет). Проект получился интересным для детей. Педагог свой опыт работы по проекту, представила на родительском собрании, на педсовете педагогов учреждения, а также на кустовом методическом объединении педагогов ДОУ в городе Нефтекамске.
Цели проекта:
- Изучение значения электроэнергии в жизни человека.
- Знакомство с окружающим предметным миром, как результатом труда людей. Формирование основ безопасного пользования электроприборами.
- Осознание взаимосвязи электроэнергии, природы и человека.
Задачи:
- Обобщать и расширять знания детей об окружающем мире. Расширять представления детей о родном селе, о Кармановской ГРЭС, расположенной в непосредственной близости к учреждению. Расширять представление о том, где «живет» электричество, откуда и как оно попадает в дома, как помогает человеку. Расширять представления о профессии энергетика, его общественную значимость.
- Развивать речь как средство общения. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Воспитывать умение экономно и рационально использовать электроэнергию.
Актуальность:
Производство электроэнергии создает основные проблемы: электростанции загрязняют воздух, а с дождями – и почву, воду; нарушают течение рек и жизнь водных обитателей. Обладая значительными природными ресурсами и долгие годы, потребляя их в неограниченных количествах, наша страна мало заботилась о том, как организовать их эффективное использование. Поэтому так важно сегодня начать воспитывать экономное отношение к энергии уже с дошкольного возраста, доступно объяснить детям, для чего нужно беречь ресурсы, воспитывать навыки экологически безопасного стиля жизни. Вместе с детьми проблему начнут осознавать и родители, их соседи и просто знакомые.
Сроки реализации: ноябрь 2015г.-май 2016г.
Этапы:
Подготовительный этап
- Подготовка дидактического материала для игр «Составь картинку», «Что сначала, что потом», «Что от электричества работает», «Чудесный мешочек».
- Составление альбома загадок, стихов об электричестве.
- Изготовление стенда «Как загорается лампочка и электроприборы».
- Оформление фотоальбома «Кармановская ГРЭС – основные объекты».
- Изготовление стенда «Производство электроэнергии».
- Подбор предметной среды для изучения происхождения «освещения».
- Подбор иллюстраций по изучению техники безопасности при обращении с электроприборами.
Основной этап
- Беседа и рассматривание иллюстрации об электричестве.
- Изучение стенда о производстве электроэнергии.
- Беседа и рассматривание предметов о возникновении освещения.
- Рассматривание картин и беседа о Кармановской ГРЭС.
- Встреча с интересными людьми. Наш гость работник Кармановской ГРЭС.
- Изучение правил техники безопасности в обращении с электричеством и электроприборами.
- Наблюдение работы сотрудников учреждения с электроприборами.
- Рисование на тему “Ток бежит по проводам”
- Образовательная деятельность “Энергосбережение, что это такое?”.
Заключительный этап (в перспективе)
- Встреча с интересными людьми «Беседа о профессии – энергетик»
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры
- Сюжетно-ролевая игра «Я энергетик»
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
- Викторина по ОБЖ (с участием родителей).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Знакомство детей с работником КГРЭС и его профессией»
(для старшего дошкольного возраста)
Время проведения: 25 мин.
Доминирующая область: познание.
Интегрированные цели:
- Расширять знания детей о труде взрослых.
- Познакомить с профессией энергетика и результатами труда, его общественной значимости. Прививать чувство благодарности к людям данных профессий. Объяснить, что для облегчения труда используются разнообразные инструменты.
- Воспитать умение экономно и рационально расходовать электроэнергию.
Планируемые результаты: имеет представление о профессии энергетика и его результатах труда, активно взаимодействует с педагогом, сверстниками и гостем во время беседы, поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции при общении с гостем.
Оборудование: специальная одежда, каска, инструменты, непосредственно используемые в работе, картинки с изображением КГРЭС, правил безопасности.
Формы работы:
- Организационный момент
- Знакомство с работником КГРЭС Давлетгареевым Маратом Мухаметовичем.
- Рассказ Марата Мухаметовича о деятельности его профессии.
- Физминутка.
- Рассказ детей о работе своих родителей.
- Итоговая беседа.
Ход проведения:
Воспитатель: Ребята познакомьтесь у нас сегодня в гостях – Давлетгареев Марат Мухаметович, как вы уже догадались – это папа Давлетгареевой Карины. Он работает на КГРЭС мастером участка внутренних и внешних коммуникаций цеха ЦТОО. Марат Мухаметович сейчас расскажет о себе и о своей работе.
М.М.: Здравствуйте ребята! Свои рассказ я хочу начать с самого начала. Когда-то давним давно я был таким же маленьким и славным мальчиком и ходил в детски сад. Закончив школу выучился в институте, теперь уже много лет работаю на Кармановской ГРЭС.
– Ребята, а вы знаете, что вырабатывается на КГРЭС?
Дети: Электричество, электрический ток.
М.М.: Правильно, электроэнергия вырабатывается на КГРЭС и по линиям электропередач идет в школы, больницы, детские сады и в дома каждого из вас (показ картинки).
– А кто мне скажет, для чего нужен электрически ток?
Дети: Чтобы подключить электроприборы (холодильник, телевизор, компьютер).
М.М: Молодцы ребятки! А как вы думаете, люди смогли бы прожить без электричества?
Дети: Нет, люди не смогут посмотреть телевизор, вскипятить чай и т.д.
М.М.: Как вы уже поняли, благодаря такому крупному предприятию, как КГРЭС, мы с вами ребята живем в светлом, теплом помещении.
Воспитатель: Марат Мухаметович расскажите о вашей специальной одежде?
М.М.: Так как я мастер на производстве, у меня простая рабочая форма одежды. А у рабочих, она со специальным защитным слоем, который защищает тело человека от различных повреждений. Каждый работник КГРЭС должен обязательно носить на работе вот такую каску. Она защищает голову.
Воспитатель: Ребята, у каждой профессии есть своя форма одежды: врач и воспитатель одевают белый халат; военные – специальную военную форму.
Физминутка
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
М.М.: Ребята, запомните несколько правил техники безопасности при обращении с электроприборами (рассказ сопровождается показом рисунков):
– Уходя из дома или комнаты обязательно надо выключатьсвет и все электроприборы.
– Выключать электроприборы надо, нажав на кнопку или вынув вилку из розетки.
– Никогда не надо тянуть электропровод руками, может случиться короткое замыкание. Лучше попросить об этом взрослых.
– Ни в коем случае не надо подходить к оголенным продам, не дотрагиваться до них.Вас может ударить током.
– Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными поэтому, никогда не надо протирать влажной тряпочкой телевизор или магнитофон.
– Если вы остались дома одни – не трогайте электроприборы без присутствия взрослых.
ЗАПОМНИТЕ!
Воспитатель: Спасибо большое! Мы обязательно запомним все эти правила и будем их соблюдать.
– А сейчас наши ребята расскажут о своих родителях.
Данила: – Мою маму зовут Рима Расиловна. Она работает в прачечной. Мама стирает белье и полотенца. Она пользуется электроприборами – это стиральная машина и утюг. Моя мама соблюдает технику безопасности: не включает стиральную машину и утюг мокрыми руками. Она, закончив работу, выключает электроприборы из сети. У моей мамы ответственная работа.
Аделина: – Мой папа работает в ЖКО – электриком. Он контролирует работу электрических лампочек, чинит электроприборы. Папа носит специальную одежду и пользуется инструментами . У моего папы ответственная и опасная работа.
М.М: Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами беседовать. Я принес вам в подарок настольно-печатную игру «Зелёный город».
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Большое спасибо Марат Мухаметович за столь познавательную и интересную беседу. А наши ребята вам в подарок приготовили свои рисунки. Приходите к нам ещё.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
“Что сначала, что потом?”
Цель: Закрепить знание детей о последовательности возникновения освещения жизни людей. Развивать память, воображение.
Оборудование: картинки с изображением первобытного человека, добывающего огонь с помощью палочек, костра, свечей, керосиновой лампы, лампочки.
Ход игры: расположить картинки по мере возникновения освещения (света).
“Что от электричества работает?”
Цель: Закрепить знание детей об электроприборах, их назначении, техники безопасности. Развить связную речь детей, память, мышление, воображение.
Оборудование: электроприборов и предметов, не относящихся к электроприборам.
Ход игры: подобрать электроприборы описать и рассказать для чего они служат.
“Составь картинку и подбери электроприборы”
Цель: Продолжать развивать умение детей составлять целостное изображение предметов из отдельных частей. Закреплять знание детей о понятии “Электрический прибор”.
Оборудование: картинки с изображением электроприборов разрезанные нанесколько частей.
Ход игры: собрать картинки по принципу пазлов.
”Чудесный мешочек”
Цель: продолжать учить детей на ощупь определять предмет относящийся к электричеству. Развивать память, мышление, воображение.
Оборудование: чудесный мешочек, включатель, розетка, вилка, патрон, провода.
Ход игры: на ощупь определить и называть предметы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- АлешинаМ.В. “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”, Москва 2005г., стр. 35-37.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”, Мозаика – синтез 2010г., стр. 180-183; 186; 188-189.
- АннабелКрейг, КлиферРосни.«Наука энциклопедия», “Росмэн”, Москва 1997г., стр. 92-97; 102-108.
- Страуан Рейд, Патриция Фара. «История открытий», “Росмэн”, Москва 1998г., стр. 80-81.
- Журнал “Обруч” №4/2010, стр. 21-22.
- Журнал “Обруч” 4/2011г Москва 1995г. стр. 23-25

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!