logo

Познавательно-исследовательский проект «Ток бежит по проводам, свет несет в квартиры нам»

Познавательно-исследовательский проект «Ток бежит по проводам, свет несет в квартиры нам»
(для старшего дошкольного возраста)

Автор: Миншина Эльза Амировна,
воспитатель МОБУ СОШ №15,
с. Энергетик, г. Нефтекамск, 
Республика Башкортостан

Ключевые слова: электроэнергия, производство электроэнергии, Кармановская ГРЭС, ток, свет.

Краткая аннотация. Педагог разработала и внедрила в данном учреждении  познавательно-исследовательский проект об электричестве.  Проект использовался в работе с детьми старшей группы (дети от 5 до 6 лет). Проект получился интересным  для детей.  Педагог свой опыт работы по проекту, представила на родительском собрании, на педсовете педагогов учреждения, а также на кустовом методическом объединении педагогов ДОУ в городе Нефтекамске.

Цели проекта:

  • Изучение значения электроэнергии в жизни человека.
  • Знакомство с окружающим предметным миром, как результатом труда людей. Формирование  основ безопасного пользования электроприборами.
  • Осознание взаимосвязи электроэнергии, природы и человека.

Задачи:

  • Обобщать и расширять знания детей об окружающем мире. Расширять представления детей о родном селе, о Кармановской ГРЭС, расположенной в непосредственной близости к учреждению. Расширять представление о том, где «живет» электричество, откуда и как оно попадает в дома, как помогает человеку. Расширять представления о профессии энергетика, его  общественную значимость.
  • Развивать речь как средство общения. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать  овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.  Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к познанию  окружающего мира. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Воспитывать умение экономно и рационально использовать электроэнергию.

Актуальность:

Производство  электроэнергии   создает основные проблемы: электростанции загрязняют воздух, а с дождями – и почву, воду; нарушают течение рек и жизнь водных обитателей. Обладая  значительными природными ресурсами и долгие годы, потребляя их в неограниченных количествах, наша страна мало заботилась о том, как организовать их эффективное использование. Поэтому так важно сегодня начать воспитывать экономное отношение к энергии уже с дошкольного возраста, доступно объяснить детям, для чего нужно беречь ресурсы, воспитывать навыки экологически безопасного стиля жизни. Вместе с детьми проблему начнут осознавать и родители, их соседи и просто знакомые.

Сроки реализации: ноябрь 2015г.-май 2016г.

Этапы:

Подготовительный этап

  • Подготовка дидактического материала для игр «Составь картинку»,  «Что сначала, что потом», «Что от электричества работает», «Чудесный мешочек».
  • Составление альбома загадок, стихов об электричестве.
  • Изготовление стенда «Как загорается лампочка и   электроприборы».
  • Оформление фотоальбома «Кармановская  ГРЭС – основные объекты».
  • Изготовление стенда  «Производство электроэнергии».
  • Подбор предметной среды для изучения происхождения «освещения».
  • Подбор иллюстраций по изучению техники безопасности при обращении с электроприборами.

Основной этап

  • Беседа и рассматривание иллюстрации об электричестве.
  • Изучение стенда о производстве электроэнергии.
  • Беседа и рассматривание предметов о возникновении освещения.
  • Рассматривание картин и беседа о Кармановской ГРЭС.
  • Встреча с интересными людьми. Наш гость работник Кармановской ГРЭС.
  • Изучение правил техники безопасности в обращении с электричеством и электроприборами.
  • Наблюдение работы сотрудников учреждения с электроприборами.
  • Рисование на тему “Ток бежит по проводам”
  • Образовательная деятельность “Энергосбережение, что это такое?”.

Заключительный этап (в перспективе)

  • Встреча с интересными людьми «Беседа о профессии — энергетик»
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры
  • Сюжетно-ролевая игра «Я энергетик»
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
  • Викторина по ОБЖ (с участием родителей).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Знакомство детей с работником КГРЭС и его профессией»
(для старшего дошкольного возраста)

Время проведения: 25 мин.

Доминирующая область: познание.

Интегрированные цели:

  • Расширять знания детей о труде взрослых.
  • Познакомить с профессией энергетика и результатами труда, его общественной значимости. Прививать чувство благодарности   к людям данных профессий. Объяснить, что для облегчения труда используются разнообразные инструменты.
  • Воспитать умение экономно и рационально расходовать электроэнергию.

Планируемые результаты: имеет представление о профессии энергетика и его результатах труда, активно взаимодействует с педагогом, сверстниками и гостем во время беседы, поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции при общении с гостем.

Оборудование: специальная одежда, каска, инструменты,  непосредственно используемые в работе, картинки с изображением КГРЭС, правил безопасности.

Формы работы:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с работником КГРЭС Давлетгареевым Маратом Мухаметовичем.
  3. Рассказ Марата Мухаметовича о деятельности его профессии.
  4. Физминутка.
  5. Рассказ детей о работе своих родителей.
  6. Итоговая беседа.

Ход проведения:

Воспитатель: Ребята познакомьтесь у нас сегодня в гостях — Давлетгареев Марат Мухаметович, как вы уже догадались — это папа Давлетгареевой Карины. Он работает на КГРЭС мастером участка внутренних и внешних коммуникаций цеха ЦТОО. Марат Мухаметович  сейчас расскажет о себе и о своей работе.

М.М.: Здравствуйте ребята! Свои рассказ я хочу начать с самого начала. Когда-то давним давно я был таким же маленьким и славным мальчиком и ходил в детски сад. Закончив школу выучился в институте, теперь уже много лет работаю на Кармановской ГРЭС.

— Ребята, а вы знаете, что вырабатывается на КГРЭС?

Дети: Электричество, электрический ток.

М.М.: Правильно, электроэнергия вырабатывается на КГРЭС и по линиям электропередач идет в школы, больницы, детские сады и в дома каждого из вас (показ картинки).

— А кто мне скажет, для чего нужен электрически ток?

Дети: Чтобы подключить электроприборы (холодильник, телевизор, компьютер).

М.М: Молодцы ребятки! А как вы думаете, люди смогли бы прожить без электричества?

Дети: Нет, люди не смогут посмотреть телевизор, вскипятить чай и т.д.

М.М.: Как вы уже поняли, благодаря такому крупному предприятию, как КГРЭС, мы с вами  ребята живем в светлом, теплом помещении.

Воспитатель: Марат Мухаметович  расскажите о  вашей специальной одежде?

М.М.: Так как я мастер на производстве, у меня простая рабочая форма одежды. А у рабочих, она со специальным защитным слоем, который защищает тело человека от различных повреждений. Каждый работник КГРЭС должен обязательно носить на работе вот такую каску. Она защищает голову.

Воспитатель: Ребята, у каждой профессии есть своя форма одежды: врач и воспитатель одевают белый халат; военные — специальную военную форму.

Физминутка

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

М.М.: Ребята, запомните несколько правил техники безопасности при обращении с электроприборами (рассказ сопровождается показом рисунков):

— Уходя из дома или комнаты обязательно надо выключатьсвет и все электроприборы.

— Выключать электроприборы надо, нажав на кнопку или  вынув вилку из розетки.

— Никогда не надо тянуть  электропровод руками, может случиться  короткое замыкание. Лучше попросить об этом взрослых.

— Ни в коем случае не надо подходить к оголенным продам, не дотрагиваться до них.Вас может ударить током.

— Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными поэтому, никогда не надо протирать  влажной тряпочкой телевизор или магнитофон.

— Если вы остались дома одни – не трогайте электроприборы без присутствия взрослых.
ЗАПОМНИТЕ!

Воспитатель: Спасибо большое! Мы обязательно запомним все эти правила и будем их соблюдать.

— А сейчас наши  ребята  расскажут о своих родителях.

Данила: — Мою маму зовут Рима Расиловна. Она работает в прачечной. Мама стирает белье и полотенца. Она пользуется электроприборами – это стиральная машина и утюг. Моя мама соблюдает технику безопасности: не включает стиральную машину и утюг мокрыми руками. Она, закончив работу, выключает электроприборы из сети. У моей мамы ответственная работа.

Аделина: — Мой папа работает в ЖКО — электриком. Он контролирует работу электрических лампочек, чинит электроприборы. Папа носит специальную одежду и пользуется инструментами . У моего папы ответственная и опасная работа.

М.М: Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами беседовать. Я принес вам в подарок настольно-печатную игру «Зелёный город».

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Большое спасибо Марат Мухаметович  за столь познавательную и интересную беседу. А наши ребята вам в подарок приготовили свои рисунки. Приходите к нам ещё.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

“Что сначала, что потом?”

Цель: Закрепить знание детей о последовательности возникновения освещения жизни людей. Развивать память, воображение.

Оборудование: картинки с изображением первобытного человека, добывающего огонь с помощью палочек, костра, свечей, керосиновой лампы, лампочки.

Ход игры: расположить картинки по мере возникновения освещения (света).

“Что от электричества работает?”

Цель: Закрепить знание детей об электроприборах, их  назначении, техники безопасности. Развить связную речь детей, память, мышление, воображение.

Оборудование: электроприборов и предметов, не относящихся к электроприборам.

Ход игры: подобрать электроприборы описать и рассказать для чего они служат.

“Составь картинку и подбери электроприборы”

Цель: Продолжать развивать умение детей составлять целостное  изображение предметов из отдельных частей. Закреплять знание детей о понятии “Электрический прибор”.

Оборудование: картинки с изображением электроприборов разрезанные нанесколько частей.

Ход игры: собрать картинки по принципу пазлов.

”Чудесный мешочек”

Цель: продолжать учить детей на ощупь определять предмет относящийся к электричеству. Развивать память, мышление, воображение.

Оборудование: чудесный мешочек, включатель, розетка, вилка, патрон, провода.

Ход игры: на ощупь определить и называть предметы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. АлешинаМ.В. “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”, Москва 2005г., стр. 35-37.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,  Васильева М.А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”, Мозаика – синтез  2010г., стр. 180-183; 186; 188-189.
  3. АннабелКрейг, КлиферРосни.«Наука энциклопедия», “Росмэн”, Москва 1997г., стр. 92-97; 102-108.
  4. Страуан Рейд, Патриция Фара. «История открытий», “Росмэн”, Москва 1998г., стр. 80-81.
  5. Журнал “Обруч” №4/2010, стр. 21-22.
  6. Журнал “Обруч” 4/2011г Москва 1995г. стр. 23-25


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!