logo

Повышение учебной мотивации школьников

Повышение учебной мотивации школьников

Истомина Любовь Владимировна
учитель русского языка и литературы
ОБОШИ “Лицей-интернат №1” г. Курска

Для того, чтобы ребенок достиг успехов в учебе, он должен быть мотивирован. Причем значение мотивации не менее велико, чем значение уровня развития познавательных способностей. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности.

Мы можем выделить три группы учеников, исходя из степени их мотивированности к обучению: ученики, мотивированные на обучение, ученики, не осознающие мотивы и ученики, не имеющие учебной мотивации. С каждой группой нужно работать отдельно, учитывая при этом возможность неоднократного перехода учащихся из одной группы в другую.

Итак, учащиеся из первой группы хорошо учатся, не всегда благодаря когнитивным способностям, часто за счет прилежания и ответственного отношения. Они имеют достаточно высокий уровень учебной мотивации, осознавая при этом мотивы учебной деятельности. Мотивы могут быть самыми разными: желание быть первым в классе, стремление заслужить уважение одноклассников, похвалу учителей и родителей. В начальной школе у многих наблюдается интерес именно к новым знаниям, интерес к процессу.

Не секрет, что некоторые ученики имеют слабую внутреннюю мотивацию, которая заменяется мотивацией внешней – введением материального стимулирования, например, получением смартфона в случае успешного окончания четверти. Материальное стимулирование прекрасно работает. Однако подобные внешние мотивы не только не развивают, но даже разрушают человека, превращая учебную деятельность в источник получения материальных благ. Хотя если перевести внешние мотивы во внутренние, возможно связать получение материальных благ с успешной учебной деятельностью, но только уже опосредованно: если ты будешь хорошо учиться, обладать знаниями и умениями применять их на практике, ты будешь успешным человеком, востребованным специалистом, что принесет тебе материальные блага.

Учителю, безусловно, важно знать, каковы мотивы обучения их учеников, и, по возможности, трансформировать внешнюю мотивацию во внутреннюю, поощряя мотивы, ведущие к личностному развитию – стремлению быть лучше, образованнее, эрудированнее.

Вторая группа учащихся не осознает свои мотивы. Дети учатся как бы по инерции, на волне своих способностей. Вместе с тем, их обучение может быть по настоящему эффективным лишь при осознании личных мотивов учебной деятельности. Учителю важно выявить истинный мотив обучения. Сделать это можно через вопросы, приводящие ребенка к осознанию своих мотивов учебной деятельности.

Приведем пример из книги М. А. Павловой “Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП”: “Оп­ре­де­ли­те же­лае­мое со­стоя­ние. Во­прос “Че­го вы хо­ти­те?” Ино­гда цель за­яв­ля­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом: “Я хо­чу, что­бы учи­тель пе­ре­стал ста­вить мне двой­ки”. Уточ­ни­те, на­сколь­ко это за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка. Ре­зуль­тат реа­лен лишь то­гда, ко­гда за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка и кон­тро­ли­ру­ет­ся им. Итак, “На­сколь­ко это от вас за­ви­сит?”

Оп­ре­де­ли­те ме­та­цель: “Ес­ли это у вас бу­дет, что вам это даст?” (Ук­руп­не­ние и дви­же­ние вверх по ло­ги­че­ским уров­ням). По­лу­чив от­вет на этот во­прос, сно­ва пред­ло­жи­те его, ис­поль­зо­вав в пер­вой час­ти но­вое за­яв­ле­ние парт­не­ра. (“Я хо­чу пи­сать гра­мот­но”. – “Хо­ро­шо, а ес­ли ты уже нау­чил­ся гра­мот­но пи­сать, что те­бе это даст?” – “Ну, я по­лу­чаю хо­ро­шие оцен­ки, ме­ня хва­лят”. – “Хо­ро­шо, а ес­ли ты по­лу­ча­ешь хо­ро­шие оцен­ки и те­бя хва­лят, что это те­бе да­ет?” – “Я бу­ду чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но”. – “Зна­чит, ес­ли я те­бя пра­виль­но по­ни­маю, ты хо­чешь чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но. И для это­го ты хо­чешь нау­чить­ся гра­мот­но пи­сать?”).Вы мо­же­те под­нять­ся и на бо­лее вы­со­кий ло­ги­че­ский уро­вень, за­дав этот во­прос еще раз, ес­ли это не­об­хо­ди­мо. Та­ким об­ра­зом, мо­ти­ва­ция на обу­че­ние ста­но­вит­ся бо­лее глу­бо­кой и вы­те­ка­ет из лич­ной се­ман­ти­ки ре­бен­ка.”[1]

Учащиеся третьей группы не мотивированы на обучение. Они ходят в школу по принуждению родителей или же для того, чтобы пообщаться. Некоторые дети вовсе не желают появляться в школе и часто прогуливают уроки. Дети, входящие в третью группу, нуждаются в особом внимании.

Чтобы установить контакт с каждым учеником в классе, работая со всеми одновременно, необходимо учитывать индивидуальные особенности, например, особенности восприятия. Кто-то воспринимает материал преимущественно зрительно, кто-то аудиально, кто-то кинестетически. Потому педагогу нужно работать во всех сенсорных системах. Тогда у каждого ребенка будет собственный мотиватор: ощущения, образ, слова и т.д.

Детям также необходимо объяснять важность того, что они изучают. Можно обсудить с учениками, какова польза от полученных знаний им и/или окружающим.

Ученики часто хорошо мотивированы на достижение самостоятельно поставленных целей. Учитель может помочь своим ученикам определить цель для достижения на отдельном уроке.

Американский психолог Линда Ллойд в своей книге “НЛП и ускоренное обучение” отмечает: “Постоянный мыслительный контакт с целью повышает качество обучения. Намерение помнить о чем-либо в течение долгого времени улучшает память. Поэтому, предлагая слова для правописания, посоветуйте ученикам запомнить их для контрольной работы, которая будет в пятницу, и только потом для того, чтобы писать их в будущем.”[2]

И еще несколько секретов учебной мотивации.

Учебный процесс должен выстраиваться таким образом, чтобы основными переживаниями школьника были интерес и радость.

Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать.

Если ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

Положительный эмоциональный настрой формируйте через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Литература

1. Ллойд Линда НЛП и ускоренное обучение.М.,2001.
2. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., 2001.


[1] Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., 2001.
[2] Ллойд Линда. НЛП и ускоренное обучение.М.,2001.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика