logo

План работы педагога-психолога

План работы педагога-психолога

Автор: Фёдорова Надежда Николаевна,
педагог-психолог МБОУ «Школа №156»,
г Казань, Республика Татарстан

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения ФГОС ООО.

Субъектом сопровождения  являются: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся школы.

Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет директор школы.

Текущий контроль возлагается на заместителей директора. Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях при директоре школы согласно плану работы.

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

— администрация школы,

— классные руководители,

— медицинский работник школы,

— педагог-психолог,

— социальный педагог,

— учителя-предметники.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
  • системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
  • комплексность — совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, администрации и др.;
  • превентивность — обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • технологичность — использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения ФГОС ООО.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей
  2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
  3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста и обучающихся основной школы.
  4. Сопровождение обучающихся в условиях основной школы:

— адаптации к новым условиям обучении;

— поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

— помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

— формирование жизненных навыков;

— формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

— профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;

— помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;

— предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация;

— сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска», обучающихся, находящихся под опекой.

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
  2. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках  ФГОС ООО.

  1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
  1. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

— обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

— формулировка заключения об основных характеристиках психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

— разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися

  1. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

Индивидуальное консультирование — оказание помощи и создание условий для развития личности.

Групповое консультирование — информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды.

  1. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая)

  1. Коррекционное направление.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

  1. Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

  1. Профориентационное направление.

Психолого-педагогическая поддержка способствует готовности к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках ФГОС ООО.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

Работа с обучающимися

— Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

— Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.

— Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

— Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

— Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся  к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективных курсов «Учимся выбирать» (8 класс), «Хочу быть успешным» (9 класс), «Мир профессий» (9 класс), проведение групповых  занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).

— Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

Работа с педагогами и другими работниками школы.

— Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

— Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса

— Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий.  Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров

Работа с родителями.

— Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

— Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности.

— Проведение бесед,  лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты:

Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.

Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды

План психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО

При реализации психологического сопровождения необходимо отразить в планировании следующие мероприятия:

— изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе (в каждой параллели)

— проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения (4-5 и 10 кл.)

— проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 кл., в том числе индивидуальной или групповой работы с учащимися, имеющие трудности в адаптации

— коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ОВЗ

— психологическое сопровождение одарённых детей

— психолог.сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

— психолог.сопров-е предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся

— психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 кл. к итоговой аттестации, просветительские мероприятия с родителями и педагогами

— сопровождение педагогов в аттестационный период

— профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, установлению благоприятных детско-родительских отношений

— размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказанию психолог.помощи различными организациями (телефон доверия и т.д.)

— проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!