logo

Педагогический проект «От изучения природы – к экологической культуре»

Педагогический проект организации практикума по изучению экологии городской растительности «От изучения природы – к экологической культуре»

Автор: Бондарева Ольга Евгеньевна,
заместитель директора по УВР,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ, г. Киселевск, Кемеровская область

Содержание

  1. Аннотация проекта
  2. Актуальность проекта
  3. Содержание проекта
  4. Этапы реализации проекта
  5. Ожидаемые результаты и социальный эффект
  6. Заключение
  7. Список литературных источников
  8. Приложения

  1. Аннотация проекта  

Педагогический проект «От экологии природы – к экологической культуре» реализуется в рамках работы экологического отряда на базе летнего оздоровительного лагеря.

Проект носит комплексный характер – включает познавательную, опытно-исследовательскую, практическую деятельность учащихся.

Проект реализуется учащимися  7-9-х классов.

Продолжительность реализации проекта – 5 месяцев (май – сентябрь).  

  1. Актуальность проекта

Характерной особенностью современного мира является ухудшение экологической обстановки, которое сопровождается загрязнением окружающей среды и возрастанием стрессовых нагрузок на организм человека. Вследствие этого процесса городские ландшафты повсеместно превратились в своеобразные ядра антропогенного нарушения природы. Воздействие человека на городскую природную среду привело к тому, что она начала терять свои компенсационные возможности естественного самовосстановления. Именно поэтому в последнее время на первый план при создании благоприятных для человека факторов выдвигается принцип экологической устойчивости как одно из условий гармонизации городской среды. Утраченное равновесие между природными и преобладающими искусственными компонентами ландшафта вызывает необходимость обращения к исследованиям экологического состояния городской среды, одним из основных компонентов которой являются зелёные насаждения.

В современном экологическом образовании важнейшее значение приобретает организация деятельности учащихся непосредственно в городской среде, высокий образовательный потенциал которой обеспечивает выполнение следующих функций:

— наглядно-образное восприятие городской природы, доступное каждому обучающемуся и формирование мотивации на её познание;

— рационально-логическое познание компонентов и экологических взаимосвязей в природе, степень их трансформации в результате антропогенного воздействия;

— практико-созидательная деятельность по решению экологических проблем города.

Цель данного проекта заключается в создании условий для экологического образования учащихся (формирования экологической культуры, ответственности подрастающего поколения за состояние окружающей среды и выработки практических навыков для сознательного участия в жизнедеятельности окружающей среды) через освоение и практическое применение методик проведения экологических исследований.

В практикуме растительность городского сквера рассматривается в качестве объекта экологического исследования, это объясняется тем, что: с одной стороны — велико её влияние на создание условий среды, благоприятной     для жизни человека в городе; с другой — городские растения, реагируя на условия произрастания (загрязнение воздуха, воды, почвы, прочие негативные факторы) служат индикаторами состояния окружающей среды.

Представляемый педагогический проект раскрывает методику организации работы учащихся, направленной на решение разнообразных социально-экологических проблем города, что способствует получению учащимися положительного опыта общественной жизни.

  1. Содержание проекта

Содержание проекта «От изучения природы – к экологической культуре» предполагает организацию практико-ориентированной деятельности учащихся по оценке экологического состояния городской среды на примере территории сквера и выполнению ими социально-значимых исследовательских мини-проектов в рамках практикума «Экология городской растительности». Практикум как эффективная форма экологического образования и воспитания подрастающего поколения обладает значительным потенциалом для социализации учащихся, развития их самостоятельности, становления ответственности по отношению к окружению и активной гражданской позиции в решении экологических проблем города.

Цель экологического практикума заключается в создании условий для формирования экологической культуры через организацию практического взаимодействия учащихся и объектов природы. Данная цель осуществляется через решение следующих задач:

  • образовательные: формировать систему знаний об экологических проблемах и путях их решения;
  • воспитательные: формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности;
  • развивающие: развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды местности; развивать стремление к активной деятельности по изучению и охране окружающей среды, необходимой для приобретения опыта принятия экологических решений.

Практикум содержит следующие практические работы (Приложение 1):

  • «Определение физико-географического положения сквера»;
  • «Проведение социологического опроса населения города о роли сквера в жизни горожан»;
  • «Определение характеристик почвы»;
  • «Определение состояния воздуха территории сквера по лишайникам»;
  • «Определение степени достаточности деревьев на территории сквера для удовлетворения потребности в кислороде его посетителей»;
  • «Определение экологического состояния древесно-кустарниковой растительности сквера»;
  • «Определение эстетического состояния древесно-кустарниковой растительности сквера»;
  • «Описание травянистого покрова сквера»;
  • «Изучение цветочно-декоративного оформления территории сквера».

Перед проведением экологического  практикума  проводится инструктаж по правилам безопасного и экологически грамотного поведения в городской среде.

  1. Этапы реализации проекта

Реализация экологического практикума по изучению экологии городской растительности включает в себя следующие этапы:

№ 
п/п
Этап работы  Сроки  Содержание деятельности Результаты Ответственный 
1. Предпроект май — обмен знаниями и интересами по теме;

— высказывания пожеланий, вопросов;

— обсуждение возникших идей;

— перечисление возможных тем проекта;

— формулирование темы проекта;

— формулирование тем для работы подгрупп учащихся

Формулирование темы исследовательского проекта, тем для работы подгрупп учащихся:

— изучение литературных источников о сквере как экосистеме городского ландшафта, физико-географического положения сквера города Киселёвска, мнения жителей города по вопросу состояния территории сквера, эколого-эстетического состояния территории сквера, разработка практических рекомендаций по улучшению состояния сквера

Бондарева О. Е., педагог дополнительного образования
2. Этап планирования июнь — получение общего представления о будущем направлении учебного исследования;

— определение временных рамок, ограничивающих этапы учебного исследования;

— обсуждение вариантов оформления отчётности о результатах выполненной работе;

— формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследования.

Педагог выполняет роль консультанта  и помощника, максимально предоставляя инициативу учащимся.

Определение хода выполнения исследовательского проекта:

— информационное исследование литературных источников о сквере как типе городской растительности;

— выполнение заданий и практических работ по изучению растительности сквера;
— оформление полученных результатов в виде исследовательских мини-проектов

Бондарева

О. Е., педагог дополнительного образования

3. Аналитический этап июль — уточнение намеченных цели и задач;

— самостоятельный поиск, сбор  и анализ информации;

— самостоятельное проведение исследования.

Педагог корректирует деятельность учащихся, следит за ходом исследования, оказывает помощь в обобщении промежуточных результатов.

Изучение литературы по теме исследовательского проекта, выполнение заданий и практических работ экологического практикума «Экология городской растительности» Учащиеся экологического отряда
4. Этап обобщения август систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний;

— построение общей логической схемы выводов для подведения итогов;

— отчёты учащихся о результатах проделанной работы;

— подготовка работы в письменной форме.

Педагог предоставляет учащимся максимальную самостоятельность.

Обобщение результатов проектно-исследовательской деятельности, оформление учащимися исследовательского проекта Учащиеся экологического отряда
5. Презентация полученных результатов сентябрь — обсуждение и совместная презентация учащимися результатов работы над учебным исследованием.

 

Представление учащимися исследовательского проекта на внутрицентровской конференции «Творчество юных» Учащиеся экологического отряда
  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

В ходе реализации проекта учащимися будут созданы продукты:

— исследовательские мини-проекты;

— мультимедийная презентация для публичного представления результатов учебного исследования;

— словарь терминов и понятий, изученных в процессе выполнения практических работ (Приложение 2).

Основные результаты в области экологического образования и воспитания

для учащихся:

— удовлетворение потребностей в причастности, успешности, компетентности, самореализации;

— повышение уровня знаний об окружающей среде;

— получение нового опыта принятия решений и практических действий;

— полезное и интересное проведение времени.  

для образовательного учреждения:

— обогащение воспитательной системы;

— организация творческого досуга учащихся;

— развитие системы экологического образования.

для микрорайона:

— получение информации об экологической обстановке в микрорайоне, обратной связи от его жителей;

— реальное улучшение некоторых характеристик экологического состояния микрорайона благодаря практическим действиям участников проекта;

— пропаганда экологических знаний среди населения микрорайона.  

  1. Заключение

Таким образом, одной из наиболее эффективных форм изучения экологии является организация практико-ориентированной учебной деятельности в форме экологического практикума, направленного на формирование экологической культуры учащихся. Именно данная форма экологической работы с учащимися способствует созданию условий для развития познавательных интересов и творческой активности детей, стимулируют мыслительную деятельность, способствуют развитию самостоятельности, инициативности, способности к общению и других личностных качеств, как самостоятельность; она позволяют распознать их насущные интересы и потребности.

В рамках реализации предлагаемого проекта организации экологического практикума реализуются такие дидактические принципы как научность, связь обучения с жизнью, визуализацию и др., которые способствуют формированию экологической культуры.  В ходе выполнения практических работ и исследовательских мини-проектов социально-экологической направленности учащиеся вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки ведения проектно-исследовательской деятельности в природе, установления экологических взаимосвязей, как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека.  

  1. Список литературных источников
  2. Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании [Текст] / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. — №2. – С. 52-54.
  3. Вакуленко, В. В. Декоративное садоводство [Текст]: пособие для учителя / В. В. Вакуленко, М. В. Труевцева, Вл. В. Вакуленко. – М:. Просвещение, 1982. – 143с.
  4. Гуленкова, М. А. Летняя полевая практика по ботанике [Текс]: Учеб. пособие для студентов пед. фак. пед. ин-тов / М. А. Гуленкова. — М., «Просвещение», 1976. – 224с.
  5. Зверев, И. Д. Учебные исследования по экологии в школе [Текст] / И. Д. Зверев. — М.,1993.
  6. Рябоконь, Р. Сохраним цветущим город (проект) [Текст] / Р. Рябоконь, Т. И. Мичурина // Экологическое образование. – 2009. №2. – С. 61-64.
  7. Козлова, Н. А. Изучаем экологию своего микрорайона [Текст] / Н. А. Козлова // Биология в школе. – 2003. — №4. – С. 70-72.
  8. Комиссаров, Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования [Текст] / Б. Д. Комиссаров. — М., Просвещение, 1991.
  9. Красноборов, И. М. Определитель растений Кемеровской области [Текст] / И. М. Красноборов. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 477с.
  10. Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: Кн. для учащихся / В. С. Новиков. — М.: Просвещение, 1991. — 240с.
  11. Озеленение населённых мест [Текст]: Справочник / В. И. Ерохина, Г. П. Жеребцова, Т. И. Вольфтруб и др; Под ред. В. И. Ерохиной. – М.: Стройиздат, 1987. – 480с.
  12. Озеленение пришкольного участка: рекомендации, планирование работы, справочные материалы [Текст] / авт. – сост. Л. В. Галецкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131с.
  13. Пименова, Г. С. О роли зелёных насаждений [Текст] Г. С. Пименов // Биология в школе. – 1994. — №3. – С. 18-20.
  14. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» [Текст] В. А. Самкова // Биология в школе. – 2002. — №5. – С. 11-14.
  15. Суравегина И. Т. Экология и мир [Текст]: Методическое пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М., Новая школа, 1994.
  16. Холявко, В. С. Дендрология и основы зелёного строительства [Текст]: Учебник для сред. сел. проф.- техн. Училищ / В. С. Холявко. — М.: Высш. школа, 1980. – 248 с.
  17. Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. — №1. – С. 59-62.
  18. Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. — №1. – С. 46-52.
  19. http://landshaft-spb.ru/ozelenenie/ustrojstvo-cvetnikov/
  20. http://www.sdelaemsami.ru/landdiz09.html
  21. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200700801
  22. http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/receptacle/Ecology.pdf
  23. http://bank.orenipk.ru/Text/t20_104.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методические рекомендации по выполнению практических работ экологического практикума  «Экология городской растительности» 

Практическая работа «Определение физико-географического положения сквера».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка, рулетка, фотоаппарат.

Ход работы:

  1. Описать физико-географическое положение сквера по следующему плану:

— дата описания;

— географическое положение;

— общий характер рельефа (равнина, плато, низменность);

— характер зелёных насаждений (естественные, искусственные);

— занимаемая площадь (методом «шагов»);

— окружение (прилегающие районы города: промышленные, спальные, культурно-исторические и др.);

— мелкие формы рельефа на обследуемой площадке;

— следы деятельности человека;

— Фамилия, имя, класс (творческое объединение) обучающегося, сделавшего описание.

  1. Отметить местоположение изучаемого сквера на карте района города.  

Практическая работа «Проведение социологического опроса населения города о роли сквера в жизни горожан».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка.

Ход работы:

  1. Опросить население города по заранее подготовленным вопросам:

— «Каково значение сквера в городе?»;

— «Нужен ли сквер городу?»;

— «Знаете ли вы названия растений, встречающихся в сквере?»;

— «Что в большей степени влияет на экологическое состояние сквера?»;

— «Вызывает ли у вас беспокойство экологическое состояние сквера?»;

— «Что может улучшить экологическое и эстетическое состояние сквера?».

  1. Обработать результаты социологического опроса, сделать соответствующие выводы.

Практические работы «Определение характеристик почвы».

Рис_1Почва является очень важной средой для растений, т.к. вода и минеральные вещества поступают в растение с помощью корней именно из почвы. Обычно определяются: механический состав, кислотность, увлажненность и количество почвенных обитателей.  Полный анализ почвы требует много времени и труда. Очень важная характеристика почвы – её механический состав, т. к. он определяет видовой состав и жизненность растений, также позволяет судить о плодородии почвы.

— Определение механического состава почвы (мокрым методом, или методом раскатывания мокрого шнура).

Механический состав почвы – это относительное (в %) содержание в ней частиц различных размеров. Вы уже поняли, что механический состав играет важную роль в жизни растений. Поэтому мы начнем свою работу именно с определения механического состава почвы.

Для исследования необходимо следующее оборудование: рулетка на 10 м, лопатка, верёвка, нож или ножницы.

Для проведения исследований почв необходимо правильно взять почвенный образец. Для этого необходимо заложить пробную площадку, т. е. тот участок зеленой зоны, который вы будете исследовать на свойства почвы. Рекомендуется взять участок площадью 100 м2 (10×10м), т. е. любая сторона этого участка будет равна 10 м. Для удобства можно отметить границы участка с помощью верёвок, укреплённых на высоких палках. Длину каждой стороны измерьте с помощью рулетки.

Рекомендуется составлять средние образцы почвы из 5-8 индивидуальных проб, взятых в различных точках участка. На практике для отбора почвенных образцов часто используют метод «конверта», т.е. в каждой из пяти точек, как указано на рисунке, необходимо взять образец почвы с помощью лопатки (его называют индивидуальным), а затем смешать эти 5 индивидуальных образцов, и полученный средний образец использовать для проведения исследования.

Оборудование: средний образец почвы, вода.

Ход работы:

  1. Возьмите образец почвы, смочите и размягчите его пальцами до консистенции теста (в таком состоянии вода из почвы не отжимается, но почва поблескивает от воды и мажется).
  2. Раскатайте хорошо размятую почву на ладони в шнур толщиной около 3 мм и сверните в колечко диаметром около 3 см.
  3. Определите вид этого шнура и механический состав почвы, используя данные:

глина — шнур легко свертывается в кольцо без трещин;

тяжелый суглинок — шнур легко скатывается, при свертывании в кольцо дает трещины;

средний суглинок — шнур легко образуется, но при свертывании в кольцо распадается;

легкий суглинок — шнур распадается на части при малейшей попытке свернуть его в кольцо;

супесь — шнур при скатывании распадается на части;

песок — шнур не образуется.

  1. Подсчитайте количество видов растений, выросших на данном типе почв, в пределах пробной площадки городского сквера. Сравните это количество с числом видов, выросших в пределах пробной площадки с другим типом почвы.

Сделайте вывод о влиянии механического состава почвы на внешний вид растений одного вида, произрастающих на разных типах почв.

— Определение влажности почвы. Влажность почвы относится к её важнейшим характеристикам. По наличию влаги почву принято делить на несколько групп.

Группа почвы Характеристика
Сухая почва Почвы рассыпается на мелкие частицы, не оставляя ощущения прохлады в ладони
Почва свежая Такая почва слегка холодит руку
Увлажнённая почва Заметно холодит руку
Влажная почва Сильно холодит руку
Сырая почва При сжатии комочка такой почвы выделяется капля воды

Примечание. Возможно использование биоиндикационного метода.

Экологическая группа растений Растения — биоиндикаторы Влажность почвы
Гигрофиты Багульник, голубика, камыш, мята перечная влажные, заболоченные почвы
Мезофиты Ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек, пырей, тимофеевка луговая достаточно обеспеченные влагой
Ксерофиты Ковыль, кошачья лапка, лишайники, очиток сухие почвы

— Определение кислотности почвы. Для определения кислотности почвы пробу массой около 2 г заливают 10 мл дистиллированной воды и отстаивают. С помощью индикаторной бумаги определяют показатели кислотности по цветной шкале.
Рис_2

рН раствора Окраска раствора индикатора
3,0 Оранжевая
4,0 Жёлто-оранжевая
5,0 Жёлтая
6,0 Зеленовато-жёлтая
7,0 Жёлто-зеленоватая
8,0 Зелёная
9,0 Сине-зелёная
10,0 Синяя
рН раствора Степень кислотности
Менее 4,5 Сильнокислые
4,5-5,0 Среднекислые
5,1-5,5 Слабокислые
5,6-6,0 Близкие к нейтральным
6,1-7,0 Нейтральные почвы
Более 7,1 Щелочные

Примечание. Возможно использование биоиндикационного метода.

Группа растений Растения-биоиндикаторы Значение pH почвы
1. Ацидофилы
1.1. Крайние ацидофилы Белоус, ожика волосистая, кошачьи лапки, плаун булавовидный, плаун годичный, плаун сплюснутый, подбел многолистный, пушица влагалищная, сфагнум, щучка дернистая 3,0 – 4,5
1.2. Умеренные ацидофилы Багульник, брусника, вейник наземный, калужница болотная, сердечник луговой, сушеница, толокнянка, фиалка собачья, черника 4,5 – 6,0
1.3. Слабые ацидофилы Ветреница лютичная, горец змеиный, зеленчук, иван-да-марья, кисличка заячья, колокольчик крапиволистный, малина, медуница, осока волосистая, осока ранняя, папоротник мужской, смородина черная 5,0 – 6,7
2. Ацидофильно-нейтрофильные Зелёные мхи (гилокомиум, плеврозиум), ива козья 4,5 – 7,0
3. Нейтрофильные Аистник цикутный, борщевик сибирский, клевер гибридный, клевер горный, клевер луговой, клубника зелёная, лисохвост луговой, мыльнянка лекарственная, мятлик луговой, сныть европейская, цикорий 6,0 — 7,3
4. Нейтрофильно-базофильные Гусиные лапки, келерия, люцерна серповидная, лядвенец рогатый, мать-и-мачеха, осока мохнатая, пупавка красильная 6,7 – 7,8
5. Базофильные Бересклет бородавчатый, бузина сибирская, вяз шершавый 7,8 – 9,0

— Определение плодородия почвы.

Плодородие почвы – это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Определяется биоиндикационным методом.

Плодородие почвы Растения-биоиндикаторы
Высокое Валериана, иван-да-марья, кислица, копытень, костёр безостый, крапива, малина, сныть, таволга, чистотел, чина луговая
Среднее (умеренное) Вероника длиннолистная, гравилат речной, грушанка, дудник, купальница, майник двулистный, медуница, овсяница луговая
Низкое Белоус, брусника, душистый колосок, кошачья лапки, клюква, наземные лишайники, ситник нитевидный, сфагновые мхи

Практическая работа «Определение состояния воздуха территории сквера по лишайникам».

Роль атмосферы в природных процессах очень важна. Чистый воздух необходим для жизни всех живых организмов. Можно оценить состояние воздуха в сквере с помощью метода лихеноиндикации, основанный на способности лишайников изменять свой внешний вид в зависимости от степени загрязнённости воздуха.

Внешнее строение лишайников. Лишайники — широко распространённые организмы с достаточно высокой выносливостью к климатическим факторам и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды.

Вегетативное тело лишайника — таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников: накипные, листоватые и кустистые.

Слоевище накипного лишайника представляет собой корочку, прочно сросшуюся с субстратом — корой дерева, древесиной, поверхностью камней. Его невозможно отделить от субстрата без повреждения.

Листоватые лишайники имеют вид чешуек или пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных нитей (гиф).

У кустистых лишайников таллом состоит из ветвей или более толстых, чаще ветвящихся стволиков.

Влияние загрязнения воздуха на состояние лишайников. Лишайники способны долгое время пребывать в сухом, почти обезвоженном состоянии, когда их влажность составляет от 2 до 10% сухой массы. При этом они не погибают, а лишь приостанавливают все жизненные процессы до первого увлажнения. Погрузившись в такой «сон», лишайники могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и охлаждение.

Методика оценки загрязнённости атмосферы по встречаемости лишайников не потребует особого оборудования, она основана на следующих закономерностях:

  1. Чем сильнее загрязнён воздух города, тем меньше встречается в нём видов лишайников (1-2).
  2. Чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.
  3. При повышении загрязнённости воздуха исчезают первыми кустистые лишайники, за ними листоватые, последними – накипные.

На основании этих закономерностей количественно оценивается чистота воздуха в городском сквере по частоте встречаемости и степени покрытия по пятибалльной шкале:

Частота встречаемости (%) Степень покрытия Балл оценки
Очень редко Менее 5% Очень низкая Менее 5% 1
Редко 5-20% Низкая 5-20% 2
Средне 20-40% Средняя 20-40% 3
Часто 40-60% Высокая 40-60% 4
Очень часто 60-100% Очень высокая 60-100% 5

Оборудование: дневник наблюдений, ручка.

Ход работы:

  1. Пройти по исследуемой территории сквера и отметить, сколько видов лишайников встретилось. Определить, к какому типу они относятся (кустистые, накипные или листоватые).
  2. Определить частоту встречаемости и степень покрытия лишайниками дерева, занести полученные данные в таблицу.
Тип лишайника Частота встречаемости Степень покрытия Балл
Кустистые
Листоватые
Накипные

3. Сравнить полученные данные с данными в таблице методики. Оцените состояние воздуха. Чем выше балл оценки, тем чище воздух на исследуемой территории.

4. Составить таблицу для разных участков сквера:

— вблизи дороги;

— в глубине сквера;
— у тропинки.

5. Сравнить полученные данные. Сделать вывод о влиянии деятельности человека на состояние воздуха в сквере.

Практическая работа «Оценка дорожно-тропиночной сети сквера».

  1. Определить, сколько дорожек в сквере;
  2. Определить, где главные дорожки, а где второстепенные тропинки;
  3. Определить состояние дорожек, используя трёхбалльную шкалу:

Состояние «хорошее» – дорожки хорошо спланированы, верхний слой уплотнен, отсутствие просадок, бордюрный камень в хорошем состоянии.

Состояние «удовлетворительное» – хорошая планировка дорожного полотна, просадки и выбоины до 10-15%, на дорожках с мягким покрытием имеются отдельные экземпляры нежелательной растительности, бордюрный камень местами отсутствует.

Состояние «неудовлетворительное» – планировка дорожного полотна нарушена, просадки и выбоины более 15%, застой воды, дорожки с нежелательной растительностью.

  1. Занесите полученные результаты в таблицу:
Состояние Количество дорожек
хорошее
удовлетворительное
неудовлетворительное

5. Посчитать, сколько урн находиться на территории сквера.
6. Определить, какое освещение есть в сквере.
7. Сделать выводы по полученным результатам.

Практическая работа «Определение степени достаточности деревьев на территории сквера для удовлетворения потребности в кислороде его посетителей».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка, часы.

Ход работы:

  1. Провести учёт количества посетителей сквера в течение одной недели.
  2. Рассчитать среднее количество посетителей сквера в течение одного дня.
  3. Рассчитать количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом посетителей сквера, зная, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек по формуле: D1 = Pср. * 3,

где D1 –  количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом посетителей сквера;

Pср. – среднее количество посетителей сквера в течение одного дня.

  1. Рассчитать обеспеченность посетителей сквера кислородом по формуле:

O = D2*100%/D1,

где О – обеспеченность посетителей сквера кислородом;

D1 – количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом посетителей сквера;

D2 – количество деревьев на территории сквера (если D1=D2 или D1>D2, то O = 100%).

    1. Занести результаты произведённых расчётов в таблицу.
Среднее количество посетителей сквера в день (Pср ) Количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом посетителей сквера (D1) Количество деревьев на территории сквера (D2) Обеспеченность посетителей сквера кислородом (O)
  1. Сделать вывод об обеспеченности посетителей сквера кислородом, используя шкалу.

Рис_3

Практическая работа «Определение экологического состояния древесно-кустарниковой растительности сквера».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка, определитель растений.

Ход работы:

  1. Рассчитать коэффициент состояния древесно-кустарниковой растительности в целом (К), выполнив последовательность действий:

— Определить виды деревьев и кустарников, растущих на территории сквера;

— Определить баллы состояния отдельных деревьев и кустарников каждого вида – b1, b2,  b3 и т.д., используя шкалу визуальной оценки состояния деревьев и кустарников по внешним признакам.

Балл Характеристика экологического состояния растений
1 Здоровые растения без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.
2 Ослабленные растения. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя с жёлтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках.
3 Сильно ослабленные растения. Крона изрежена, значительное усыхание ветвей, вершина сухая. Листья светло-зелёные, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Самотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.
4 Усыхающие растения. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, бледно-зелёные с жёлтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах – признаки заселения короедами и другими вредителями.
5 Сухие растения. Крона сухая. Листьев нет, хвоя жёлтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).

— определить средний коэффициент состояния каждого вида деревьев и кустарников по формуле K1 = сумма (b1 * n1)/N,

где K1 – коэффициент состояния конкретного вида дерева или кустарника;

b1 – баллы состояния отдельных деревьев или кустарников одного вида;

n1 – число деревьев каждого балла состояния;

N – общее число учтённых деревьев и кустарников каждого вида.

  1. Оформить результаты визуальных наблюдений и расчётов в виде таблицы.

п/п
Вид Кол-во особей Баллы жизненной устойчивости растений К
I — здоровое II-ослабленное III — сильно ослабленное IV-усыхающее V- сухое
                                                             ДЕРЕВЬЯ
1.
Итого:              
КУСТАРНИКИ
1.
Итого:              
ИТОГО:              
  1. Определить коэффициент состояния древесной растительности в целом (K) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев и кустарников на обследуемой территории: K = K1+K2+…+Kr/R, где K1, K2, …, Kr – коэффициенты состояния видов деревьев и кустарников; R – число видов деревьев и кустарников.
  2. Оценить экологическое состояние древесно-кустарниковой растительности сквера по данным таблицы.
К Балл состояния древесно-кустарниковой растительности Характеристика экологического состояния древесно-кустарниковой растительности
<1,5 I здоровое
1,6-2,5 II ослабленное
2,6-3,5 III сильно ослабленное
3,6-4,5 IV усыхающее
>4,6 V погибающее

Практическая работа «Определение эстетического состояния древесно-кустарниковой растительности сквера».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка, определитель растений.

Ход работы:

  1. Оценить эстетичность древесно-кустарниковой растительности сквера. Эстетическая оценка проводится при визуальных обследованиях по трёхбалльной системе.
Балл Характеристика эстетичности растений
1 Растение имеет высокие декоративные качества, проведения санитарных мероприятий не требуется.
2 Растение средней декоративности, требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последую­щей заделкой и декорированием мест повреждения.
3 Растение имеет низкие декоративные качества, с засохшими или поломанными стволами и отводится в рубку.
  1. Занести данные оценки эстетичности растений в таблицу.
Балл эстетичности растений Количество растений
Абсолютное %
1
2
3
  1. Сделать вывод об эстетичности древесно-кустарниковой растительности сквера; указать факторы, влияющие на неё.

Практическая работа «Описание травянистого покрова сквера».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка,  определитель растений, рулетка.

Ход работы:

  1. Тщательно осмотреть пробную площадку (100 м2), составить список всех обнаруженных на ней видов (по ярусам).

Примечание. Если встретятся неизвестные  или сомнительные виды, то в список они вносятся под соответствующими порядковыми номерами и затем закладываются в гербарий. На этикетке в этом случае указывается порядковый номер вида в списке. После определения гербария флористический список дополняется (вместо номера указывается название соответствующего вида).

  1. Провести учёт фенологической фазы, в которой находится в момент описания тот или иной вид растения. Для обозначения фенологической фазы можно воспользоваться системой значков.
Обозначение фенологической фазы Пояснения
Вегетация до цветения
^ Бутонизация
0 Цветение
+ Конец цветения
# Плодоношение
#: Осыпание семян
~ Вегетация после цветения
  1. Выяснить количественное участие каждого вида в сложении сообщества, определяя обилие по шкале Друдэ.

Примечание. Обилие —  это количество особей вида на единицу площади фитоценоза. Если невозможно точно определить обилие, то допускается «дробное» написание, например, Cop3/Cop2  или Sp/Cop1.

Обозначение обилия Пояснение Количество особей вида (в %)
Soc Вид представлен настолько обильно, что его особи смыкаются друг с другом надземными частями. 100
Cop3 Вид в фитоценозе обилен, но смыкания надземных частей растений не наблюдается. 50-70
Cop2 Особей вида много. 30-50
Cop1 Особей вида довольно много. 10-30
Sp Особи вида встречаются изредка, вкраплены в фон других растений. 3-5
Sol Особей вида мало. Менее 3
rar Особей вида очень мало. 2 — 3 экземпляра
un Вид представлен одной особью. 1 экземпляр
  1. Отметить, как распределены особи каждого вида по изучаемому участку.

Примечание.  Выделяют следующие типы распределения: равномерное и групповое. Для видов, встречающихся единично, распределение не отмечается. Для видов групповым распределением отмечается, где конкретно на участке они расположены.

  1. Определить состояние видов на газоне. Необходимо отметить, как чувствует себя каждый вид в таких условиях: оптимально (хорошо развиты, нет следов повреждений, цветут, плодоносят, есть возобновление), нормально (среднее), угнетённо (обширные повреждения, деформация органов, плохое развитие, нет возобновления).
  2. Определить жизненную форму каждого вида по внешним признакам или при помощи определителя растений.

Примечание.  Используется классификация жизненных форм растений по И. Г. Серебрякову, 1964:

— травянистые многолетники;

— травянистые двулетники;

— травянистые однолетники;

— деревья;

— кустарники;

— полукустарники;

— кустарники;

— полукустарнички;

— лианы травянистые;

— лианы древесные;

— лианы кустарниковые.

  1. Определить способ попадания вида на газон. Необходимо указать, естественным (семена растений принесены ветром, животными) или искусственным (высажены человеком) путём попал тот или иной вид на газон.
  2. Все полученные данные занесите в таблицу.
№ п/п Вид Обилие Фенологическая фаза Распределение Состояние Жизненная форма Способ попадания
Травянистый ярус (высота … — … см)
1.
Травянистый ярус (высота … — … см)
1.
  1. Сделать вывод по таблице, предложить комплекс мер по улучшению состояния изученного газона.

Практическая работа «Изучение цветочно-декоративного оформления территории сквера».

Оборудование: дневник наблюдений, ручка, определитель цветочно-декоративных растений.

Ход работы:

  1. Определить, какие виды цветников использованы в цветочно-декоративном оформлении территории сквера.
  2. Охарактеризовать видовой состав растений цветников сквера по жизненным формам, срокам цветения и возможностям использования в озеленении города.
  3. Провести визуальную оценку экологического состояния цветников по следующей методике:

ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Хорошее. Растения здоровые с хорошо развитой кроной и ветвями без заметных повреждений, с нормальным облиствлением, с крупными сочно-зелёного цвета листьями.

Удовлетворительное. Древесные растения здоровые на вид, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни повреждениями или ранениями, со слегка искривлённым стволом, с ветвями, имеющими сухие побеги (до 10-15%).

У кустарников – наличие поросли.

Неудовлетворительное. Древесные растения с деформированной кроной, с сухими побегами и ветвями, мелкой и бледной листвой, искривлённым стволом, имеющим признаки заболеваний и вредителей. Кустарники имеют поросль, сухие побеги, мелкую листву; вид угнетённый.

ГАЗОН

Хорошее. Травянистый покров из злаковых видов трав с густым сомкнутым травостоем без «проплешин», регулярно скашиваемым, без наличия сорных широколиственных сорняков.

Удовлетворительное. Травянистый покров из злаковых трав, имеющий участки с редким травостоем (до 40%), участки с небольшим (до 15%) наличием нежелательной широколиственной растительности.

Неудовлетворительное. Травянистый покров сильно деградирован, имеет большое количество широколиственных растений, проективное покрытие отсутствует на 80% покрова.

ЦВЕТНИК

Хорошее. Компактная растительная группировка со здоровыми растениями без наличия увядших, засыхающих, с чётко очерченными контурами.

Удовлетворительное. Наличие увядших частей растений (до 40%), контуры нечётко обозначены.

Неудовлетворительное. Большое количество увядших и засыхающих растений, контуры размыты или отсутствуют.

Приложение 2

Словарь основных терминов и понятий,

используемых при проведении экологического практикума

Валеология (от латинского слова «вале» — обычная формула приветствия у древних римлян «будь здоров» и греческого слова «логос» — слово, учение) – это достаточно молодая наука о правильном и здоровом образе жизни. Этот термин был введён в современную медицинскую и образовательную практику в начале 80-х гг. XX века известным отечественным врачом И. И. Брехманом.

Видовой состав – это совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).

Городская растительность – это искусственно созданные сообщества, которые обитают в специфических условиях городской среды (изменённый биологический круговорот, своеобразие городских почв, загрязнение окружающей среды).

Зелёные насаждения – это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.

Жизненная форма растений (или биологическая форма) – это внешний облик растения (габитус), отражающий их облик к условиям среды.  Термин предложен датским ботаником Эугениосом Вармингом в 1884 году, понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания».

Жизненная устойчивость растений – это способность растений противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды.

Кислород – это газ без цвета и запаха, мало растворимый в воде; химический элемент, входящий в состав воздуха и необходимый для дыхания. В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95% по объёму и 23,12% по массе.

Лишайники – это специализированная группа грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями. Эти организмы обычно растут на камнях или древесных стволах, реже на почве, получают необходимую им для жизни влагу из атмосферы. Лишайники представляют собой симбиотическую ассоциацию фотосинтезирующего организма, или фотобионта (водоросли или цианобактерии), и гриба (микобионта), в которой либо оба партнера получают от совместного существования пользу (мутуализм), либо гриб в основном использует водоросль (контролируемый паразитизм). Как правило, грибной мицелий служит для водоросли защитной оболочкой, предохраняющей ее от высыхания и в то же время позволяющей ей беспрепятственно получать необходимые для фотосинтеза воду и углекислый газ. Сам гриб, не способный синтезировать органические вещества, питается продуктами ассимиляции водоросли.

Обилие видов – это группа показателей, характеризующих роль вида в фитоценозе. Его можно производить путём непосредственного подсчёта или путём использования субъективной глазомерной оценки.

Сквер (от английского слова «square» — площадь) — это благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки, представляющая собой участок величиной 0,15–2 га, размещаемая обычно на площади, перекрестке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала.

Фитонцидность (от греческого слова «фитон» — растение, латинского слова «цидо» — убивать) – это способность растений образовать в небольших дозах ядовитые летучие вещества, подавляющие или губительно действующие на рост бактерий, грибков и простейших, а также мелких насекомых (олеандр, магнолия крупноцветковая, черёмуха обыкновенная, жимолость блестящая, орех грецкий, клен ясенелистный). Фитонцидные свойства растений были открыты в 1929 году советским учёным В. П. Токиным.

Фотосинтез (от греческих слов «photos» – свет и «synthesis» — соединение) – это образование живыми растительными клетками и фотосинтезирующими микроорганизмами органических веществ (сахара и крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) с помощью энергии света, поглощаемого пигментами растений. Это процесс производства пищи, от которого зависят все живые существа — растения, животные и человек. У всех наземных растений и у большей части водных в ходе фотосинтеза выделяется кислород.

Экологический практикум (от греческого слова «praktikos» — деятельный, активный) – осуществляется с целью формирования экологической культуры, т.е. различных умений по изучению окружающей среды и развитию способности применять их в различных жизненных и профессиональных ситуациях.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!