logo

Педагогическая разработка-статья «Система вопросов-заданий по русской литературе»

Педагогическая разработка-статья «Система вопросов-заданий по русской литературе»

Автор: Калимова Бибигул,
педагог русского языка и литературы
ГУ «Каракульская средняя школа»,
с. Каракуль, Кзылкугинский р-н,
Атырауская обл., Республика Казахстан

Описание материала: Предлагаю вам педагогическую разработкуна тему «Рациональная система вопросов-заданий по русской литературе в 10 классе национальной школы» так как считаю, что работа над вопросами и заданиями — один из важнейших компонентов учебного процесса на уроках русской литературы в национальной школе.

Организационной основой обучения является урок. Его ориентиром служит продуманная система вопросов и заданий, которые, с одной строрны, определяют содержание урока, а с другой стороны – его форму. Как учитель-словесник предлагаю образцы таких блоков-заданий, которые можно использовать при изучений творчества А.С. Пушкина в 10 классе.

Вопросы и задания по творчеству поэта.

  1. Какое из высказываний современников о Пушкине вам показалось наиболее интересным? Почему?
  2. Что нового вы узнали о великом русском поэте?
  3. В чём единодушны люди, передающие свои впечатления от встреч с Пушкиным?
  4. Какие черты характера отражаются в его внешности, поведении?
  5. Рассмотрите портреты Пушкина, сделанные художниками Тропининым и Кипринским. Каким предстаёт Пушкин в каждом из этих работ?
  6. Какому портрету вы отдаёте предпочтение ? Почему?
  7. Расскажите об отношении Пушкина к декабристам.
  8. Почему декабристы не приняли Пушкина в своё тайное общество?
  9. Что писал Пушкину Рылеев? Как вы понимаете его слова: «Будь поэт и гражданин»?
  10. Как принял Пушкин известие о восстании декабристов?
  11. В каких строках он писал о своей верности идеям декабристов?
  12. Почему Николай I хотел сделать Пушкина придворным поэтом? Удалось ли это царю?
  13. Подготовьте сочинение (или устный рассказ) на тему: «Болдинская осень в творчестве Пушкина»
  14. Расскажите о дуэли, смерти и похоронах Пушкина.
  15. Кто виноват в гибели Пушкина?
  16. Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества Пушкина.
  17. По этой таблице перескажите биографию А.С. Пушкина, употребляя при этом такие слова и выражения: основоположник, богатство, народное творчество, вольнолюбивые настроения, светская жизнь, изгнание, идея, борьба с самодержавием, дуэль, трагическая гибель.
  18. (Домашнее задание). Составьте список известных вам произведений Пушкина в хронологическом порядке. Попутно коротко выскажите свои впечатления о тех произведениях гениального художника, которые прочитаны вами.
  19. (Домашнее задание). Расскажите о понравившихся вам фильмах и телепередачах по произведениям Пушкина.

Вопросы и задания при изучений стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

  1. Почему в первой строфе Пушкин говорит, что к его «нерукотворному» памятнику «не зарастёт народная тропа»?
  2. Как вы понимаете следующие строки: « Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа»?
  3. В каких строках поэт говорит о бессмертии своего творчества?
  4. (Опережающее задание). Назовите характерные особенности пушкинского творчества, ориентируясь на известные вам произведения поэта.
  5. Как поэт называет свою эпоху? Почему?
  6. Как вы понимаете строки «милость к падшим призывал»?
  7. О чём говорится в пятой строфе?
  8. Какие стихотворения мы называем «одой»?
  9. Почему Пушкин избрал жанр оды?
  10. Почему Пушкин был уверен в бессмертии своего творчества?

Можно подготовить задания, адресованные лидерам класса, с целью обобщения материала о жизненном и творческом пути Пушкина.

  1. Подготовьте сообщения: «Пушкин в судьбе и творчестве Абая», «Пушкин в Казахстане»
  2. Подготовьте сообщение (микродоклад) на тему: «Пушкин в переводах казахских поэтов».
  3. (Домашнее задание). Напишите сочинение на тему: «Постигая Пушкина..», в котором отразите свое отношение к нему и его творчеству.
  4. (Домашнее задание). Подготовьте устный журнал на тему «Наш казахстанский пушкинист Н.А. Раевский».

Вопросы и задания при изучений стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

  1. Что вам известно о том, как «рождалось» это произведение, где оно впервые было прочитано и кто передал это послание декабристам?
  2. К какому жанру относится это произведение?
  3. Какие слова, строки из этого стихотворения непонятны вам?
  4. Какие строки вам понравились? Выпишите их и прочитайте.
  5. Назовите эпитеты в этом стихотворении. Какую роль они играют?
  6. С понравившимися вам словами и выражениями из этого стихотворения придумайте предложения. Желательно, по теме «Лирика Пушкина, посвящённая его друзьям и единомышленникам».
  7. Согласны ли вы с утверждением, что этим посланием к декабристам Пушкин совершил самоотверженный поступок? Если да, то почему?
  8. Кто писал Пушкину ответное послание от лица осужденных? Прочитайте его.
  9. Знаете ли вы удачный перевод этого стихотворения на родном языке? Можете ли его прочесть?

В условиях национальной школы особую роль приобретает задача развития речи. Здесь литературное обучение более, чем в русской школе, выполняет функцию развития устной и письменной речи. Русское литературное обучение в национальной школе является фактором формирования продуктивного билингвизма: овладение русским языком на уровне второго языка.

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!