logo

Открытое комплексное занятие в подготовительной группе на тему: «В космосе так здорово!»

Открытое комплексное занятие в подготовительной группе на тему: «В космосе так здорово!»

Автор: Малышкина Галина Александровна,
воспитатель МАДОУ д/с № 90 г. Тюмени

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных, изображать объекты по представлению, создавать композицию на широком пространстве неба. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”, названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат, художественно-творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование «Космическая фантазия», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

Материалы и оборудование:

Тонированные листы бумаги синего цвета А-4, салфетки, стеки или пластиковые палочки, плоскостные звёздочки, фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, поднос, мультимедийная система, дидактическая игра “Разрезные картинки ”.

Ход занятия:

– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

– Здравствуйте.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Хорошее, радостное, веселое.

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.

Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!

— Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 55 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос.

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

(Звук запуска ракеты).

Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.

— Посмотрите на экран — как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда).

— В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

р01

— Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?

Д.: Это солнце – вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет – астероидов и комет.

А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют).

— Ребята, кто хочет рассказать о планете:

Марс?

Юпитер?

Сатурн?

р02

Стихи о Солнечной системе

Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время
(Автор неизвестен)

Меркурий

Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета —
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже.
(Автор неизвестен)

р03

Венера

Очень близко к нам, но все же
С несусветной высоты
Смотрит вниз на нас Венера.
Названа планета эта
В честь богини красоты.
Хоть красивое названье
И приятный внешний вид —
Планетарный дух Венеры
Из-за плотной атмосферы
Страшен, грозен и сердит.
Там повсюду ветры, тучи
И кислотные дожди,
Ураганы, и вулканы,
По долинам и курганам
Там жара кружит кругами…
Очень длинные там дни.
А видна Венера утром
Очень яркою звездой,
Что висит над горизонтом
И глядит на нас с тобой.
(В. Берендеев)

р04

Земля

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
(Роман Сеф)

р05

Луна

Верный спутник, ночей украшенье
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
(В.Алдонина)

р06

Марс

Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.
(Автор неизвестен)

р07

Юпитер

Пятую именем Вселенского владыки
И римского царя богов зовут Юпитер.
Юпитер очень, очень уж большой
И лун за шестьдесят уже открыто
Космический глотает мусор хорошо
Имеет три кольца элитных.
Массивней разом спутников, планет
Быстро вращается с цветными облаками
А иногда «сверхмолнии» прочертят след
Владеет сильными магнитными полями.
Построен, как слоеный шар из газов
И твердым внутренним ядром.
Посмотрим в телескоп, увидим сразу,
Столетних вихрей, Красный Дом.
А к спутникам, открытым Галилеем:
Каллисто, Ио, Ганимед, Европа,
Давно космические зонды долетели,
Через пространство, проложили тропы.
Всех ярче звёзд, после Венеры,
Юпитер в небе выглядит у нас.
Немного не добрал в размере
И стать звездой не выпал час.
(Автор неизвестен)

р08

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Римма Алдонина)

р09

Нептун

Нептун в сиянье голубом – “морское божество”
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
Всех, чьи труды законы неба открывали.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.
(Автор неизвестен)

р10

— А есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ слайда). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ слайда).

— Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия)

— Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).

— Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

— Давайте нарисуем звезду глазами.

А какие вы планеты еще знаете? (Дети перечисляют).

— Чтобы лететь дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.

(дети вписывают.)

ВЕН…РА

ЮП…ТЕР

МА…С

…ЛУТОН

НЕПТ…Н

— До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

— Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

— Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королёва (показ слайда) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ слайда). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

— А теперь мы с вами будем рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом: на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому – царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок. Рисовать мы будем космос и все что с ним связано. Продумайте содержание и композицию вашего представления о космосе, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты (кометы, планеты, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

По мере выполнения работы собираю детские рисунки и помещаю их на доске.

Когда почти все дети справятся с заданием, включается фонограмма спокойной музыки.

Физкультминутка:

— Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные. Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве.

Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе.

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

— Посмотрите, ребята, у каждого из вас на подносе лежит звёздочка. Эту звёздочку вы должны подарить-приклеить на тот рисунок, который вам больше понравился. Посмотрите внимательно на рисунки. Выберите тот, который вам нравится, и приклейте на него свою звёздочку.

Один ребёнок делает словесный анализ работы, а затем дети по очереди выходят к доске и приклеивают звёздочку.

(так дети выполняют зрительный анализ рисунка)

— Подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз, как настоящие космонавты проведём несколько минут в невесомости.

Релаксация под спокойную музыку.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!