logo

От эксперимента учителя к ученическим экспериментам

От эксперимента учителя к ученическим экспериментам

Автор: Рудь Наталия Юрьевна,
учитель физики
МБОУ “Политехнический лицей”,
г. Мирный, Республика Саха (Якутия)

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»
М. В. Ломоносов

«…опыт, сын ошибок трудных»
А. С. Пушкин

Третий год длится эксперимент, начатый коллективом Лицея города Мирного, и подхваченный новым коллективом и новым руководством во вновь образованном, а точнее реорганизованном, из Лицея и Гимназии, Политехническим Лицеем г. Мирного.

Мне, выбравшей в качестве эксперимента «Проект создания физической лаборатории «Эврика» с реальным оборудованием и компьютерным физическом экспериментом» повезло в том плане, что значительно   улучшились в связи с переездом в новое здание условия работы и МТБ кабинета, объединившее оборудование двух школ. Теперь соседствует старое, раритетное оборудование, сохранённое и не вышедшее из строя, и новейшее оборудование с компьютерными измерительными блоками «L-микро» и совершенными компьютерными датчиками для измерения множества физических величин.

У учеников есть замечательная возможность не только выполнять плановые программные лабораторные работы, но и проводить экспериментальные исследования, участвовать в постановке и проведении опытов, получать сведения об окружающем мире и физических законах, подкреплённое личными наблюдениями и опытами, моделировать, «трогать руками». Они научились проверять теорию практикой, расширять область своих научных интересов, найти применение своим знаниям, проверить возникшие гипотезы, соединить теорию с практикой, выявить практический уровень знаний, добиться в повышении его качества в современном, вкладываемом в эту фразу смысле.

Ученики приобретают предметные компетенции, общаются друг с другом, делясь результатами личных наблюдений, приобретают базисные черты будущих учёных: упорство, усидчивость, трудолюбие, оптимизм, заинтересованность в результате своего труда и его необходимости для окружающих. В результате они умеют работать с лабораторным оборудованием и физическими приборами, ставить опыты, видеть проблемы и искать пути их решения, формулировать цели эксперимента и делать по его результатам выводы.

Ученики не всегда проводят работы по готовым описаниям, хотя такой подход быстрее, экономит время, но не является творческим, часто предлагает проверить уже известные в науке факты и получить подтверждение широко известным законам физики. С большим интересом и энтузиазмом ученики 7 классов исследуют зависимость силы трения от рода вещества трущихся поверхностей, составляют таблицу коэффициентов трения для разнообразных веществ.

Ученики 8-х классов определяют массу каждого из 2-х металлов в смеси их опилок с использованием теплового баланса, начальную температуру снега, % содержащегося в нём воды, если он уже начал таять и частично растаял, массу взятого снега, его плотность через постановку опытов по установлению теплового баланса с водой известной массы и температуры. Рассчитывают теоретически и проверяют опытным путём время, необходимое для плавления снега на плитке и в классе на столе по известной массе и   времени, затраченном на нагревание на ∆toC.

Проводят работу по изготовлению источника тока и определению его ЭДС. Изучают процесс плавления органических веществ и строят графики плавления, изучают движение связанных тел на наклонной плоскости, определяют коэффициент трения различными способами, силу натяжения нитей, коэффициент жесткости пружин, определяют коэффициент поверхностного натяжения жидкости и исследуют его зависимость от температуры.

В компьютерном физическом эксперименте используем публикации Л.В. Пигалицына из газеты «Первое сентября. Физика», CD-диски интерактивного курса «Физика 7-11 класса» компании «Физикон». Так, были проведены замечательные опыты и исследования механических колебаний груза на пружине в интерактивном курсе «Открытая физика» компании «Физикон». Исследовалось статистическое распределение молекул по скорости в зависимости от температуры. В лаборатории «L-микро» строили графики изопроцессов, определяли удельную теплоёмкость вещества. Иванов Игорь выступал на НПК «Шаг в будущее» с работой «Компьютерный физический эксперимент».

В этом году в рамках Декады естественно-математических наук учащиеся 10 класса подготовили и провели урок-сказку с фейерверком физических опытов. Ребята показали первоклассникам опыты с Магдебургскими полушариями, демонстрировали кипение воды при пониженном давлении,  проводили опыты по электризации с воздушными шарами, вакуумным насосом «Живая перчатка», проводили разложение белого света в спектр,  демонстрировали опыт с Шаром Паскаля, «несгораемый платок», опыты по демонстрации атмосферного давления с яйцом и бутылкой, стаканом с водой  и листом бумаги. Очень интересные виртуальные лабораторные работы мы нашли в образовательных продуктах «Физика 7,8», «Открытая физика 2.5» ООО Физикон.

Работая с CD-диском. «Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы», ребята включились в творческую исследовательскую деятельность при выполнении работ: «Измерение размеров малых тел», «Измерение объема твердых тел», «Определение плотности вещества».

Впоследствии эти работы выполнили с реальным оборудованием. У виртуальных работ этого типа замечательный дизайн и графика, предусмотрена возможность создания проблемных ситуаций. Я считаю, что эксперимент оправдан и успешен. С его помощью можно живо и легко поддерживать интерес к физике. Зарождающийся в результате экспериментов интерес способствует легкому обучению без принуждения. Учащиеся естественно от теории переходят к практике и наоборот, происходит подлинное усвоение курса физики.

Сосредоточенно, вдумчиво, осознанно проводя физические опыты и исследования, успешным в изучении физики может стать каждый ученик.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика