logo

Организация работы над сочинением по картине с учетом особенностей восприятия

Организация работы над сочинением по картине с учетом особенностей восприятия

Автор: Срывкова Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы 

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Образовательные цели:   раскрыть основную мысль картины;
подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; отработать орфографические навыки;

Воспитательные цели: средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.

Развивающие цели: развитие внутренних репрезентативных систем, субмодальностей, совершенствование внутренних механизмов работы с информацией, развитие гибкости внимания, сенсорной креативности.

Ход урока

  1. Настрой и мотивация.

Упражнение «Дождь» (класс делится на группы, каждой группе дается задание: а) щелкать пальцами то левой, то правой руки; б) похлопывать по коленям то правой, то левой ладонью; в) притоптывать то левой, то правой ногой, меняется громкость выполнения упражнения);

Метафора «Поверь в себя»

Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О мои подданные, — обратился к ним падишах,- у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. «Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем, — сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и – о чудо! — она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».

  1. Объявление темы урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами будем работать над сочинением по картине.

Что нам нужно прежде всего для того, чтобы написать сочинение по картине? ( Картина)

УЧИТЕЛЬ: Верно, это и есть предмет нашего сочинения. Теперь я вас попрошу в течение нескольких секунд внимательно посмотреть на картину (она имеется у каждого учащегося). Кого и что изобразил художник?

Посмотрите на людей, животных, предметы, находящиеся в комнате. Вы знаете, что мир состоит из окружающих нас предметов. Человек в процессе общения постоянно передает информацию о том, что вокруг. Каким образом мы чаще всего это делаем? (Словами)

УЧИТЕЛЬ: Верно, вы знаете, что за каждым предметом закреплено какое-нибудь слово (учитель берет книгу).

Посмотрите, вот предмет, какое слово за ним закреплено? (Книга)

УЧИТЕЛЬ: (то же самое проделывает с другими предметами)

Художники изображают окружающий нас мир с помощью кисточек и красок.

И сегодня наша цель — тоже стать художниками. Но художниками не в жанре живописи, а в жанре слова.

  1. Орфографическая работа

Учитель: Какая ваша любимая отметка? ( Пять!)

Картина «Опять двойка» связана с другой отметкой, мы же, чтобы сохранить приятное отношение к словам, воспользуемся вашей любимой

Извините, картинка временно недоступна.

Внимательно посмотрите на картину, выберите предметы, чтобы за каждым из них были закреплены такие слова, которые для вас лично важно написать правильно. Это могут быть словарные слова или слова с проверяемой орфограммой. (Календарь (и называет все орфограммы в этом слове); слова записываются рядом с цифрами на пятерке; учитель спрашивает нескольких учеников). Теперь рисунок выглядит так:

Извините, картинка временно недоступна.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас я даю вам ровно 15 секунд на то, чтобы вы посмотрели на доску и запомнили:

1) Слова, которые мы написали;

2) Особенность написания этих слов, т.е. орфограммы;

3) Какая цифра соответствует каждому из этих слов.

Например, цифра 1 — слово КАЛЕНДАРЬ, орфограмма — безударные гласные в корне слова А и Е и т.д. Вы можете проделать это с открытыми или с закрытыми глазами. (Рисунок на доске закрывается. После этого упражнения — проверка: учитель называет цифру, а ученики — слово и орфограмму.)

Как только вы быстро запомните слова, еще лучше включите свою зрительную память, затем синей ручкой запишите эти слова, а зеленой — выделите орфограммы.

Итак, теперь мы знаем, что эти слова понадобятся вам в вашей работе, т.к. предметы, соответствующие этим словам, есть на картине (развитие визуальных и кинестетических субмодальностей).

  1. Работа с картиной

Учитель: посмотрите на картину, представьте себе, что вы находитесь на уроке изобразительного искусства. Скажите, какая цветовая гамма присутствует на этой картине? (Темные, холодные цвета (репродукция).

УЧИТЕЛЬ: А вы можете почувствовать эти цвета? Для того чтобы это сделать, вы даже можете поставить свою ладонь над картиной. Когда я буду называть вам цвета, вы можете сказать свои ощущения. Почувствовали? (Да-а-а… холодно! Грустно!)

УЧИТЕЛЬ: Скажите, почему художник рисует свою картину холодными цветами? (Потому что у тех, кто находится на картине, плохое настроение. Оно хмурое, грустное, возникает чувство неприятности, печали, огорчения…)

УЧИТЕЛЬ: Верно, с помощью цвета художник может передать настроение. А скажите, какими цветами можно передать чувство радости? (Теплыми цветами)

УЧИТЕЛЬ: Какими именно? ( Красным, желтым, оранжевым, и т.д.)

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, а на картине, разве таких цветов нет? Кто изображен в желто-белых тонах? ( Собака.)

УЧИТЕЛЬ: Подумайте, почему вся картина нарисована в холодных тонах, и только собака — в теплых? ( Она обрадовалась приходу хозяина, она его любит)

УЧИТЕЛЬ: Кроме цвета, что еще может передать настроение на картине? (Выражение лиц героев и позы, в которых они находятся)

УЧИТЕЛЬ: Верно. А сейчас внимательно рассмотрите позы, выражения лиц, обратите внимание на глаза, губы каждого героя картины (детям дается несколько секунд).

Теперь мы попробуем походить в «чужих мокасинах» или стать Маугли.

Попробуем все вместе стать мамой? (ученики выходят из-за парт и принимают позу мамы, стараются изобразить также выражение ее лица; учитель делает это упражнение вместе с детьми).

У кого какое настроение было в такой позе? (спрашивает нескольких учеников) (Огорчение, расстроенность, жалость, чувство стыда, неловкое положение и т.д. (то же самое проделывается со всеми героями картины, в том числе и с собакой; учитель на протяжении этих упражнении объясняет детям, как лучше принять позы героев картины)).

Учитель: когда мы говорили о том, какие чувства и настроения несет с собой эта картина, мы упоминали слова, которые эти чувства и настроения характеризуют. Давайте запишем их на доске: (горечь, печаль, беспокойство, стыд, расстройство, переживание, огорчение).

А теперь у нас будет такая работа: возьмем в руки картину, еще раз положим ее перед собой, посмотрим, в каких позах стоят герои, обратим внимание на выражение лиц, цветовую гамму. Попрошу теперь положить картину перед собой, сесть удобно и как только вы закроете глаза… (учитель тоже закрывает глаза и говорит медленно кинестетическим голосом), представьте перед собой картину Решетникова «Опять двойка». Постарайтесь увидеть ее. Тут и мама, обратите внимание на выражение ее лица, позу; брат, сестра, собака. Попробуем послушать их разговор. Озвучьте картину. Итак, наблюдая за мамой, постарайтесь услышать ее, что она может сказать? А теперь побудьте сестрой, скажите мальчику что-нибудь. Посмотрим на мальчика глазами брата. Станьте братом, скажите ему что-либо. Теперь становимся собакой, посмотрим на нее со стороны.

(далее учитель предлагает инсценировать эту картину, для этого он вызывает нескольких ребят).

Итак, «живая картина», застыли. Задание усложняется: начинаем играть. Первой свои слова будет говорить мама, потом сестра, брат, собака и потом сам мальчик. Картина оживает. Итак, мама…

УЧЕНИК: Ну, что, сын, двойку получил?

Сестра: Ты же только маму огорчил, постарайся учиться лучше.

Брат: У него опять двойка?

Мальчик: Ах, эта двойка, если б не она…

Собака: Ну что, ты меня сегодня накормишь?

УЧИТЕЛЬ (благодарит ребят и то же самое проделывает со всеми учениками): Посмотрите, какие вы все разные были, какие разные слова говорили. А теперь мы вместе с вами попробуем сделать «диафильм».

(учитель напоминает детям, что такое диафильм).

Представьте, что мы режиссеры, и к нам пришел Решетников и сказал, что он хочет из картины «Опять двойка» сделать диафильм.

Ему интересно, как мы нарисуем картинки и озвучим их. Садимся поудобнее, закрываем глаза и видим картину Решетникова «Опять двойка». А теперь раскрутим диафильм на несколько кадров. Попробуйте представить, что было до того, как мальчик вернулся домой?.. (дается несколько секунд)

Далее прокручиваем кадры вперед и вновь возвращаемся к картине. Попробуем представить себе ситуацию, которая была после (также дается несколько секунд; а теперь составим план-последовательность слайдов в диафильме)

  • Предыстория (пролог)
  • Главный герой картины
  • Осуждающий взгляд матери.
  • Взгляд и поза сестры, брата.
  • Собака – верный друг мальчика.
  • Эпилог
  • Основная мысль картины
  • Вывод. Как мне следует поступать

Несколько учеников рассказывают свои слайды.

Теперь каждый запоминает свои слайды.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведем итог. (Учитель держит картину перед учениками) Сначала мы с вами видели отдельные предметы, людей. Потом обращались к цветовой гамме картины и попытались передать цвета, с помощью которых автор рисует настроение. Потом вживались в каждого героя и озвучивали его, особенно это было не сложно при изображении мальчика, ведь он ваш ровесник.

Мы видим, какие огорчения приносит в семью ученик-двоечник. Чему нас учит эта картина? (серьезному отношению к учебе, которая должна приносить радость и самому ученику и членам его семьи, ведь они огорчаются неудачам и радуются успехам вместе с мальчиком)

  1. Домашнее задание.

Напишите сочинение по этой картине.

Итак, словарные слова перед вами (в тетради). После того, как каждый из вас напишет собственное замечательное сочинение, мы вместе проанализируем самые лучшие моменты ваших работ и получим удовольствие

 

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!