logo

Организация исследовательской работы учащихся в условиях внедрения ФГОС

Организация исследовательской работы учащихся в условиях внедрения ФГОС

Автор: Антонова Александра Николаевна,
учитель математики
МБОУ “Вилюйская СОШ №2” им. Г.С. Донского,
г. Вилюйск, Республика Саха (Якутия)

Задача современной школы в условиях внедрения ФГОС – воспитание выпускника, умеющего решать разнообразные проблемы, владеющего критическим и творческим мышлением, умеющего работать в коллективе, коммуникабельного и владеющего ИКТ.

Одним из наиболее эффективных путей, обеспечивающих развитие личности ученика, формирование у него универсальных учебных умений, является организация исследовательской деятельности. Именно это направление формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов.

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной работе. Но на уроках время ограничено и ученик не может все время заниматься исследованием. Факультативы, кружки, элективные курсы дают большие возможности для организации научно- исследовательской работы учащихся.

Работа над проектами во внеурочное время гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования.

Исследовательская деятельность создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

  • определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата,
  • работа по составленному плану с постоянным самоконтролем
  • понимание причин возникающих затруднений и корректировка действий.

В начале исследовательской работы проводится сбор информации по выбранной теме. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

  • умение анализировать, обобщать, сравнивать,
  • найти необходимую литературу;
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).

Во время работы над проектом развиваются предметные компетенции, способствующие расширению и углублению математических знаний; кроме того у учащихся вырабатываются необходимые практические навыки;

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть, прогнозировать последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Программа элективного  курса «Юный исследователь»

Цель: Формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

– Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
– Воспитание целеустремлённости и настойчивости;
– Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром;
– Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;
– Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
– Формирование навыков организации рабочего места и рационального использования времени

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной  задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
4) умение контролировать процесс и результат  деятельности;
5) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; 

в метапредметном направлении:
1) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
3) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
6) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:
1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание курса

  1. Вводное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика проектов.
  2. Виды проектов. Структура учебного исследования.
  3. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и гипотез.
  4. Формирование проектных групп.
  5. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
  6. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
  7. Поисковый этап, сбор информации
  8. Промежуточные отчеты учащихся
  9. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  10. Обобщающий этап: оформление работ.
  11. Предзащита проектов.
  12. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  13. Подготовка к публичной защите проектов.
  14. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
  15. Заключительный этап: публичная защита проектов.
  16. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
  17. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика