logo

Опыт внедрения информационных компьютерных технологий в начальной школе в рамках ведения ФГОС

Опыт внедрения информационных компьютерных технологий в начальной школе в рамках ведения ФГОС

Автор: Антипина Лидия Николаевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 32»,
г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходят информационно-компьютерные технологии.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, помогает ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности учителя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Знаниевый уровень, т.е. уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ, предполагает:

  • владение компьютерными программами обработки текстовой, графической, звуковой информации;
  • умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами, такими, как форум, электронная почта, сайты;
  • умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения  результатов.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Разработка и использование собственных авторских программ, презентаций.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации Microsoft Office Power Point, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка (слайдовая презентация) способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.

  1. Работа с Интернет – ресурсами.

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

  1. Применение электронных приложений, интерактивных тренажеров готовых обучающих программ.

На уроках активно используются лазерные диски с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного  возраста:

  • Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г.
  • Интерактивный тренажер по математике для 1 класса (охватывает весь объем изучаемого материала по программе учебника “Математика” Петерсон Л.Г., и обеспечивает эффективную тренировку ребенка в счете и решении типовых задач).
  • Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
  • Интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека»;
  • «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников).
  • Природа и человек. (Естествознание для начальной школы).

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.

Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

В заключении хочется отметить, что компьютер не заменяет учителя на уроках, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. В настоящее время использование компьютера в учебном процессе очень актуально.

Литература

  1. http://standart.edu.ru/ – Федеральные государственные образовательные стандарты.
  2. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. – №7. – С. 32 – 34.
  3. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009 г.
  4. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». – Информатика и образование. 2010. № 4.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика