logo

Опыт по проблеме формирования познавательного логического УУД «анализ» у младших школьников

Опыт по проблеме формирования познавательного логического УУД «анализ» у младших школьников

Автор: Жигалова Елена Александровна,
Учитель начальных классов
МАОУ “СОШ №115” г. Перми

С 1 января 2010 года вступил в силу ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез…».[1]

Одним из логических УУД  является анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Предлагаю познакомиться с нашим опытом по данной проблеме.

В Большом Энциклопедическом словаре – Анализ (гр. analysis – разложение, расчленение, разбор) – это мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания.

В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой – “АНАЛИЗ”-  это 1) Метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2) а) Определение состава и свойств вещества путем разложения его на более простые элементы. б) разг. Результат исследования состава и свойств какого-л. вещества (крови, мочи и т.п.). 3) Детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-л. факта, явления, события.

Анализ с целью выделения существенных признаков – это способность человека выделять существенные признаки, что является важным аспектом мыслительной деятельности. Основная задача состоит в том, чтобы абстрагироваться от привычных ассоциаций и выбрать признаки, которые действительно являются существенными, определяющими для того или иного понятия.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. От практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному.

Я выделила несколько этапов формирования УУД «анализ».

ЭТАПЫ СУЩНОСТЬ
1. Начальный этап  Предлагаются задания, в которых отрабатывается не вся последовательность способа, а только его фрагмент.

Это такие задания, в которых нужно правильно назвать часть целого в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается данный объект. То есть, уже известен сам объект (или предмет) и та точка зрения, с которой его рассматривают.

2. Основной этап Организация осмысления того, как происходило деление целого на части. Отбираются такие задания, в которых раскрывается последовательность действий, нужных для осуществления операции «анализа»: способа расчленения целого на части. Учащиеся выполняют учебные задания с помощью цепочки вопросов, то есть по алгоритму.
3. Заключительный этап Самостоятельная работа  по выполнению заданий.

Алгоритм:

  1. Какой предмет (задание) будем рассматривать?
  2. С какой целью мы будем это делать?
  3. На какие части мы можем разделить рассматриваемый предмет (текст, слово)?
  4. Что у нас получилось (что можно сказать о предмете)?

В УМК «Школа России» содержится много заданий на развитие у детей операции «анализ». Анализ развивается на уроках в  период обучения грамоте,  на уроках русского языка и  математики и др.

Работая над проблемой формирования у детей познавательного логического УУД «анализ», я использовала такие активные методы обучения, как групповая и парная работа, технологию «Мозговой штурм».

Типовые задания

  • «Что изменилось?»
  • «Отгадай правило, по которому составлен ряд»
  • «Продолжи»
  • «Найди девятое»
  • «Вставь пропущенные числа, буквы»
  • «Вырази величины»
  • Комбинаторные задачи
  • Задания со спичками
  • Нестандартные задачи
  • Задачи-ловушки
  • «Расскажи о …»
  • «Составь план».

Применение этих технологий при работе с учащимися показало, что у обучающихся повысился процент успешности выполнения заданий на развитие операции « анализ».

Показатели сформированности у детей  операции Анализа с целью выделения существенных признаков:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
может самостоятельно выделить существенные признаки выделяет существенные признаки по наводящим вопросам педагога затрудняется в выделении существенных признаков

Таким образом, работая над данной темой, я пришла к выводу, что данный опыт по применению педагогических технологий формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся может быть полезен учителям начального общего образования.

Список использованной литературы:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Рига: Эксперимент, 2000
  4. Орлова Е.В., Воровщиков Сергей, Каюда Г.П. «Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников». Издательство: ЗНАНИЯ, 2008г.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика