logo

Обучение звуковому анализу слова

Обучение звуковому анализу слова

Автор: Аминова Расима Булатовна,
учитель-логопед
МДОБУ “Детский сад “Теремок”,
г. Сибай, Республика Башкортостан

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.
Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа.

Развитие звуко-слоговой  системы слова   большое значение   имеет  для обучения  в школе, поэтому  этой проблеме   нужно   уделять   внимание  в детском саду с  младшего   возраста.

К концу учебного года  дети должны:

  1. Проводить звуко-слоговой анализ слова:
  • называют 1 звук?
  • называют 2 звук? (3,4 звуки )
  • называют  сколько согласных звуков?
  • сколько гласных звуков?
  • называют сколько звуков в слове?
  1. Определять место звука в слове :
  • в начале, середине, конце слова
  1. Подбирать слова с определенным звуком.
  2. Делить слова на слоги.

Обучение  звуковому  анализу  слова  нужно  начинать с   младшего  возраста.

В младшем  возрасте  для   уточнения  и закрепления  различных звуков  в   качестве  речевого материала  лучше всего    использовать звукоподражания.

Знакомя детей со звуком  или  звукосочетанием   необходимо   связывать их с каким-нибудь образом: звук У – с гудком паровоза, И – с криком лошадки, тик-так – тикают часы, тук-тук – стучит молоточек.

Особое внимание  уделяется слитному произнесению двух слогов: ау, уа, ио.

В средней группе продолжается  использование  различных звукосочетаний, после ознакомления  детей со звуком, проводится работа по определению звука в слове, обучают  на слух подбирать слова на  заданный звук.

Основной задачей является  умений интонационно выделять любой согласный звук: песенка жука, ш – змея шипит, з – комар звенит. Также даются знания о первом звуке в слове, дети учатся различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки.

Игра ” Куклы заблудились ”

Цель:   научить   выделять   в   слове  звук,    произносимый    с  утрированной  интонацией.

Ход игры:

У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились.

Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук,  который произносил ведущий с большей силой

(выделяются голосом  ударные гласные).

Игра “Утки и окуни”.

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные

О и  У.

Ход игры:

дети делятся на 2 команды – окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-“окуни” должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а “утки” – когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Задания для узнавания звука:

-Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук.

-Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук.

-Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук.

-Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук.

-Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

В  старшей  группе

Обучаем  звуковому анализу слова. Обучение начинается  с определения  последовательности звуков в слове.

Продолжаем интонационное выделение заданных звуков в словах.

Вводится  термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами).

Учим подбирать слова на определенные звуки

Определять место звука в слове.

В  подготовительной группе продолжается   работа по обучению звукового  анализа  слова, закрепляется  понятие согласные, гласные звуки, знакомят   с понятием  мягкий   согласный.

Например: логопед произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?

Распредели игрушки между Тимом и Томом, Катей и   Кирой, Симой и Светой (в зависимости от того, с какого звука: твёрдого или мягкого начинается слово и имя).

Игра  “Сигнальщики”

У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.

Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определяют  последовательность слогов и их количество.

Учат делить слова на слоги, например: дети, выкладывают картинки  с 1,2,3,4, слогами.

Игра “Поймай звук”

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, “сыр, второй звук”. Ребёнок ловит мяч и отвечает: “Ы” – и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игры  на развитие звукового анализа

«Назови звуки в слове»

Практические  игры:

«Назови звуки в слове» (ЛУК)

Выполните  звуковой  анализ слов с картинками ( воспитателям)

Звуковой  анализ без картинок.

Пропевание  гласных звуков.

Игры  на  определение  места звука в слове

«Назови  слова со звуком С»

«Рассели  картинки  по квартирам»

Практические  игры с воспитателями

«Рассели  картинки  по квартирам»

Картинки со звуками С Ш Ж Л

«Определение места звука Р в словах»

«Определение места звука  Ш в словах»

Картотека  игр на развитие звукового анализа

Таким образом, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика