logo

Обучение изобразительному искусству с позиций личностно-ориентированного образования

Обучение изобразительному искусству с позиций личностно-ориентированного образования

Автор: Иванова Юлия Юрьевна,
преподаватель ОГБУСО “Реабилитационный центр
для детей и подростков
с ограниченными возможностями”,
г. Иркутск, Иркутская обл.

Введение

В современном мире перед образованием стоит задача полного всестороннего развития личности ребенка. Развитие наших детей должно быть как духовное, так и интеллектуальное. На данном этапе образовательные учреждения разных видов и типов предоставляют разные творческие возможности в работе педагогов. В современном образовании осуществляются не только современные подходы в обучении, но и в большей части все чаще обращается внимание на детей с разными способностями, а также физическими и интеллектуальными возможностями. В обучении творческая обстановка способствует разностороннему развитию личности ребенка. На занятиях применяется личностно-ориентированная модель обучения, помогающая утвердить ценность личности каждого ребенка.

Обучение строится на принципе уважения к личности ребенка путем приобщения к мировой культуре в аспекте социального опыта, т.е. процесс обучения, а также развития и воспитания плавно перетекает в опыт личностный, дети приобщаются ко всему богатству человеческой культуры.

Все чаще ведущие педагоги применяют в системе образования инновации, педагог выступает как организатор творческого учебного процесса, направляет деятельность детей в нужном направлении, и при этом учитывает особенности личности каждого ребенка в отдельности.

В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития как индивида со своим неповторимым субъективным опытом.

Глава 1. Личностно-ориентированный подход к детям в реабилитационном центре.

  1. Мониторинг как личностно-ориентированный подход к каждому.

В нашем Реабилитационном центре с самого его открытия обучение детей на реабилитации строится на личностно-ориентированном подходе к каждому. Занятия по изобразительной деятельности не являются исключением. Занятия по изобразительному искусству мной проводятся индивидуально, каждому ребенку дается отдельное задание, даже если дети находятся и в одной группе. Специфика занятий заключается еще и в том, что на занятии может присутствовать до 6 детей разного возраста, с разными интеллектуальными способностями, с разными физическими возможностями, а также находящиеся на разной стадии реабилитационного периода. Занятия по изобразительной деятельности посещают дети и подростки от 3 до 18 лет. На занятиях по рисованию я к каждому нахожу особый подход. С детьми младшего возраста также обучаются рисованию, а также и помогают педагогу в работе, родители. В реабилитационном центре я работаю уже 18 лет и для меня очень актуален вопрос о личностно-ориентированном подходе к детям. Я не имею опыта в общеобразовательных школах, поэтому опираюсь на свой опыт с детьми с ограниченными возможностями. А в моей работе, я считаю, всегда присутствовал опыт личностно-ориентированного подхода на занятиях по изобразительному искусству.

При поступлении ребенка на реабилитацию я на первом диагностическом занятии провожу тест в виде опроса, наблюдения или анкетирования, выявляя индивидуальные особенности каждого ребенка. Все данные заносятся в таблицу.Мной разработана система мониторинга для каждого пункта опросника, шкала баллирования от 1 до 5, где 5 соответствует полному отсутствию знаний, либо умений по данному вопросу. 1 балл считается нормой, к которому педагог стремиться привести каждого ребенка. Опрос проводится в начале реабилитации и в конце занятий, где разница между числами и является динамикой ребенка на данной реабилитации. Также ребенок может поступать повторно, где сравниваются результаты последнего опроса и первичного на данной реабилитации, где ярко можно отследить, утратил ребенок данные знания или все же занимался и следовал рекомендациям педагога. В основном на занятиях отмечается положительная динамика в 99%, и только 1%, или и того меньше может закончить реабилитацию без динамики. На занятия приходят также дети с разным опытом, кто любит или не любит рисовать, кто обучается в художественной школе, или кто там обучается и «устал от рисования», как дети выражаются.

  1. Индивидуальный подход в выборе техники и материалов.

Для детей с разными потребностями и возможностями и предназначены наши занятия по изобразительному искусству. Опираясь на методические сборники и учебники по рисованию в школе, я изучаю разные методики и техники и адаптирую их к нашему центру. Также в занятиях по изобразительной деятельности мной вставляются современные инновационные техники. Это может быть живопись маслом или гуашью, батик, аэрография, боди-арт или фризлайтинг (рисование светом). Я постаралась выйти за рамки классических занятий по изобразительному искусству и у меня я считаю получилось. Мое образование (дизайнер, учитель изобразительного искусства, визажист-стилист, менеджер по туризму). Опираясь на свой опыт, мы рисуем всем чем угодно и на всём чём угодно.

На занятиях по Изо мы занимаемся с детьми рисованием различными материалами (карандаш, пастель, гуашь, акварель, масляные краски, акриловые краски, аквагрим, декоративная косметика и т.д.), пользуясь разными инструментами (кистью, палочкой, мастихином, пером, аэрографом, фонариком, спонжем и т.д.) на всевозможных поверхностях (бумаге, картоне, холсте, ДВП, пластике, оргстекле, любых неровных поверхностях, теле и т.д.) На занятиях я обучаю детей таким техникам как техника мазка, батик холодный и узелковый, роспись по любой поверхности акриловыми красками, аэрография, визаж и боди-арт, фризлайтинг (новое направление – рисование светом) и т.д.

Пользуясь накопленными знаниями, а также на основе опроса в беседе в свободной форме мы, знакомясь с ребенком, подбираем по интересам ребенка, технику, материал, а также тему, в которой бы ребенок наиболее ярко раскрылся. Для более яркого эффекта результата работы детей участвуют во всероссийских, международных и региональных выставках. Если работа направлена на личность (боди-арт с арттерапевтическим эффектом), то работа фотографируется в разных ракурсах, где ребенок на себя примеряет разные образы, а также может быть на усмотрение ребенка, либо педагога выставлена на всеобщее обозрение (смотря какого результата мы желаем добиться).

  1. Значение дидактического материала на занятиях по изобразительному искусству.

Особое значение в личностно-ориентированном обучении имеет дидактический материал, которым я пользуюсь. Дети могут посмотреть и потрогать работы своих предшественников, полюбоваться фотографиями, собраны большие коллекции по разным техникам фото и картинок. Также для более яркой наглядности мной подобраны фильмы по разным техникам, которые мы можем посмотреть тут же на медиапроекторе. А еще я считаю очень важным дидактическим материалом, это собственный опыт педагога. В моем кабинете находятся работы по батику, картины в технике аэрография, на каждый праздник мы делаем веселые боди-арты на лицах или яркие макияжи на выступления со сцены наших маленьких артистов. В некоторых случаях я сама даю мастер-класс, а ребята наблюдают за работой.

  1. Примеры личностно-ориентированного подхода к детям из опыта работы.

Хочу привести несколько примеров личностно-ориентированного подхода к детям. Девочка Лида из Бодайбо в виду своего заболевания могла держать кисточку только между пальцев ног, при этом не разговаривала, но понимала наставления в ходе работы какие ей давались. А несколькими годами позже поступил мальчик Глеб из Усолья-Сибирского, который мог брать кисточку либо палочку только в зубы, но при этом он очень интеллектуально был развит и хорошо разговаривал. Для обеих ребят хорошо подошла техника мазка, но вот девушка любила рисовать гуашевыми красками, а молодому человеку интересней показалось поработать масляными красками на пластике. Работы Лиды, которые она выполнила на моих занятиях выставлялись на аукционе для меценатов, их купили и деньги пошли на лечение девочки. А у Глеба все еще впереди.

Хотелось бы отметить, что подростков и молодых людей чаще всего тянет к технике (многие занятия рисованием считают детским занятием) и специально для них введены занятия по аэрографии и фризлайтингу. Мы знаем, что в школе занятия проходят до 7 класса – это 13-14 лет, а в нашем центре также находятся подростки до 18 лет, которые уже поступили в разные училища и рисование им не нужно. Но для подростка красиво разрисованное авто или рисунки светом на фото с друзьями очень интересно. Также аэрографом можно разрисовать футболку, либо телефон, а если аэрографией можно еще и заработать?! Параллельно проходят беседы по профориентации для неопределившихся подростков.

В практике был молодой человек из поселка Чуны, который после бесед на моих занятиях приехал обратно в поселок, поступил в творческую студию и освоил двухгодичную программу за год. Затем он поступил в Иркутское училище искусств, завел знакомства на Байкале с сибирскими художниками, вспомнил об аэрографии, попробовал вначале по просьбе разрисовать авто и получилось. Теперь он расписывает кафе, спортзалы, автобусы и т.д. и увлечение стало его основной работой.

  1. Арттерапевтические техники в личностно-ориентированном подходе в обучении.

На занятия по изобразительному искусству введено обучение боди-арту и визажу. Восприятия темы по цветоведению и отрисовке орнаментов проходит наиболее результативно. Рисование направлено на личность подростка. Он сам на себе рисует, вглядываясь в зеркало. У многих детей наблюдаются психологические проблемы, связанные в первую очередь с внешностью, и эти занятия помогают разглядеть красоту себя или просто получить уверенность, перевоплотившись в другой образ. А ребята помладше получают вообще порцию счастья, когда мама под руководством педагога разрисовывает своего ребенка. Происходит тесная связь детско-родительских отношений. Можно ярко отследить кто как к кому относиться и начать корректировать эти проблемы параллельно с психологом. А боди-арт действует по законам праздника и ребенок совершенно счастлив после сеанса, и весь день может ходить в образе. Это ярко отражается и на творчестве ребенка. Один из детей постоянно рисовал животных в красно-черных тонах и рисовал им зубы. Понятно, что сказывается и социум, но для меня это было открытием, когда после сеанса боди-арта (в нем он был сильным чудищем в красных красках), он в нарисованной маске проходил целый день, а на следующий день на занятии по изобразительной деятельности он впервые нарисовал траву, бабочек и все цвета разбеливал белой краской. Вот она – сила искусства!

  1. Особая роль живого общения детей с творческими людьми.

Также ребята с удовольствием посещают музеи изобразительного искусства, но особенно душевным для наших особенных детей мне видеться галерея им. Пламеневского В.Ю. на Байкале в поселке Листвянка. Дети любят подолгу находиться в галерее. Они душевно разговаривают с хозяином галереи, задают ему вопросы. В этой галерее на столах лежат альбомы с настоящими работами художников, на стенах везде работы маслом и также в разных техниках, наших современников, художников Сибири. Если детям не удобно сидеть за столом, они могут расположить на полу на тканых дорожках и разглядывать альбомы и сувениры. А в завершении встречи с искусством небольшой отдых на берегу Байкала.

Бывает и так, что сибирские художники посещают наш реабилитационный центр по моей просьбе. Особенно мне запомнилась одна из встреч, когда был приглашен художник-педагог Бешнов Владимир Николаевич. Он привез много работ и этюдов и долго рассказывал о своих путешествиях-сплавах по рекам Сибири, откуда и привез зарисовки. Было море вопросов и дети были в полном восторге.

Заключение

Я считаю, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе обучения изобразительному искусству.

Развитие ребенка как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Основным результатом в обучении изобразительному искусству является формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволяет:

  • повышать мотивированность детей к обучению изобразительным искусством;
  • повышать познавательную активность наших детей;
  • учитывать личностные особенности каждого ребенка, а также ориентироваться на развитие познавательных способностей каждого и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  • создавать для ребенка условия для самостоятельного управления ходом обучения изобразительной деятельности;
  • дифференцировать и индивидуализировать обучающий процесс;
  • создавать условия для постоянного контроля усвоения знаний детьми;
  • вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу занятий изобразительным искусством;
  • отслеживать динамику развития каждого ребенка;
  • учитывать уровень обученности и обучаемости практически каждого посещающего занятия ИЗО ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.:ПЕР СЭ, 2001.-144 с.
  2. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре.Учебно-методическое пособие/ под науч. Ред. М.Д.Бельтиковой. –Иркутск: ИГЛУ, 2014. – 276 с.
  3. Организация психолого-педагогического сопровождения депривированных детей в рамках Областного Реабилитационного центра, учебно-методическое пособие, науч. Ред. Н.А.Переломова– Иркутск: ИГПУ, 2004.-653 с.
  4. Система мониторинга реабилитационного потенциала депривированных детей и подростков, методическое пособие, рецензент Н.А.Переломова- Иркутск: ИГПУ, 2006. – 128 с.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика