logo

Образ женщины в лирике Н.А. Некрасова

Образ женщины в лирике Н.А. Некрасова

Автор: Воронкова Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ “СШ № 2 – многопрофильная”,
г. Нижневартовск, Тюменская обл., ХМАО-Югра

Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.1

Н.А. Некрасов

Большое внимание Некрасов уделял в своей лирике раскрытию женских образов. Прежде всего – это образ собственной матери поэта, воспетой во множестве стихотворений и поэм; затем Катерина из «Коробейников», Саша из поэмы того же названия, Дарья из «Мороза», княгини Трубецкая и Волконская, Матрена Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо». Далее следуют героини мелких стихотворений: «Я посетил твое кладбище», «Памяти Асенковой», «Свадьба», «В больнице», «Тяжелый крест достался ей на долю», «Дешевая покупка», «В полном разгаре страда», «Песня Любы»…

При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом – кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка – при внешнем благополучии – страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.

Все героини Некрасова  – женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» – княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них – лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царит «подленькая месть» и ханжество, мужчины там «сборище Иуд, а женщины – рабы».2 Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить  участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили…3

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.

В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж – привередник
И свекровь в три погибели гнуть.4

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня – жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», – говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом нелюбимый муж. Когда же она,  презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли, имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сыны – раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.5

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это – крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, – пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.6

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.

Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» – обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о Страдалице земли русской, подвиг, которой незаметен,  но велик!

В стихотворении «Тройка» поэт только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет:

Отцветешь,
Не успевши расцвесть,
Погрузишься
Ты в сон непробудный,
Будешь
нянчить, работать и есть.7

А в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» берется уже реальный эпизод из жизни простой крестьянки:

Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда – растрепалися косынки-
Надо ребенка качать.8

Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова. «Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что ты вянешь во времени».9 Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины.

В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои плечи всю мужицкую и женскую работу, не может этого вынести и погибает. Обобщил Некрасов размышления о женской доле в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка». Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь поэмы, довольно уже тем, что ее муж не бьет ее.  Женскую судьбу сравнивает она с тремя петлями шелку белого, красного и черного, и горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна: «Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!».10

Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и подлинной гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Поэт, радуясь за своих соплеменников, говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно липнет». Она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна и собранна. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентяям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадания к людям.

Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить Дарья своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает Савелию – богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример.

Главным же достоинством русской Женщины Некрасов  считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить  свое  горе  и  как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» выбивается из  сил, чтоб был сыт ее ребенок. Тема материнства затронута и в стихотворении  «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и без рекрутщины», то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна, «многострадальная мать». Ее сын Федотка уже умеет сочувствовать чужой беде: он пожалел голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна материнским сердцем понимает Федотку, ограждает его чистую душу от потрясений, принимает на себя все унизительное наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу детей дают силы Матрене Тимофеевне идти искать защиты от несправедливости у губернаторши. Поборов свою гордость, она унижается перед швейцаром, но цели своей достигает. И нет границ благодарности губернаторше.

Строки: В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото – Сердце народное! – относятся и к Матрене Тимофеевне.11

Характеры русских женщин в творчестве Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни и порядках в селах и городах, – таких перемен, которые помогли бы «женщинам в русских селениях» по-настоящему проявить любовь всего своего сердца.


1 Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений. Т.1. Советский писатель, 1976, с. 307
2 Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 47
3 Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 54
4 Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 56
5 Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985, с.52
6 Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 198
7 Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985, с.52
8 Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985, с.150
9 Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985, с.46
10 Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 207
11 Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 220

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика