logo

Об интеграции образовательных областей

Федеральные государственные требования провозгласили «принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей» в качестве одного из основополагающих, лежащих в основе общеобразовательной программы дошкольного учреждения. В связи с этим, к данному понятию резко возрос интерес, несмотря на то, что оно не является новым в педагогике.

8 февраля 2012 года наше районное сетевое методическое объединение посвятило свое заседание теме «Интегративный подход как фактор, влияющий на качество образовательного процесса в рамках ФГТ». По тому, какое оживленное обсуждение вызвала данная тема ясно, что она актуальна и совершенно себя не исчерпала.

Сделав попытку подытожить всю имеющуюся информацию по интересующему вопросу, педагоги проанализировали существующие на сегодняшний день определения понятия «интеграция», привели классификацию. Суть интеграции в обеспечении взаимосвязи элементов в системе. Конкретно в дошкольной педагогике она выступает в виде интеграции содержания и задач психолого-педагогической работы, интеграции детских деятельностей, использования средств или форм одной образовательной области для решения задач двух и более областей. Многие решения в виде методик и конспектов опубликованы на портале http://uchitelya.com

Попробовали развести понятия комплексного и интегрированного занятия и дать четкий алгоритм подготовки к интегрированному занятию. Отвечая требованиям ФГТ, отдельное внимание педагоги уделили учету индивидуальных психологических особенностей детей в интегративном процессе.

Всем ясно, что интегрированное занятие по своей сути – нечто отличное от занятия традиционного, включающего лишь одну предметную область. Оно, в отличие от предметного, полностью отвечает психологическим особенностям ребенка, воспринимающего картину мира цельно, неделимо. Но оно и труднее организуется, требует от воспитателя специальных знаний и умений. Пока в основной своей массе интегрированные занятия остаются единичными, предназначенными для «открытого» показа. Они не объединены в систему. Важнейшая причина этого – трудность отказа от предметного принципа организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении, отсутствие методической поддержки. Например, популярная, используемая во многих детских садах «Программа воспитания и обучения в детском саду» по ред. М.А.Васильевой, Т.В.Гербовой. Т.С.Комаровой построена по предметному принципу и в этом смысле ее обновленный вариант программа «От рождения до школы» мало чем от нее отличается.

Это не означает, что у интегрированного подхода нет будущего, что он не войдет в систему. Просто на это потребуется время и значительные усилия.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!