logo

О взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания на музыкальных занятиях

О взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания на музыкальных занятиях

Автор: Татевосова Ира Хачатуровна,
концертмейстер МБОУ ДОД ЦВР “Гармония”,
г. Тихорецк, Краснодарский край

Специфика эстетического и нравственного воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Организация положительной эмоциональной обстановки (красочное оформление, радостная атмосфера детских праздников и развлечений) создаёт благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности.

В   процессе эстетического воспитания решаются прямые и косвенные задачи. К прямым можно отнести развитие у каждого ребёнка способности восприятия эстетических явлений в действительности и искусстве, формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства, к объектам действительности, их эстетической оценке. Ребёнок должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать  в той или иной форме выражать своё отношение к этим явлениям.

В неразрывной связи с прямыми задачами решаются и косвенные. Они реализуются в процессе решения задач умственного, трудового, нравственного, эстетического и физиологического воспитания, поэтому так важно внимание педагога к произведениям искусства, отражающим представления народа о красоте и доброте и передающим эти представления из поколения в поколение.

Среди задач эстетического и нравственного воспитания детей на одно из первых мест учёные ставят задачу развития способности эстетического восприятия объектов в действительности и искусства – это лежит в основе формирования подлинного эстетических чувств, художественного вкуса, эстетического, нравственного воспитания и эстетической оценки.

Решение задач эстетического и нравственного воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как активность, самостоятельность, умение мечтать.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, ”прекрасный своеобразный язык”. Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Ещё одна интересующая нас особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения!

Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического и нравственного воспитания. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству –  необходимые условия формирования целостности личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое и нравственное воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического и нравственного воспитания  является музыка. Чтобы  она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: ”дядя о своём горе поёт”. Значит, ребёнок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояния человека.

Второй признак – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольно слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.

Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий), тембровое звучание рояля и скрипки и т. д., различают простейшую структуру музыкального произведения, запев песни и припев, три части в пьесе и т. д. Отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак – проявления творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. Дети импровизируют простейшие попевки.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакций, организованности проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя  начать и закончить её, в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побеждать, кого-то перегнать.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Развивая ребёнка эстетически, нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определённая последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между  всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика