logo

Нужно ли изучать родной язык?

Нужно ли изучать родной язык?

Автор: Сайфуллина Наиля Наилевна,
учитель башкирского языка и литературы
МБОУ СОШ № 79,
г. Уфа, Республика Башкортостан

Каждый язык приобретает свою конкретную форму в ходе своего исторического развития. Национальное бытие проникает в индивидуальное сознание через речь, ведь индивид начинает говорить не на каком-то абстрактном языке, а на своем родном, овладение которым им не замечается.

Существует теории, согласно которым каждый язык есть порождение национального духа или же он понимается в качестве демиурга народа. Например, концепция немецкого ученого В. Гумбольдта изложена так ”Язык,-писал он,- есть как бы внешнее проявление духа народа, язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно представить что-либо более тождественное”

Язык тесно связан с жизнедеятельностью народа, и в нем отражается все то, что интересует и волнует носителей данного языка, что значимо для них: их природа, быт, история и традиции.

Люди разных национальностей по разному воспринимают, структурируют мир, так как язык, который мы усваиваем в детстве, значительно влияет на способ видения мира. Это происходит не только потому, что ребенок уже в утробе матери слышит родную речь и биологически предрасположен воспринимать, чувствовать и мыслить на данном языке, и он для младенца представляется как бы еще одним из органов чувств для познания окружающей действительности, когда из хаоса ощущений ребенок начинает составлять связную картину мира.

Но для того, чтобы ребёнок стал способным разрабатывать собственные мысли, он должен для начала усвоить мысли , созданные его народом. Именно на родном языке лучше можно осваивать основы знаний, полнее выразить свои творческие способности.

Типичный гражданин Российской Федерации нерусской национальности преимущественно свободно владеет двумя языками: родным и русским, в худшем случае – только русским.В нашем недавнем денационализированном советском прошлом за попытку защиты родного языка от дискриминации наказывали очень жестко.

Башкирский язык является одним из древних и самобытных языков мира, подробнее описание оставил выдающийся ученый – лингвист 11 века Махмуд Кашгари, который отнес его к числу наиболее развитых тюркских языков. В отличие от других языков, башкирский язык полнее вобрал в себя звуковое богатство окружающего мира, в чем частности ,  он выделяется наличием специфических гласных и согласных звуков: ө, ғ, ҫ, һ, ә, ҙ, ү, ң, ҡ, которые отсутствуют не только в русском, но и в других тюркских языках.

Этнографы не раз отмечали, что “зрение и слух у башкир развиты до замечательной тонкости”. В последнем можно убедиться, даже только послушав башкирскую речь, удивляющую богатством звуков.

Одной из больших проблем обучения учащихся родному языку в городских условиях является то, что не все родители башкирской национальности хорошо владеют родным языком. Многие из них потеряли необходимость в нем, некоторые никогда не изучали в школе башкирский язык. И поэтому важной задачей учителей башкирского языка является  пропаганда башкирского языка и убеждение таких родителей в необходимости изучения их детьми родного языка. Важную роль в этом должны играть общественные организации, встречи с творческими коллективами, поэтами, писателями, певцами, известными людьми из Башкортостана. Обращение к истокам народного творчества имеет огромное значение, способствует воспитанию подрастающего поколения в лучших традициях народов Башкортостана.

“Гибель культуры осуществляется всегда одним и тем же путем – путем изоляции элементов культуры, т.е. когда погиб символизм в результате изменившихся условий жизни, то язык как изолированный элемент культуры был тем самым обречен”-, утверждает М. Мамардашвили. Он считает, что язык умирает “не под влиянием чужой культуры и не под влиянием водки и других новинок цивилизации, а под влиянием новых средств аккумуляции, закрепления, передачи и потребления естественного языка”, то есть все это ведет к гибели символической жизни сознания.

Возможно, одной из главных причин того, что молодёжь не знает родного языка, надо назвать вышесказанные факторы, а не связывать это только с нежеланием овладеть языком своего народа. Ведь редко кто из представителей башкирской интеллигенции может похвалиться тем, что его дети свободно говорят на родном языке, так как это объясняется не только недостаточным развитием этнического самосознания, идеологическими условиями,препятствующими развитию национальных языков, их статусом и т.д., но и потерей символизма.

Народ бессмертен, пока существует язык, который он породил. А язык жив до тех пор, пока не разрушена его символическая жизнь, символические контексты жизни данного языка. Любой язык нуждается в этих символических контекстах, чтобы функционировать как язык. От нас самих зависит,будет ли знать будущее поколение свой родной язык. Человек, который любит свой язык – будет уважать и другие языки.

Примечания
В. Фон-Гумбольд. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. Спб.1859.С37.
См. Пятигорский А. Сознание и символ. М:1996.С.51.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика