logo

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Автор: Аминова Расима Булатовна,
учитель-логопед
МДОБУ «Детский сад «Теремок»,
г. Сибай, Республика Башкортостан

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу логопеда. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.

***
Бусы

Pic01

– Перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке);

– Нанизывать бусинки на нитку;

– Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.
***
***
Пуговицы

Pic02– Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, буквы, цифры

– «Вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждый ударный слог;

– Разложить пуговицы: самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.

***
Бельевые   прищепки

Pic03Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.

– Цеплять прищепки к натянутой веревке;

– Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику,  ветки к ёлочке  и т.д.)

– Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».

Pic04  Pic05  Pic06

***
Резинки   для   волос

Pic07– Надеваем и снимаем резинку на большой палец,

– На указательный,

– На средний,

– На безымянный,

– На мизинец.

Игры  с  резинками  развивают   зрительное восприятие: дети  по образцу надевают на пальцы  разноцветные  резинки.

Pic08 Pic09

***
Пробки

Pic10– Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки);

– Разложить по цвету

– «Рисовать» цветы и т.д.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

***
Вывод

Таким  образом, использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:

  • многофункциональность;
  • экономическая выгода;
  • общедоступность.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика