logo

Народные промыслы

Работа по теме «Народные промыслы» в рамках проекта «Тюменская область – часть России»

Автор: Кузьмина Светлана Юрьевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 90 г. Тюмени

В одну из осенних блоковых тематик, в блок «Русь талантами богата» входит тема «Народные промыслы».

Во время прохождения темы, в подготовительных группах была проведена работа над частью проекта «Тюменская область – часть России», где детям дали первоначальное представление о ремесленных промыслах Тюменской области.

Дети получили задания совместно с родителями небольшими подгруппами найти и донести до остальных ребят группы информацию по следующим разделам: «Самоцветы Урала», «Резьба по дереву – кружевные наряды домов», «Береста – теплая сказка», « Валенки не стареньки».

Во время совместных поисков информации дети получили много впечатлений и новых знаний о Тюменской области. И затем делились ими во время обсуждения.

Итогом исследований стал праздник «Богатства Сибири», где главным героем стал медведь.

Название: Богатства Сибири

Цель: продолжать воспитывать у детей патриотические чувства в отношении своей малой Родины.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

  • Умение работать в команде с взрослыми
  • Желание делиться полученными знаниями
  • Формировать умение работать в коллективе

Познавательное развитие

  • Закрепить знания, полученные в ходе исследований при работе с взрослыми
  • Закрепить знания о государственной символике
  • Формировать желание получения новых знаний о Тюменской области – воспитывать исследовательскую жилку.

Речевое развитие

  • Закреплять названия полезных ископаемых, рыб, птиц, ягод, грибов, рек, городов, поселков.
  • Закреплять названия ремесел

Художественно-эстетическое развитие

  • Продолжать развивать любовь к прекрасному
  • Знать и узнавать гимн России
  • Уметь двигаться под музыку в соответствии с ее характером

Физическое развитие

  • Продолжать развивать силовые качества
  • Вносить элемент соревнования в празднование
  • Продолжать прививать любовь к здоровому образу жизни

Ход деятельности:

Дети с флажками выстраиваются полукругом на спортивной площадке сада. Фоном звучат песни о Тюмени.

Фанфары, выходит ведущий.

Вед. Здравствуйте, ребята! В этот солнечный день мы с вами встретились не случайно. Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о Тюменском крае. Скажите, а как называется страна, в которой мы все живем? У каждой страны есть свой особый знак. Он называется герб. На нем есть символы страны. Герб России выглядит вот так. (показ) Тюменская область также имеет свой герб, который выглядит вот так. (показ) И у города Тюмень тоже есть свой герб. (показ)

Ответы детей.

Вед. Верно. В чудесной стране, которая зовется Россия, находится славный Тюменский край, где мы с вами родились и выросли, красивый город — Тюмень, где мы с вами живем.

Люблю тебя, мой край родной,
Люблю тебя, скрывать не стану.
На свете ты один такой,
Хвалить тебя я не устану!
Люблю твои луга и пашни,
Березы, ели, тополя…
Что может быть родней и краше,
Чем край, где Родина моя!

Вед. Для поднятия флага России приглашается заведующий детским садом.

Заведующий поздравляет всех с праздником и дает команду: Для поднятия флага стоять смирно!

Звучит гимн России, заведующий поднимает флаг России.

Вед. В честь нашей Тюменской области давайте устроим праздничный салют – поднимем вверх наши флажки и помашем ими.

Дети машут флажками.

Звучит музыка Медведя, выходит Медведь, осматривается, подходит к микрофону.

Мед. Здравствуйте! Я – Медведь, символ России. Я увидел ваш салют и поспешил к вам в сад. Давайте знакомиться. Громко крикните свое имя, чтобы я сразу смог всех запомнить.

Дети кричат свое имя.

Мед. Очень приятно! Можно я останусь у вас на празднике?

Вед. Оставайся у нас, Медведь. У нас будет весело и интересно. Чтобы день наш был в порядке, начинай его с зарядки. Я предлагаю сейчас всем сделать веселую зарядку.

Веселая зарядка «Прыг-скок»

Мед. Ух, как я зарядился! Ребята, а вызнаете, как выглядит Тюменская область?

Вед. Вот здесь у нас карта Тюменской области. Посмотрите, сколько у нас рек, лесов, городов, где живет много разного народа. А вот и Тюмень – самый главный город Тюменской области и наш с вами родной город. Скажите, ребята, где водятся медведи?

Ответы детей.

Мед. Но в лесу не только медведи живут. И не только леса есть у нас в области.

Вед. А вот для того, чтобы узнать, чем богат наш край, мы с вами отправимся в путешествие. Каждая подгруппа получит карту детского сада, где будет указан ее маршрут, т.е. будет указан путь, по которому дети пойдут. А в пути мы с вами и узнаем, чем богата наша Тюменская область.

Подгруппы получают конверты, где находятся карты с маршрутами, и начинается путешествие по территории детского сада. 

Пункт 1. Леса. Рассказ о животных, птицах, грибах, ягодах, о добыче дерева.

Этап «Леса»

Наш край богат лесами. Южная часть области граничит с Казахстаном. Поэтому там – лесостепи. И леса смешанные. А также чисто лиственные. Это значит, что в таких лесах растут только лиственные деревья. А какие лиственные деревья вы знаете? Почему они так называются? (ответы детей) Это береза, осина, вяз, клен, граб, тополь, рябина, липа, ясень.

Севернее, в средней части нашей области растут смешанные леса. Это значит, что в них есть и лиственные, и хвойные деревья.

А в северной части Тюменской области находится тайга. Это такой лес, где преобладают хвойные деревья. Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей). Правильно, это сосна, ель, кедр, пихта, лиственница.

Если все время двигаться в сторону Северного полюса по нашей области, то можно попасть в тундру. Там растут карликовые деревья. И самое высокое дерево будет с вас ростом.

В лесах растут не только деревья. Что можно найти в лесу? (ответы детей) В лесу растут ягоды и грибы. Какие грибы вы знаете? (ответы детей) Правильно. Это белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисички, опята, грузди, рыжики, маслята. (показ картинки) Кто собирал грибы в лесу? Молодцы.

А какие лесные ягоды вы можете назвать? (ответы детей) Правильно. Это морошка, голубика, черника, малина, земляника, ежевика, брусника, клюква, смородина, облепиха, боярышник, вишня. (показ картинки)

Каких лесных животных наших Тюменских лесов вы знаете? (ответы детей) Лиса, заяц, бобер, медведь, кабан, лось, косуля, белка, росомаха, песец, куница, олень, северный олень, соболь. Те, животные, которые имеют красивый и теплый мех, называются пушными, т.е. пушистыми. Из меха таких животных шью теплые шубы, шапки и обувь.

Не только ягоды и грибы берут в лесу. Но и рубят деревья для производства мебели, бумаги, целлюлозы, фанеры.

Лес – наше богатство. Его надо беречь. А как мы с вами можем беречь лес? (ответы детей)

Для того, чтобы лес мог дарить нам свои богатства, мы должны быть его друзьями – беречь его и помнить, что леса России – самые богатые на планете.

Пункт 2. Реки. Рассказ о промысловой рыбе, о судоходстве, о расположении городов и других населенных пунктах

Этап «Реки, рыба»

Я, Медведь, питаюсь кореньями, ягодами, могу зайца поймать. Но особенно люблю рыбу.

Где живет рыба? (ответы детей) Правильно, в реках и озерах. А какую рыбу вы знаете? (ответы детей) Расскажу вам про рыбу, которая называется промысловой. Это рыба, которую ловят, чтобы продавать в магазине, из которой делают вкусные консервы и деликатесы. Такую рыбу ловят специальными сетями, но не круглый год. А только тогда, когда она отложит икру. А почему нельзя вылавливать рыбу, если она еще не отложила икру? (ответы детей)

Правильно, если не давать рыбе откладывать икру, то постепенно мы выловим всю рыбу, а новая не вырастет. И останемся мы с вами без вкусной жирной рыбки.

В нашей Тюменской области водятся такие рыбы, каких больше нигде по России вы не найдете. Это муксун и нельма. Они большие, серебристого цвета и выглядят вот так. (показ картинки)

Муксун и нельма – рыбы крупные. Есть еще одна рыбка, которая совсем небольшая. Но по вкусу не уступает муксуну и нельме. Называется она сосьвинская селедка. (показ картинки) Потому, что живет она только в реке Сосьва, что впадает в огромную реку Обь. Селедочку эту сейчас не встретить в простом магазине. А раньше ее в огромных бочках отправляли в Москву к царскому столу.

Водится в наших реках еще две царских рыбы. Это осетр и стерлядь. (показ картинки) Икра у них черная, вкусная и очень ценная. Да и сама рыба, ну очень вкусная! Все эти рыбы считаются рыбами белых пород. И есть их можно даже сырыми. Что и делают народы Крайнего Севера. Поймает рыбак такую рыбку, порежет, посолит сверху и кушает. Да и мы, медведи, тоже уважаем сырую рыбу.

Есть еще в наших реках промысловая рыба, которую называют сорной. Потому, что водится такая рыба в сорУ, по-другому – в яме на дне реки. Эта рыба всем известна и водится во всех реках, прудах и озерах. Вы не раз кушали ее. Это и щука, и карась, карп, сазан, язь, толстолобик, лещ, ерш, ротан, окунь, налим, сом. (показ картинки).

Из такой рыбы делают вкусные закуски, консервы, из них готовят котлеты, варят уху. Кто ловил рыбу на удочку? (ответы детей) И это как раз была такая промысловая сорная рыбка. Вот вам карточки с фотографиями наших рыб. Вы молодцы, хорошо знаете и любите природу родного края.

Пункт 3. Промышленность. Рассказа о заводах, фабриках, ремеслах области.

Этап «Промышленность и ремесла»

Тюменская область славится своими умельцами. Чего только не изготавливают их трудолюбивые руки. Вы можете увидеть их изделия в магазине любого города страны и мира. Вот берестяные туески и поделки из бересты, вот расшитые яркие и теплые валенки. Славятся наши мастера-резцы по дереву – в городе много зданий, украшенных их деревянными картинами – это и резные крыши, заборы, стены, ставни на окнах, поделки в парках. Есть у нас и малые народы (ханты и манси), которые известны своим мастерством резьбы по кости. Их костяные фигурки украшают многие музеи мира. Это все – ремесла, т.е. дела, которые человек может делать дома, и продавать свои изделия другим людям.

Славен Урал, где мы живем, своими мастерами по камню. Камень, привезенный с Уральских гор, обрабатывают, чтобы получить, например, плиты на нашей набережной Туры. А из маленьких кусочков делают вот такие красивые украшения и предметы быта. Ничего не пропадает у хорошего хозяина.

А если нужно сделать что-то очень большое, что не поместится в комнате или мастерской? Тогда нужны огромные заводы и фабрики.

Все видели над городом огромные трубы. Это – не просто так, не для красы. Это – трубы наших заводов. Завод – это такое место, где выпускают различную технику, мебель, варят сталь, обрабатывают железо, выпускают станки, делают то, что в одиночку и дома сделать невозможно. В нашем городе есть самые различные заводы, комбинаты и фабрики. Они выпускают сложные изделия, и детали к ним.

Показ картинок заводов различных направлений.

Даже хлеб для нас с вами выпекают на специальном хлебном комбинате. А где выращивают зерно для хлеба? Верно, в наших деревнях трудятся люди, которые кормят нас с вами. Выращивают коров, свиней, кур, уток, чтобы мы могли кушать свежее мясо. Сажают пшеницу и рожь для производства хлеба. С весны до осени трудятся на полях овощеводы. Они везут в магазины с полей свежие огурцы, помидоры. А какие овощи вы еще знаете? Правильно. И все это выращено умелыми руками наших людей. Наши люди — хозяева своей земли. И вы, когда вырастете и получите образование, тоже станете умелыми и будете трудиться в любимом городе, чтобы он стал еще краше и богаче.

На каждом пункте дети получают карточки с картинками, которые собирают в конверт. После прохождения маршрутов все снова собираются на спортивной площадке и сдают конверты ведущему. Все карточки приклеиваются к карте Тюменской области. 

Вед. Смотрите, ребята, какой наш край богатый – чего в нем только нет! И Сибирь – место, где живут очень сильные и смелые люди.

Чтобы показать такие качества нашему гостю, я предлагаю померяться нашим детям силами.

Игра «Перетяни канат» 

Вед. Богата наша земля. Но это богатство нужно беречь и приумножать. Давайте покажем нашему Медведю, как мы любим наш край, как любим нашу страну и нашу область. Возьмемся за руки и сделаем огромный хоровод.

Хоровод-флэшмоб «Обнимем Россию» под песню «О, моя Россия»             

Вед. Наш праздник подходит к концу. А сейчас, чтобы весь город знал, как мы его любим, мы запустим в небо наши цветные воздушные шары.

Под музыку дети выпускают шары в небо. Медведь прощается и уходит. 

Вед. Наш праздник подошел к концу. Сейчас каждый нарисует на асфальте то, что больше всего ему понравилось на празднике.

Звучит фоном музыка о рисовании. Дети рисуют мелом на асфальте.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!