logo

Музей как объект формирования у детей дошкольного возраста морально-нравственных ценностей

Музей как объект формирования у детей дошкольного возраста морально-нравственных ценностей

Автор: Пясецкая Людмила Николаевна 
воспитатель МБДОУ “Детский сад №5 “Незабудка”
г. Старый Оскол

Музей. Предлагаю обратиться к толковому словарю, в котором раскрыто значение этого слова:

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, выставкой для обозрения, чего-нибудь (памятников искусства, предметов техники, научных коллекций; предметов, представляющих исторический интерес).
Всем нам, безусловно, известно, что на современном этапе исторического развития, политической и экономической модернизации, социальной сферы, как правило, происходит переоценка ценностных ориентиров россиян. Особый отпечаток накладывается на развитие в духовной жизни. Для воспроизведения культуры, одним из условий развития общества является передача культурного наследия посредством музейных коммуникаций.

Музей – это новая и, немного забытая, старая социальная миссия, которая помогает открыть новые координаты и находится в поиске многогранных, новых и, несомненно, незабываемых региональных ценностей. Это титан, монолит для возрождения культурных традиций, необходимых для многих поколений.

Поэтому, я считаю, что главным проявлением этого процесса являются создание музейной, универсальной, образовательной сферы для формирования высоконравственной, творческой личности; несомненно, интеллектуально развитой, эстетически восприимчивой, способной адаптироваться к реалиям нового времени, реализовать себя в конкретном сообществе.

Если вслушаться в эти слова, задуматься о будущем, просто снимешь шляпу и поклонишься историческому уютному дому, который объединяет многие поколения, оставляя в душе неизгладимый след:
«Музей, сокровищница овеществленной человеческой памяти, во все периоды существования общества служил ему источником, который пополняя духовные силы, сохраняя коллективную память, обогащая и развивая интеллект нации».

Большинство музеев появилось ХХ веке, и поэтому этот период считается золотым веком музеев. За это столетие музей набрал силу, он окреп, повлиял на систему образования и воспитания детей, молодёжи. А также повлиял на нормы их поведения в обществе.

Нет сомнения, что музей – объект формирования морально-нравственных ценностей, таких как: честь и достоинство, гражданственность, патриотизм, дружба, чувство национальной гордости, взаимовыручка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается активный процесс социализации личности, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметов. Происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Закладываются основы мировоззрения.
Передавая морально-нравственные ценности из поколения в поколение, мы непременно обращаемся, и будем обращаться к уютному и тёплому дому-музею.

В этой связи, я считаю, первоначальной ступенью является дошкольный возраст, который формирует всестороннее развитие личности, начало всех человеческих начал маленького достойного гражданина.

Благородное влиятельное воздействие окажут примеры природы, истории, общества.
А.С. Пушкин – автор замечательных слов, которые дают всем нам задуматься о наследии, нравственных ценностях: «Неуважение к своим предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

За время многолетней деятельности в дошкольном учреждении, я приняла решение сохранить в своих любимых воспитанниках человеческие чувства, помочь им освоить правила общения, заложить в сознании морально-нравственные ценности, которые помогут им жить, общаться, радоваться. Любовь к детям, огромное желание воспитать их достойными людьми, творческий подход к любимому делу помогли мне в осуществлении мечты – создании музея-избы в нашем небольшом, уютном детском учреждении.

В небольшой уютной комнате я открыла музей-избу в 1990 году.
Первым оформлением были стены, которые приближали всех нас к старинным избам из бревен.

Изба_1

С воспитанниками рассматривали иллюстрации, плакаты, на которых показан труд людей, их желание создавать уютное жилище.

Как только музей-изба была готова к последующему этапу возрождения, быстрыми темпами происходило пополнение экспонатами: старинные вещи моих предков, сотрудниками; воспитанниками и родителями, посещающими детское учреждение, бывшими выпускниками.

Большую роль в отношениях между взрослыми и малышами сыграли следующие качества: дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, стремление возродить традиции наших предков. Всех нас переполняли положительные эмоции!

За все годы жизни музея-избы, то есть за двадцать пять лет, в него «вселяются» экспонаты, а, на мой взгляд – это полноправные жители избы.

Самым первым появился в музее сундук моей бабушки, мы с воспитанниками рассматривали его, вели беседу о труде наших предков. В сундуке хранятся различные старинные вещи, которые были сшиты и вышиты в давние времена.

Спустя некоторое время, дедушка одной девочки подарил нам плетень. Мастер учел все сезонные старинные обычаи: срезать орешник в нужное время года, выдержать его и т.д.
Поселился в избе домовенок Кузя, всеми любимый персонаж. Он играет с забавной детворой, знакомит с народным творчеством, делает сюрпризы.

Изба_2

Две куклы – Маша и Ваня – радуют всех. Рассматривая их одежду, мы имеем возможность познакомиться с особенностями русского костюма Белгородской области.

Незабываемы встречи с семьями на русских гуляниях (народные праздники) с чаепитием. Чай пить – разговоры говорить. На Руси – родной сторонушке – это особый ритуал, которому придается особое значение. Народ неспешно общается, чаем неспешно наслаждается, проявляя гостеприимство. Да не простое, а безграничное!

Снизу пар, сверху пар,
Кипит наш русский самовар!
Подходи, честной народ,
Быстро чаю наливай!

Особый интерес вызывает у детей народная игрушка. В этом плане у нас наблюдается связь поколений. Среди экспонатов имеются глиняные игрушки, сделанные руками нашей воспитанницы, которая является художником и мастером игрушки. Ее сын и дочь посещали наш детский сад.

С чувством гордости и человеческого достоинства рассматриваем с детьми папку под названием «Наши знаменитости». В ней собраны грамоты, дипломы, благодарности детей, которые добились достижений в спорте, танцах, олимпиадах и т.д. Выпускники приходят в детский сад, и мы рассказываем дошколятам каких результатов они добились, тем самым воспитываем желание поступать примеру старшего поколения.

Папка постоянно пополняется, и наши воспитанники стремятся проявлять себя в различных конкурсах на уровне детского сада, города России.

Наш музей привлекает внимание как дошкольников, так и родителей. Заходя в него, попадаешь в атмосферу уюта, тепла, сказочности. Каждый предмет привлекает внимание, вызывает интерес.

Принимать вас не забота,
Не тяжелая работа.
Принимать мы вас готовы,
Будьте счастливы, здоровы!
А по сердцу вам придется,
Огонечек вновь зажжется.
В наш уютный уголок
Заходите на часок!

Восторженные отзывы, а, главное, радость и желание, с которым все посещают музей, убеждают в том, что музей перспективная линия коммуникации, способствующая формировать у дошкольников морально-нравственные ценности.

Изба_3

Литература:

Т.И .Бабаева. Программа развития и воспитания детей в детском саду;
Л.Н. Волошина.Дошкольное образование Белгородчины: проблемы, находки, поиск;
С.С. Лакоценин. Патриотическое воспитание дошкольников;
Ю.Г. Максимчук. Белгородский краеведческий вестник. Выпуск 1,5,6;
Л.Н. Пясецкая. Народное творчество как источник духовного воспитания;
А.П. Скворцова. Областные краеведческие чтения;
В.А. Шаповалов. Белгородская область вчера и сегодня.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика