logo

Моя педагогическая философия. Баллада о «неотличниках»

Моя педагогическая философия. Баллада о «неотличниках»

Автор: Жупеева Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ССШ № 1 им. Е.С. Белинского»,
р.п. Северо-Енисейский, Красноярский край

Леночка… Лена… Елена Павловна.

Как летит время! Уже столько лет меня называют только Елена Павловна. Я уже не ученица, я – учительница. А душа живёт и чувствует так, как будто я всё ещё Лена, весёлая девочка, влюблённая в литературу, почти отличница.

Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Мне было года четыре, когда я первый раз оказалась в стенах школы, где учителем русского языкаработала моя мама. Мне казалось, что она знает всё на свете: и самые интересные сказки, и самые увлекательные игры, и ответы на все, даже самые трудные вопросы. И самый долгожданный праздник в нашей семье – это не дни рождения и даже не Новый год, а Первое сентября! Неужели у детей актёров и педагогов нет шансов на иной выбор?! Оказалось, что по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку… Болезнь начала прогрессировать… И вот, я – учитель, и не могу иначе!

Итак, Елена Павловна, идите к ученикам, Ваше место рядом с ними, рядом или чуть-чуть впереди.

Сдвинутые брови, грозное выражение лица, чёткие фразы, разрывающие тишину… Вот и сжалось сердечко Лены, замер голосок, а для Елены Павловны «чуть-чуть» совсем перестало существовать, и я уже не впереди, а позади! Нет! Так нельзя! Ведь я сама была ученицей, и как мне хотелось чуткости, внимания и уважения. А какими мои ученики, маленькие человечки, каждый день приходят в школу? Помните стихотворение Бориса Захадера?

Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная;
Ручки, ножки, огуречик –
Появился Человечек.
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Мы за это лишь в ответе!

Мы, взрослые.

Самое время начать «Балладу о «неотличниках»».

«У него нет чувства юмора, и это общеизвестно… Он посмешище на уроках… Если у него что-нибудь и получится не хуже, чем у других, то этого, как назло, никто не видит… Он выглядит не тем, кот он есть на самом деле… Он – неудачник! Бесперспективный!»

И как много стараний нужно приложить Елене Павловне, чтобы помочь этому Человечку! А стоит ли он таких усилий? И стоят ли таких усилий другие, неприметные и невесёлые, не уверенные в себе и таящие свои чувства школьники? А ведь каждый из них – не такой, как все. Стоит лишь приглядеться к каждому ученику повнимательнее, и окажется, что мы, взрослые, не совсем верно понимаем их. Окажется, что каждый из них – личность, личность, определяющая будущий облик человеческого общества.

Он, прежде всего и больше всего, не доволен собой, пытается отринуть слабое и недостойное и осуществить лучшее в себе. Он терпим к другим, потому что предполагает в них те же слабости и недостатки, возможности и успехи.

Если же он ставит перед собой жизненные задачи, то сам стремится их выполнить, потому что в каждом Человечке есть нераскрытые возможности. У одного эти возможности быстро осуществляются, у другого – нет. Вернее — пока, нет. Пускай даже – долго нет! Это не значит, что они не могут проявиться и вдруг осветить пространство, в котором живут и другие люди. Ведь люди, в сущности, талантливы все!

Воспитание – дело великое: им решается участь Человека, а участь – это судьба…«Воспитание тождественно помощи ребёнку в реализации его возможностей», в этом, я считаю, и есть наиглавнейшая цель обучения – воспитание Человека, который будет способен достойно жить в стремительно меняющемся мире, мыслить, искать, добывать новые знания, которые станут стимулом на завтра.

Поэтому почётна и ответственна миссия того, кто отдаёт свою жизнь детям. Фундаментом успеха учителя, посвятившего свой труд и своё вдохновение детству, всегда была твёрдая вера в возможности юного Человечка, ведь школьники отличаются от нас, взрослых, лишь меньшим жизненным опытом, но у них такая же способность радоваться и страдать, смеяться и плакать, восхищаться и разочаровываться, мечтать и осуществлять свои мечтания.

Детям мало, чтобы их любили, они хотят, чтобы их уважали: уважали их стремления, мечты и надежды. Я уважаю их! Главной установкой для себя выбираю: все способны, даже «неотличники», все достойны внимания. Я глубоко верю в возможности своих учеников! Верю!



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!