logo

Модель организации проектной деятельности учащихся

Модель организации проектной деятельности учащихся

Автор: Капиева Татьяна Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ „Лидер“
г.о. Кинель Самарской области

I. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, постоянно стремящихся к самосовершенствованию личностей, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Однако современная государственная образовательная политика прописывает системе образования, обозначенными  в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре содержания общего образования развивать творческие способности и культивировать исследовательские навыки учащихся. Но общеобразовательная школа не готова к решению этих проблем инновационными методами.

Современная школа,  должна реализовать «План действия по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.» создавая систему поиска одаренных детей и обеспечить развитие, поддержку и сопровождение таких детей.   Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривает развитие  исследовательской деятельности через формирование национальных исследовательских центров   и рамках инновационного проекта «Сколково».

Но сегодня программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток призвано профильное обучение, среди основных целей которого — развитие у обучаемых способности видеть проблему, находить адекватные, нестандарт­ные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности.

Исследование в обыденном смысле понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательской деятельности присущи характеристики активной, объективной, логической, познавательной деятельности, выражающейся в осо­знанности и смысловой направленности действий, имеющей эмоциональную привлекательность для учащихся (Е. В. Тяглова, 2003). На этапе перехода учащихся с одной ступени общего среднего образования на другую возможна дезадаптация, следовательно, необходимо обосновать стратегию педагогической помощи, которая определяется принципами организации исследовательской деятельности учащихся.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предметов  обществоведческого цикла.  Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Каждый учебный год я организую исследовательскую деятельность по истории  и  краеведению, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Модель организации проектной деятельности учащихся основной школы заключается в определении содержания деятельности учителя по включению учащихся основной школы в исследовательскую деятельность с учетом их мотивации, познавательного интереса, структуры способностей.

Предлагаемый в модели двуединый процесс организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает организацию групповых, индивидуальных ученических исследований по обществознанию;  истории краеведению, применение эффективных форм развития исследовательских умений учащихся основной школы в урочной деятельности (обучение с использованием исследовательского метода и метода проектов); во внеурочной деятельности (организация  в рамках научно – практических конференций круглых столов как одной из форм защиты проекта,  участие подростков в очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работах).

 Данная модель включает такие компоненты как: цель, методологическую основу, педагогические условия, диагностический инструментарий, критерии исследовательских умений учащихся, процесс организации исследовательской деятельности, этапы реализации модели, уровни развития исследовательских умений учащихся, прогнозируемый результат, которые во взаимодействии и взаимосвязи обеспечивают образовательную деятельность по развитию исследовательских умений учащихся. 

Модель педагогической деятельности учителя обществознания при формировании исследовательских умений учащихся

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность начинаю с раннего изучения истории по этапам.

Урочная деятельность

1 этап. Включение поиска с заданиями по работе (5-6 классы) с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. В 5-ом классе, в возрасте 10-12 лет, отмечается высокий познавательный интерес к предмету истории. При изучении тем истории Древнего мира ребята работают с дополнительной литературой. В 5-ом классе использую небольшие фрагменты из исторических источников, приводимых в учебнике, обращаюсь к характеристикам исторических деятелей. На мой взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью учебных умений работать с печатным текстом. Формирование умения составлять планы исторических текстов, документов проходит на каждом уроке.

Перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:

а) План должен полностью охватывать содержание текста.
б) В заголовках пункта плана не должны повторяться сходные формулировки.

Затем учащиеся в рабочих тетрадях записывают памятку «Как составить план к тесту».

Памятка выглядит так:

  1. Прочитайте текст, документ.
  2. Разделите на части и выделите главную мысль в каждой.
  3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Запишите получившийся план в тетрадь.

Помните требования к плану.

На мой взгляд, роль подобных памяток-предписаний при формировании учебных умений очень высока, так как они определяют мыслительные шаги.

Затем при изучении темы «Перемены в управлении Афинами» учащиеся самостоятельно составляют план одного из подразделов. Тренировочные занятия продолжаются и на следующих уроках. Варианты заданий усложняются. Учащимся предлагается выполнять задания, опираясь на текст параграфа, составить программу проведения Олимпийских игр.

Проделав подобную работу, пятиклассники не только тренируются в составлении плана, но и предпринимают попытку сделать вывод из прочитанного.

Как уже говорилось, формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Перед изучением темы «В городе богини Афины» некоторым пятиклассникам можно предложить самостоятельно составить план-маршрут, по которому можно провести экскурсию по Афинам.

Задания от этапа к этапу усложняются. Учащиеся учатся сравнивать содержание исторических текстов документов, устанавливать общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.

При систематическом использовании данного приема при работе с текстом исторического источника предполагаемый результат выражается в сформированности следующих метапредметных универсальных учебных действий:

  • делать анализ текста;
  • сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;
  • устанавливать логическую связь между фактами;
  • обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, на наш взгляд, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте. Надо сказать, что эта форма работы — одна из самых любимых у школьников 5 класса.

Формирование метапредметных УУД предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Задания от этапа к этапу усложняются. Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты: способствует формированию умения анализа исторического текста, выделения главной мысли, умения.

Внеурочная деятельность

Формой научно-исследовательской деятельности является участие ребят в научно-исследовательских конференциях и очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работах.

  • Работа с архивными материалами. (филиала Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД)) – уникального центра хранения документов по истории отечественной науки и техники в области промышленности, строительства, транспорта, связи и изобретательств
  • Анализ личных архивов

2 этап. Раскрытие учителем познавательного процесса (6-7 класс). Работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы поддерживается и совершенствуется в дальнейшем на уроках истории в 6-7 классах. Усложняются приёмы, сопоставительный анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.

Усложняется и деятельность учеников: вместо ответа на вопрос – придумывание вопросов, вместо разгадывания кроссворда – его составление, вместо усвоения готового текста – создание собственных текстов.

Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно-следственных связей.

Тему чаще всего мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки.

Определившись с тематикой в самом общем виде, предлагаю ученику примерный список источников и исторической литературы, приглашаю изучить каталоги библиотек, почитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему. Во время первых бесед с учениками я знакомлю их с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственно исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются.

Предметом поисков учащихся являются материалы о своих земляках, по истории родословной своей семьи.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции.

Это позволило сформировать у учащихся навыки исследования, участвовать в районных, областных и Всероссийских конкурсах



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!