logo

Методика раннего развития детей М. Монтессори

Методика раннего развития детей М. Монтессори

Зубцова Ольга Николаевна,
воспитатель по проведению эрготерапии и Монтессори-педагогике
неврологического отделения (центра) медицинской и социальной реабилитации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
ГБУЗ БОДБ, г. Брянск

В настоящее время раннее развитие детей становится все более популярным и актуальным среди родителей. Достойное место среди многочисленных детских систем развития занимают методики раннего развития Марии Монтессори.

Итальянская ученая (доктор медицинских наук) практически всю жизнь посвятила детям в наблюдении за ними, и разработке создания условий (методов, способов) для успешного их развития. Основной смысл методик Монтессори заключается в том, что можно ускорить заметно процесс развития ребенка, если создать для него соответствующую атмосферу. Как правило, занятия приобретают игровую форму проведения, где ребенок самостоятельно выполняет все упражнения и даже сам пытается заметить и исправить свои ошибки. Роль педагога в этом процессе заключается только в пробуждении детского интереса и предоставлении полной свободы действий. Педагог наблюдает и по необходимости помогает. Монтессори делает акцент на коллективные упражнения, которые и помогают адаптироваться в быту и приобрести навыки общения.

Кроме этого автор обратила пристальное внимание на наиболее активные периоды развития в жизни детей (сенситивные фазы). Согласно проведенным исследованиям Монтессори, в эти периоды ребенок максимально восприимчив, что способствует протеканию учебного процесса самостоятельно, при этом он основывается на взаимообмене с окружающей действительностью.

Например, пик в первой фазе (0-4 года) приходится на 2-2,5 года. Именно в это время малыш «впитывает» все особенности окружающей обстановки. Вследствие чего, внешний порядок вещей четко проецируется на внутренний уклад. Из-за этого ребенок может и временами капризничать: просто, что-то нечто изменилось во внешнем привычном мире и это расстраивает его, т.е. возникло несоответствие внутреннего и внешнего. Поэтому многие дети могут и капризничать, например, собираясь на прогулку. Монтессори рекомендует следить, как и за психологической атмосферой в доме, так и за обычным банальным порядком: привычка у ребенка видеть убранные аккуратные комнаты может впоследствии вызывать у него поддерживать и наводить порядок.

Монтессори в свои методики раннего развития детей ввела специальный термин – Монтессори-материалы. Значение, которого объединяет понимания развивающих игр и учебных пособий. Предметы для обучения производятся только из 100%-натуральных материалов, а соответственно и имеют немалую стоимость.

Вся система обучения автора предполагает разделение Монтессори-класса на несколько различных зон. В одной зоне ребенок пытается приобрести навыки самостоятельности: учится одеваться, владеть инструментами, необходимыми для различных видов деятельности (к примеру, ножницы – для вырезания, кисточка – для рисования). В другой же зоне дети познают окружающий мир: учатся находить отличия между предметами по цвету, форме, внешней оболочке. В зоне активной деятельности для детей предусмотрен комплекс упражнений для развития двигательных навыков и координации. Изучение основ математики, географии происходит в зоне развития интеллекта.

Следует напомнить, что методика развития детей Монтессори построена на свободном выборе детей, т.е. они выбирают интересные материалы и во время занятий разрешается играть. Ключевой момент – это привлекательность материала, и интерес к нему может пересилить желание продолжить играть в уже начатую игру. Тогда ребенок просто отложит в сторону игрушки и погрузится в процесс познания, например составление мозаики.

Кроме того во все методики раннего развития детей Монтессори рекомендует вводить такое понятие как «круг». Это представляет собой что-то похожее на разговор по душам на определенную тему. И хотя это длится совсем непродолжительное время (четверть часа), но педагог успевает с детьми обсудить происходящие в их жизни события. Предметом разговора могут быть самые различные темы. В канун праздника – это разучивание стишков и песен. В обычные дни – природные явления и так далее. Но это все должно происходить в привычном для ребенка ритме жизни, т.е. система Монтессори дает детям возможность естественно развиваться, в гармонии с жизненными процессами.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика