logo

Методическое сопровождение инновационного проекта «Школьный конкурс бизнес-проектов среди учащихся, родителей, педагогов МБОУ «Хаптагайская СОШ»

Методическое сопровождение инновационного проекта «Школьный конкурс бизнес-проектов среди учащихся, родителей, педагогов МБОУ «Хаптагайская СОШ»

Автор: Борисова Сардана Николаевна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева»,
с. Хаптагай, Мегино-Кангаласского улус, Республики Саха (Якутия)

Авторы проекта: Никифоров Валерий Георгиевич, директор МБОУ «Хаптагайская СШ имени Кеши Алексеева» МР «Мегино-Кангаласский улус» РС(Я); Борисова Сардана Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Терентьев Руслан Михайлович, заместитель директора по научно-методической работе, Никифорова Варвара Константиновна,  заместитель директора по производству

Участники проекта: учащиеся, родители, педагоги школы

Основная идея: формирование и развитие компетентностей учащихся через применение знаний, универсальных учебных действий, полученных на урочных и внеурочных занятиях, в практической деятельности по реализации бизнес-проектов.

Цель проекта: cодействие развитию предпринимательской активности участников образовательного процесса школы (учащихся, родителей, педагогов), создание условий для реализации предпринимательской инициативы среди них.

Цель методического сопровождения проекта: Создание условий для развития компетенций (сатабыл) педагогов по внедрению инновационных технологий для реализации системно-деятельностного подхода в образовании

Задачи проекта:

  • Содействовать практической реализации лучших бизнес-проектов и предоставлять возможность участникам Конкурса развивать собственные предпринимательские инициативы;
  • Повысить экономическую грамотность обучающихся учреждения и их родителей;
  • Способствовать развитию предпринимательских, творческих компетенций учащихся, родителей, педагогов;
  • Стимулировать предпринимательство через наиболее перспективные бизнес-идеи.
  • Организовать условия для развития различных видов совместной детско-взрослой деятельности
  • Создать условия для социализации учащихся

Задачи методического сопровождения:

  • Организация деятельности по повышению экономической грамотности педагогов;
  • Внедрение деятельностьных и продуктивных технологий в урочную и внеурочную деятельность
  • Оценка деятельности школы по внедрению агротехнологического содержания в образовательный процесс.

Этапы реализации проекта: Максимальный срок реализации проекта – один календарный год (2013 год).

  • 1 этап – подготовительный (январь-февраль 2013 года);
  • 2 этап – основной (практический) (февраль-ноябрь  2013 года);
  • 3 этап – заключительный (декабрь 2013 г.).

Задачи проекта по этапам:

Cроки Задачи
Задача 1  1 этап – 21-28 января 2013 г. Разработка Положения о конкурсе бизнес-проектов

Прием заявок и проектов

Создание банка бизнес-идей

Задача 2 1 этап – 29 января – 2 февраля 2013 г. Экспертная оценка конкурсных работ

Отбор лучших проектов на публичную защиту

Задача 3 1 этап – февраль 2013 г. Публичная защита бизнес-проектов

Определение победителей 1 этапа Конкурса

Награждение победителей 1 этапа целевыми Грантами

Задача 4 2 этап – февраль-ноябрь 2013 г. Реализация бизнес-проектов

Разработка проектов учащихся по теме бизнес-проекта: социокультурных, исследовательских, творческих и т.д.

Конкурс-выставка проектов учащихся

Промежуточный финансовый отчет по использованию средств Гранта

Задача 5 3 этап – декабрь 2013 г. Публичный отчет победителей конкурса

Итоговый финансовый отчет средств Гранта

Оценка хода и результатов реализации проекта.

Проведение внутренней экспертизы деятельности образовательного учреждения по реализации проекта.

Выход на новую проблематику.

Дорожная карта методического сопровождения реализации проекта:

Сроки Содержание деятельности Планируемый результат
Задача 1  1 этап – 21-28 января 2013 г. Методическая помощь в разработке проектов.

Организация самообразования по теме проекта.

Подбор литературы по теме проекта

Создание банка бизнес-идей

Разработка критериев и показателей отслеживания результативности проекта

 Повышение компетентности учителей агрошколы

Повышение экономической культуры педагогов агрошколы

Определение критериев и показателей эффективности проекта

Задача 2 1 этап – 29 января – 2 февраля 2013 г. Экспертная оценка конкурсных работ

Отбор лучших проектов на публичную защиту

Оценка проектной культуры конкурсантов
Задача 3 1 этап – февраль 2013 г. Экспертная оценка  бизнес-проектов на публичной защите

Определение победителей Конкурса

Оценка сформированности метапредметных умений конкурсантов
Задача 4 2 этап – март-ноябрь 2013 г. Методическое сопровождение реализации бизнес-проектов.

Разработка индивидуальных и групповых проектов учащихся

Конкурс-выставка проектов учащихся

Отслеживание развития метапредметных умений учащихся

Отслеживание результативности проекта

Индивидуальная методпомощь, коррекция

Внедрение эффективных деятельностьных и продуктивных технологий обучения

Организация совместной детско-взрослой деятельности

Связь учения с практикой

Развитие метапредметных умений учащихся

Повышение мотивации учащихся к общественно-полезной, исследовательской, опытно-экспериментальной  деятельности

Задача 5 3 этап – декабрь 2013 г. Публичный отчет победителей конкурса Выявление победителей конкурса

Оценка результативности проектов

Оценка деятельности школы по внедрению агротехнологического содержания в образовательный процесс.

Обобщение и презентация лучшего опыта по внедрению деятельностьных и продуктивных технологий

Прогноз негативных явлений, рисков:

Возможные риски Рекомендации по их устранению
1 Перегрузка учащихся Разработка четкого плана действий по реализации проекта, назначение ответственных, исполнителей, организация контроля за ходом реализации проекта
2 Загруженность учителей Организация совместной детско-взрослой деятельности, привлечение родителей в реализацию проекта
3 Превалирование меркантильных интересов над образовательными целями Организация воспитательной работы. Организация образовательной деятельности по теме проекта: исследовательской, интеллектуальной, творческой, проектной и.п.

Организация конкурса-выставки  проектов учащихся.

Поощрение лучших проектов

4 Нецелевое использование средств Гранта Периодичные финансовые отчеты использования средств Гранта.

Прозрачность использования средств Гранта – публикация на сайте школы.

Оценка эффективности, результативности проектных мероприятий оценивается системой целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритетные направления развития образования в селе Хаптагай.

Важнейшие целевые показатели следующие:

  1. Развитие основных практических компетенций школьников.
  2. Устойчивое развитие школы по основным показателям качества, доступности и эффективности образования.
  3. Повышение удовлетворенности населения процессами и результатами деятельности школы.
  4. Повышение обеспеченности школы материально-техническими, кадровыми, финансовыми, технологическими, информационными ресурсами.
  5. Демократизация и открытость управления образованием.

Индикаторы и показатели результативности проекта:

  • Наличие банка бизнес-идей
  • Наличие условий для реализации проекта
  • Участие родителей в проекте
  • Наличие прибыли от реализации бизнес-проектов

 Индикаторы и показатели результативности проекта по развитию компетенций учащихся:

  1. Сформированность операционных способов деятельности (в том числе агрокомпетенций).
  2. Соблюдение технологических этапов производства
  3. Уровень отношения к созидательной деятельности: качество работы (изделия), развитие навыков труда
  4. Уровень развития самостоятельности и творческого подхода (сам творил, с помощью учителя, обратился к родителю, обращался к литературе, использовал Интернет, использовал материалы опыта, использовал материалы экспедиции и др.)
  5. Уровень развития экономических компетенций, уровень развития предпринимательской активности учащихся
  6. Уровень развития метапредметных сатабыл
  7. Личные достижения школьника

Критерии и показатели сформированности метапредметных умений учащихся

Критерии Показатели
1 Формирование и развитие операционных способов деятельности Умения по подготовке грунта
Умения по подготовке семян  для посева
Умения по посеву семян и рассады
Умения ухода за растениями
Умения по уборке и сохранению урожая
2 Соблюдение технологии Умение соблюдать требования производственной технологии
Умение соблюдать правила техники безопасности
Умение соблюдать правила производственной санитарии и гигиены труда
3 Уровень отношения к созидательной деятельности Умение доводить начатое  до конца
Умение выполнять работу в срок
Умение организовывать и поддержать порядок на рабочем месте
Умение работать качественно
4 Развитие самостоятельности и творческого подхода Умение работать самостоятельно
Умение проявлять творчество
5 Формирование и развитие экономических компетенций Умение оперировать системой экономических показателей и видеть их взаимосвязь
Умение учитывать и контролировать свой труд
Умение сравнивать экономические показатели, т.е. сравнивать фактические данные с проектными, которые отражены в бизнес-плане
Умение работать с документацией, содержащей экономические показатели
Умение ценить время
Умение определять затраты рабочего времени на выполненную работу
Умение экономить и беречь материальные ценности
Умение использовать лучшие и эффективные приемы и методы труда
Умение трудиться производительно
6 Формирование и развитие метапредметных сатабыл Умение ставить цель
Умение планировать деятельность
Умение делать прогноз
Умение контролировать деятельность
Умение оценивать
Умение рефлексировать
Умение моделировать
Умение понимать прочитанное
Умение находить эффективные способы решения проблем и задач
Умение анализировать
Умение синтезировать
Умение сравнивать
Умение находить причинно-следственные связи
Умение логически рассуждать
Умение доказывать
Умение добывать информацию из разных источников
Умение передавать информацию с помощью разных средств
Умение вести диалог
Умение выступать
7 Личные достижения Школьника

Обобщение деятельности

 

Написал реферат
Подготовил выступление
Разработал проект
Выступил с докладом
Написал статью
Провел мастер-класс
Участвовал на НПК
Победил на конкурсах
Выиграл Грант
Получил номинацию
Повышение самооценки
Удовлетворенность от собственной деятельности
Самоопределение ученика

Индикаторы и показатели оценки эффективности управления проектом:

  • рост числа участников: учащихся, родителей и педагогов в конкурсе бизнес-проектов;
  • обеспечение безопасности участников во время  реализации проекта;
  • обеспечение доступности участия в проекте всех участников образовательного процесса;
  • повышение уровня квалификации педагогов (рост числа педагогов, прошедших курсовую подготовку по предпринимательству, экономике, менеджменту, направление учителей на соискательство, аспирантуру);
  • рост инвестиций в сферу образования (увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме, рост числа инвестиционных проектов). 

Индикаторы и показатели оценки эффективности производственной деятельности:

  • организация безопасных и оптимальных условий труда;
  • повышение производительности труда;
  • применение передовых технологий в производстве;
  • использование различных форм хозяйствования;
  • получение и эффективное использование прибыли. 

Индикаторы и показатели оценки эффективности опытно-экспериментальной работы:

  • охват инновационной работой большего числа педагогов, использование ими новых педагогических технологий, методик; повышение мастерства учителей;
  • разработка авторских учебных программ, методик, УМК, модулей, моделей образования;
  • повышение качества образования и его эффективности в результате существенных изменений в системе образования за счет опытно-экспериментальной работы;
  • создание предметных, межпредметных кафедр с целью распространения передового педагогического опыта;
  • появление у учащихся мотивации к учебе, прочных навыков самостоятельной работы, самоопределения в выборе их траекторий образования.

Предполагаемые результаты реализации проекта: 

Ближние результаты:

  • Появится умение подростков и старших школьников разрабатывать бизнес-проекты и претворять их в жизнь.
  • Повысится самооценка подростков.
  • Появится мотивация к учебной, общественно-полезной, трудовой деятельности.
  • Вырастет предпринимательская активность учащихся.
  • Появится умение применять знания на практике.
  • Будет создан банк бизнес-идей
  • Будет внедрена одна из форм выхода из классно-урочной системы обучения.
  • Будет создана инфраструктура сельскохозяйственного производства школы как базы для обучения и воспитания учащегося с целью развития его склонностей самостоятельно мыслить и действовать, предоставление возможностей для использования полученных теоретических знаний на практике.
  • Будут созданы условия для привлечения к образовательному процессу родителей, которые являются носителями лучших традиций, материальной и духовной культуры народа саха.
  • Плановое и рациональное ведение подсобного хозяйства, производственного участка, выгодная реализация продукции позволит решить многие финансовые вопросы, стоящие перед школой в обеспечении образовательного процесса.

Дальние результаты:

  • Формирование и развитие операционных умений (в том числе агротехнологических компетенций)
  • Рост предпринимательской активности учащихся через реализацию их бизнес-проектов
  • Раскрытие перед ними перспектив развития технологии современного производства.
  • Развитие творческой активности участников учебной и производственной деятельности.
  • Активизацию школьников в получении знаний о закономерностях развития природы, социума и общества.
  • Развитие и привитие заложенных природой потенциальных возможностей учащихся к практической, производственной, научно-исследовательской, и творческой деятельности.
  • Формирование учебных, общетрудовых и политехнических обобщенных умений.
  • Развитие и формирование у школьников агротехнологической культуры.
  • Содействие в выборе агротехнологических, политехнических, информационно-технологических, естественно-научных, медицинских, социально-экономических профессий.
  • Правильное самоопределение выпускников в жизни.
  • Благополучие будущих жителей села.
  • Создание единого социокультурного образовательного пространства.

Основные итоги  методического сопровождения реализации проекта: 

В 2009 г. Хаптагайская СОШ разработала программу «Агрошкола как условие развития универсальных функций деятельности и самоопределения учащихся», получила статус агрошколы на конкурсе РИП в ноябре 2009 г. Встала проблема построения содержания образования по агропрофилированному направлению и перевода этой темы в формат РЭПа. В 2010 г. на республиканском конкурсе культурно-образовательных инициатив в с. Чурапча школа защитила проект «Школьный СХПК как условие формирования агротехнологической компетентности» и получила статус РЭП.

В 2012 г. тема проекта была изменена «Школьный СХПК как условие формирования метапредметных компетентностей»

В новом проекте будут проверяться возможности перехода образования школы в режим стандартов второго поколения:

  1. От знаниевого подхода образования – к компетентностному, прагматичному подходу.
  2. От получения схоластического потока знаниевой информации – к знаниям, предопределяемым самоопределением детей.
  3. От фундаментальных знаний, обязательных для всех, – к личностно-ориентированному фундаментальному образованию по выбору каждого школьника.

В качестве методов и технологий обучения применяются развивающее обучение Эльконина-Давыдова, проектная деятельность, Сатабыл, модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, научно-исследовательская деятельность. Далее будет расширен поиск других  методик, приемлемых для развития личности ребенка как носителя культуры и ценностей народа саха. Предопределяющим в содержании является агротехнологическое направление, а также дуальное образование.

В марте 2013 г наша школа стала победителем республиканского конкурса инновационных проектов и награждена Грантом Президента Республики Саха (Якутия).

Для содействия развитию предпринимательской активности участников образовательного процесса школы (учащихся, родителей, учителей), создания условий для реализации системно-деятельностного подхода и внедрения агротехнологического содержания образования, в январе 2013 г. было разработано Положение школьного конкурса бизнес-проектов среди учащихся, родителей, педагогов МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» . 

Какие задачи решены на сегодняшний день:

  1. Разработано Положение конкурса бизнес-проектов. Определены критерии и показатели эффективности проекта.
    Определены критерии и показатели сформированности метапредметных умений учащихся агрошколы.
  1. Для желающих принять участие в конкурсе проведен семинар «Как составить бизнес-проект» — Терентьев Р.М. Приняли участие 21 педагог.
  1. На участие в конкурсе заявку подали 10 проектантов.
Название проекта Авторы
1 Выращивание зелени, овощей и цветов Учащиеся 2 класса, родители, классный руководитель Атласова С.В.
2 Мини-кинотеатр «Школа-фильм представляет» Учащиеся 6 класса, классный руководитель Егорова А.С.
3 Изготовление и реализация якутских сувениров Учащиеся 1 класса, родители, классный руководитель Федорова Е.С.
4 Выращивание и продажа комнатных растений Учащиеся 7 класса, родители, классный руководитель Самсонова М.Г.
5 Разведение кур-несушек в условиях агрошколы Терентьева Е.М., мастер-педагог, Лукина С.А., учитель химии и биологии
6 Разработка местного питательного грунта для рассады всех видов овощных и цветочных культур Терентьева Е.М., мастер-педагог, Лукина С.А., учитель химии и биологии
7 Пошив рабочих рукавиц и термоносков Учащиеся 8 класса, Кононова А.И., учитель технологии
8 Выращивание ранних сортов картофеля Учащиеся 8 класса, классный руководитель Слободчикова М.М.
9 Оказание услуг населению Учащиеся 9 класса, классный руководитель Зыков П.И.
10 Строительство изгороди Учащиеся 9 класса, классный руководитель Зыков П.И.
  1. На публичную защиту конкурса отобраны 7 бизнес-проектов. Определены победители 1 этапа конкурса:
  • Проект «Разработка местного питательного грунта для рассады всех видов овощных и цветочных культур». Авторы Терентьева Е.М., мастер-педагог; Лукина С.А., учитель биологии и химии – 3 место, Грант в размере 10 тысяч рублей
  • Проект «Изготовление и реализация якутских сувениров». Авторы классный коллектив 1 класса, родители, классный руководитель Федорова Е.С. – 3 место, Грант в размере 10 тысяч рублей
  • Проект «Выращивание зелени, овощей и цветов». Авторы классный коллектив 2 класса, родители, классный руководитель Атласова С.В. – 2 место, Грант в размере 20 тысяч рублей
  • Проект «Выращивание и продажа комнатных растений». Авторы классный коллектив 7 класса, родители, классный руководитель Самсонова М.Г. – 1 место, Грант в размере 20 тысяч рублей.
  1. Методическое сопровождение реализация бизнес-проектов.
  • В марте 2013 г. на базе Мельжехсинской СОШ организовано курсовое обучение 3 педагогов по программе «Методика обучения предпринимательству» АУ ДО «Бизнес школа» Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я);
  • Проведено 2 занятия ПДС «Учитель агрошколы»: «Технология «Сатабыл», «Мониторинг развития метапредметных умений учащихся агрошколы»
  • Приняли участие в работе улусной педплощадки, посвященной Году сельской школы (июнь): Проект «Изготовление и реализация якутских сувениров». Авторы классный коллектив 1 класса, родители, классный руководитель Федорова Е.С.; Проект «Выращивание зелени, овощей и цветов». Авторы классный коллектив 2 класса, родители, классный руководитель Атласова С.В.
  • Приняли участие в Республиканской педагогической ярмарке сельских школ. Проект занял 2 место в конкурсе агрошкол.
  1. Предварительные итоги реализации бизнес-проектов (на 1 июня 2013 г.):
Название проекта Реализовано продукции Прибыль
Проект «Разработка местного питательного грунта для рассады всех видов овощных и цветочных культур». 40 кг 2.800 рублей
Проект «Изготовление и реализация якутских сувениров». 90 штук 5.900 рублей
Проект «Выращивание зелени, овощей и цветов». Рассада – 885 штук

Зелень – 70 пучков

40.000 рублей
Проект «Выращивание и продажа комнатных растений». 60 штук 12.500 рублей
  1. Организована научно-экспериментальная, исследовательская работа учащихся.

Направления деятельности:

  • Экспериментальная сортоиспытательная площадка по овощеводству и картофелеводству;
  • Экспериментальная селекционная площадка по картофелеводству и овощеводству;
  • Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей по теме проекта.

Научный консультант: Охлопкова Полина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, зам. директора ГНУ ЯНИИСХ СО РАСХН.

Кураторы:

  • Гребцева Валентина Дмитриевна, кандидат сельскохозяйственных наук; научный сотрудник ЯНИИСХ;
  • Лукина Федора Алексеевна, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник ЯНИИСХ
  1. Организуется проектная деятельность (индивидуальная, групповая) учащихся по теме бизнес-проектов: разработка и реализация творческих и социокультурных проектов.
  1. Изменения в организации УВП школы: 1 раз в месяц проводится день Сатабыл. Учащиеся и педагоги школы презентуют свои проекты
  • в форме публичной защиты проектов;
  • выставки и показа результатов реализации проектов;
  • в форме мастер-классов;
  • в форме тьюторства
  1. Ведется мониторинг сформированности метапредметных умений учащихся агрошколы. По итогам оценки сформированности метапредметых умений лучший ученик школы Максимов Миша принял участие в 1-м республиканском конкурсе «Юный сельский труженик» и стал его победителем.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!