logo

Методические приемы, используемые на различных этапах урока информатики

Методические приемы, используемые на различных этапах урока информатики

Автор: Иванцова Марина Владимировна,
учитель информатики
МБОУ СОШ № 22 г. Костромы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«Фантастическая добавка»

Учитель дополняет реальную  ситуацию фантастикой. Например, учитель говорит: «Ребята, некоторое время назад я узнала, что на нашей планете приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи: номцяифраи, ифраианомтк, кптоьемюр. Давайте попробуем расшифровать, что здесь написано. (информация, информатика, компьютер). Давайте объясним инопланетянам, прибывшим с другой планеты, что это такое.

«Высказывания великих»

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

Кто владеет информацией, тот владеет миром
У. Черчилль

Хорошо информированный человек стоит двух
Французская пословица

Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника
Ноберт Вине

Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились
Роберт Киосаки

Информация — движущая сила развития общества. Не владеть компьютером — быть безграмотным

Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией
Б. Дизраэли

Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь
Билл Гейтс

«Проблемная ситуация»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например,

  1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, миллиметр, сантиметр
  2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна
  3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

«Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

«Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 

 «Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ. 

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, распределить устройства компьютера на устройства ввода и вывода информации. «Лишними» останутся несколько устройства хранения информации. Далее формулируем тему урока «Хранение информации»

«Домысливание»

Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим.  С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.

«Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллек­туальной разминки — два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление.

  1. Какое устройство лишнее? Монитор, мышь, сканер, микрофон, джойстик (монитор, т.к. это устройство вывода информации)
  2. Опишите одним словом. Монитор, колонки, наушники, принтер (устройства вывода информации)
  3. Укажите соответствие. Человек – записная книжка, компьютер — … (долговременная память)

 Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«Отсроченная отгадка»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Например, дома перед изучением темы «Кодирование информации» учащимся предлагается расшифровать код Шерлока Холмса «Пляшущие человечки»

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

«Линии сравнения»

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Например, сравнение отношений между понятиями

Линии сравнения тождество подчинение пересечение
Определение отношения
Схема
Пример

Этап первичной проверки понимания изученного

  «Своя опора»

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Замечательно,  если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

 «Работа в группах»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

 «Работа по дидактическим карточкам»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

  • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
  • 2 этап – по степени сложности ( * — легкое, ** — сложное)
  • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из  6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

«Решение ситуационных задач»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся  осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ. Например:

Какие заболевания,  могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?

Предположите,  какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.

Установите,  насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.

Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.

Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.

«Мини-исследование»

Провести исследование, сколько времени учащиеся класса проводят за компьютером. Данные представить в диаграмме (вид диаграммы выбрать самостоятельно). 

«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

Например,
Существенными будем называть свойства, перечисление которых позволяет без ошибки определить ______________________.
Все существенные ______________ объекта составляют содержание_________________ и входят в его ________________.

 «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, создание паспорта для понятия файл. 

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

 «Тест»

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

«Своя опора»

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

 «Кластер»

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

Кластер

«Плюс – минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти положительные и отрицательные стороны всемирной компьютеризации.

 ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ 

 «Опрос по цепочке»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

 «Три предложения»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями. 

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                     

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

 «Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие Знал Узнал Хочу узнать

«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» — знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать

«Продолжи фразу»

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

 «Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Так что же такое современный урок ?  Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, выбор, инициативность, уверенность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних учителей успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других учителей , наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.  Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «заниматься урокодательством», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Несомненно одно: урок должен быть одушевлен личностью учителя.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!