logo

Методическая разработка занятия в технике квиллинг с применением инновационных технологий

Методическая разработка занятия в технике квиллинг с применением инновационных технологий. «Алые гроздья рябины»

Автор: Баронова Любовь Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦТО г. Белгорода

I. Введение.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это работа с бумагой.  Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание объемных изделий объединено одним названием – бумагопластика. Сегодня в ее состав входит и квиллинг, и оригами, и паперкрафт.

Работа с бумагой, картоном имеет большое значение для всестороннего развития детей. Она способствует развитию умений и навыков культуры труда, а также физическому развитию: воспитывает у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно – мышечный аппарат ребенка (мелкая моторика рук). Оформляя свои работы, дети приобретают определенные эстетические вкусы, учатся понимать красоту.

Моделирование и конструирование из бумаги имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. На занятиях у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал дает большой простор для возможности проявить свою индивидуальность, воплотить любой замысел.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки, получившая широкое распространение в наше время, получила название «квиллинг».  Квиллинг открывает путь к творчеству, развивает фантазию, абстрактное мышление, художественные возможности.

Квиллинг представляет собой создание композиций из свернутых полос бумаги, приклеенных к основе или склеенных между собой. Тонкие полоски разноцветной бумаги скручивают в рулончики, которым потом дают немного развернуться. Свободный конец приклеивают к заготовке, которой потом можно придать любую необходимую форму (лепесток, «глаз», спираль, треугольник, полумесяц и т.д.). Поделки в технике «квиллинг» представляют собой композиции именно из таких заготовок, изготовление которых вполне доступно детям начальных классов.

Эмоциональный подъем, интерес к бумагопластики позволяет создать благоприятные условия для развития инициативы детей, смекалке, формирования привычки постоянно пополнять свои знания и умения, а, значит, занимать активную жизненную позицию.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Возможности современной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям, так как позволяют    представление  информации в графической форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.).

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры, внедряя в практику проведения занятий с использованием разнообразного иллюстративного материала, мультимедийные и интерактивные модели, которые  поднимают процесс восприятия информации на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших (показ картинок, беседа или просто рассказ).

В качестве одной из форм показа информации можно рассмотреть  мультимедийные презентации, которые имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение дают возможность педагогу выбирать не только удобный темп и форму подачи  материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания обучающихся в интересной форме.

Таким образом, педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность занятий, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что создание условий  для полноценного образовательного процесса обучающихся с применением инновационных технологий  является одной из основных задач учреждений дополнительного образования.

Главная цель разработки – создание условий для творческой реализации личности, настроенной на успех и развитие индивидуальности  посредством использования инновационных технологий на занятиях.

Задачи:

  1. Формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.
  2. Усилить  мотивацию познания окружающего мира  за счет мультимедийных презентаций, изобразительных средств и игровых ситуаций;
  3. Воспитывать индивидуальность и творчество;
  4. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных  отношений;
  5. Формировать культуру  познавательной деятельности.

Новизна методической разработки заключается в том, что в качестве информационного материала и объяснения  значимости проводимого мероприятия предлагается внедрение инновационных технологий, способствующие повышению эффективности восприятия и  помогающие решить  стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности.

II. Основная часть

Конспект занятия «Алые грозди рябины»

ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ознакомления с новым видом декоративно-прикладного искусства – квиллингом  через  коллективную работу.

Задачи:

обучающая:

способствовать формированию знаний о квиллинге;

— ознакомить учащихся с техникой выполнения основного элемента квиллинга – тугой ролл.

развивающая:

— развивать воображение, мышление, творческие возможности учащихся;

— навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

воспитывающая:

-воспитывать у учащихся аккуратность и собранность при выполнении работы, культуру труда, коммуникабельность, умение работать в коллективе,

любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип занятия: сообщение новых знаний, занятие — творчество.

Формы организации занятия: индивидуальная работа  и работа в группе.

Педагогическая технология: коллективная творческая деятельность.

Технологии обучения:

— личностно-ориентированная,

— игровая;

— здоровьесберегающая (музыкальная физкультурная минутка).

Методы обучения:

— рассказ,

— беседа,

— демонстрация,

— показ трудовых приемов,

— объяснение,

— самостоятельная работа,

— метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).

Приёмы работы с бумагой:

скручивание,

— склеивание.

Продолжительность занятия – 45 мин.:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Основная часть – 10 мин

2.1. Изучение нового материала – 5 мин

2.2. Физкультминутка – 3 мин.

2.3.  Практическая работа  — 18 мин.

  1. Рефлексия «Птицы» — 4 мин.
  2. Подведение итогов работы. Уборка рабочих мест – 3 мин.

Оборудование и инструменты:

для педагога: презентация, конверт с загадкой, образец изделия, картина, инструмент для квиллинга, линейку окружностей, пинцет, клей;

для учащихся: бумажные полоски шириной 5 мм, инструменты для квиллинга, клеенки, клей, ножницы, салфетки, инструкционные карты, конверты с птицами.

Словарная работа:

— бумагопластика,

— квиллинг,

— тугой ролл,

— линейка окружностей,

— пинцет.

Требования к знаниям и умениям обучающихся по итогам занятия:

Обучающие должны знать:

— понятия «квиллинг»,  «свободный ролл»

Обучающие должны уметь:

— выполнять основной элемент квиллинга – свободный ролл, используя инструмент для квиллинга, линейку окружностей и пинцет;

— соединять полученные роллы в веточку;

— аккуратно приклеивать веточку к картине, соблюдая композицию. 

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия:

Важное место при подготовке отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:

  • определение общей цели и конкретизация её в зависимости от различных этапов занятия;
  • подбор и организация дидактического материала, позволяющая выявлять индивидуальную избирательность обучающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
  • планирование разных форм организации познавательной деятельности (соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной работы);

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:

  • использование разных форм общения (монолога, диалога);
  • проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей;
  • использование содержания субъектного опыта (индивидуального опыта) всех участников занятия в диалоге “обучающийся-педагог”

Планирование результативности занятия предусматривает:

  • обсуждение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
  • анализ результата групповой и индивидуальной работы.

Рекомендации к проведению занятия:

  • использование педагогом разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта относительно изучаемой темы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка;
  • стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться; анализ работы каждого обучающегося, поддержка оригинальных решений;

в конце занятия – рефлексия (обсуждение того, что понравилось и почему, что хотелось сделать по-другому).

Приложение.

Ход занятия: 

  1. Организационная часть.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Баронова Любовь Анатольевна.

Проверка готовности рабочих мест.

Проверьте, ребята, чтоб на вашем рабочем месте были клей, клеенка, салфетка, пинцет, линейка окружностей и полоски бумаги.

  1. Основная часть.

Сегодня мне почтальон принес письмо. Оно пришло для вас от Деда Мороза. Давайте откроем его и узнаем, что там.

«Ребята, я очень переживаю за птиц зимой. А что бы понять, чем птицы питаются зимой, отгадайте загадку.

В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.»
Ответ:  Рябина  (слайд 1)

Рябина — небольшое дерево. Рябиновые листья — сложные, ажурные, осенью окрашиваются  разными красками. Да и само дерево стоит нарядное — на ветках висят грозди красных ягод. Рябина кормит прилетевших зимующих птиц. Одни съедают сочную мякоть, другие выбирают питательные семена. Так что, к середине зимы ягод уже не остаётся.

Ребята, а как вы думаете, какая тема нашего занятия? (слайд 2). 

  1. Изучение нового материала.

Сегодня, я вас познакомлю с техникой бумагопластики – квиллинг. Поднимите руки те, кто знаком с этой интересной техникой (ответы детей).

Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.(слайд 3)

Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но сегодня нам понадобится только  свободный ролл (слайд 4)

У меня есть картина, но я хочу, чтобы вы мне помогли сделать её более красивой и объемной. Каждый из вас сделает гроздь рябины, а затем мы объединим все ваши гроздья в единую картину.

Давайте рассмотрим  технологию изготовления грозди рябины. (слайд 5)

У вас у каждого на столах лежит инструкционная карта, в которой отражены этапы изготовления грозди. Для этого нам понадобится инструмент для квиллинга, полоски бумаги, линейка окружности  и клей.

Тренировочное упражнение: Чтобы сделать веточку рябины, возьмите инструмент для квиллинга и полоску бумаги. Вставьте кончик полоски в прорезь и крутите от себя до конца, придерживая, чтоб не распустилась. Снимите спираль с инструмента и положите в линейку окружностей на номер 10. Распустившийся ролл вытащите пинцетом и заклейте конец полоски. Получившиеся роллы нужно приклеить к веточке.  Вот что у вас должно получится (показывается образец).

Прежде, чем приступить к работе, проведем инструктаж по технике безопасности. Я вам показываю карточки, а вы мне отвечаете да или нет.

ДА НЕТ
1. С пинцетом нужно обращаться аккуратно.

2. Работать нужно на клеенке.

3. Ножницы нужно передавать сомкнутыми лезвиями к себе.

1. Излишки клея вытираем руками.

2. Можно работать неисправным инструментом.

3. Можно бросать ножницы на столе с открытыми лезвиями.

  1. Практическая работа.

Приступим к работе. Не забываем, что вам в помощь инструкционная карта. Если у вас возникают вопросы, вы поднимаете руку. Как только, каждый из вас справится, т.е. сделает гроздь,  идет к картине и приклеивает к понравившейся веточке.  Кто справится раньше, тот может помочь соседу.  Желаю успеха.

Самостоятельная работа учащихся.         

  1. Физкультминутка

Давайте проведем физкультурную минутку.(слайд 6) Нам поможет в этом ритмичная музыка. Внимательно меня слушайте и выполняйте упражнения вместе со мной. 

У реки росла рябина (из положения сидя постепенное выпрямление туловища, руки вперед- вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (поднять руки вверх и машем руками).

Эта рыба – рыбий царь (движение кистями рук).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Продолжение работы по изготовлению картины.         

  1. Рефлексия «Птицы». (слайд 7)

Чтобы птицам на картине не было скучно, сейчас к ним прилетят их друзья. Предлагаю вам с помощью птичек, которые лежат в конвертах на ваших столах, оценить отношение к занятию:

— очень понравилось – красногрудый снегирь;

— понравилось – синичка с желтой грудкой;

— было скучно – серенький воробышек.          

  1. Подведение итогов работы

— Вам нравится наша картина?

— А чем она вам понравилась?

А теперь подведем итог занятия.

— Что нового для себя вы узнали?

— Чему научились?

Мне, кажется, наше занятие получилось. Было приятно  работать с каждым из вас. Спасибо за занятие. До свидания!

  1. Уборка рабочих мест.

III.  Заключение

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого развития каждого ребенка. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом на занятиях. Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в сочетании с педагогическими методами существенно повышают эффективность занятий, помогают решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


ИК

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!