logo

Методическая разработка занятия «Путешествие в мир животных и растений»

Методическая разработка занятия «Путешествие в мир животных и растений»

Автор: Белкина Екатерина Владимировна,
педагог дополнительного образования
филиала МБУДО «ЦРТДиЮ» — ДДТ пос. Серебряный Бор,
г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Цель: изучение сравнительных особенностей животных и растений.
Задачи:
Обучающие:
– расширять представления о животных и растениях родного края;
– учить сравнивать особенности животных и растений;
Развивающие:
– развивать умение составлять цепи питания животных;
– развивать умение работать со сравнительной таблицей;
Воспитывающие:
– воспитывать бережное отношение к природе родного края, любовь к животным.

Методы  обучения: диалогический, репродуктивный, показательный.
Приёмы преподавания:беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, игра, ответы на вопросы.
Формы работы: коллективная.
Задание: во время занятия заработать большее количество жетонов.
Оборудование: мяч, карточки, жетоны.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет.
Возраст: 8-10 лет.

Ход занятия.

  1.  Водная часть.

Организационный момент – приветствие.

Педагог:
— Прошу всех занять места и отправится в мир экологических знаний.

  1. Основная часть.

Педагог:
– Здравствуйте, ребята. Я приготовила для вас загадки, отгадав их вы, узнаете цель и задачи нашей сегодняшней встречи.

Загадки:
В лесу петлял комочек меха,
Чем доводил зверей до смеха.
А ты возьми и угадай-ка,
Кто всех смешил? Конечно, … .
(Зайка)

В эту живность, как ни странно,
Гвоздь забить совсем легко,
Но она не деревянна,
И гарцует: «И-го-го!»
(Лошадь)

Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(Медведь)

Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
(Одуванчик)

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)

Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза)

Педагог:
– Как вы думаете, каким одним словом можно назвать медведя, зайку, лошадь? (Ответы детей), а одуванчик, подснежник и берёзу? (Ответы детей).

Педагог:
– Вы уже догадались, о чем сегодня мы будем беседовать? (Ответы детей). Молодцы! А если быть точными, будем сравнивать животных с растениями, чем они похожи и чем отличаются. Сегодня на занятие можете заработать жетоны, за каждый правильный ответ.

Игра: «Назови признаки»

Педагог:
– Как вы думаете, по каким общим признакам объединяют все растения в одну большую группу? (Ответы детей).

Педагог:
– Что общего между растениями и животными? (Ответы детей).

Педагог:
— Правильно, они питаются, дышат, размножаются.

Педагог:
— А в чем отличие? (Ответы детей).

Педагог:
— А знаете ли вы, как появились первые растения? (Ответы детей).

Педагог:
— Первые растения были одноклеточными организмами, которые возникли, когда сине-зеленые водоросли нашли убежище в больших клетках. В этих больших клетках уже были митохондрии, которые происходили от других бактерий. На «взгляд» клеток, давая прибежище бактериям, они получают массу преимуществ – митохондрии помогали им использовать кислород, а хлоропласты вырабатывали для них еду.

Эти прародители растений, очевидно, жили на поверхности морей и озер, как и теперь, существуют их многочисленные потомки – одноклеточные водоросли. Со временем одноклеточные растения развились в многоклеточные, когда их клетки после деления оставались вместе. Одни формировали из клеток шары, другие – пустые цилиндры, цепочки из клеток. Многие организмы с такими приспособлениями живут и до сих пор в виде водорослей. На протяжении миллионов лет единственной формой растительной жизни на Земле были водоросли. Как и теперь, они существовали практически только в воде, потому что на земле высыхали. Потом мелкие водоросли стали расти на берегах озер, у самой воды. Со временем у них развились наполовину водонепроницаемые оболочки и корнеподобные структуры, которые всасывали влагу из грунта.

Эти водоросли-пионеры дали начало мхам – примитивным растениям, также способным выжить лишь в сырых местах. Со временем появились более развитые растения, как папоротники, с листьями, покрытыми водонепроницаемой оболочкой. Они первыми развили корни и деревянистые стебли, что позволяло им расти вверх.

Педагог:
— А знаете ли вы, когда появились первые животные? (Ответы детей).

Педагог:
— Не все соглашаются с теорией эволюции, но, по мнению ее сторонников, животная жизнь (включая рыб, птиц и насекомых) появилась на Земле более 500 миллионов лет тому назад, после того, как остыла земная поверхность и образовались океаны. Большинство ученых полагают, что жизнь зародилась в океане. И лишь через 160 миллионов лет после этого она возникла и на суше.

Затем на сушу начали выползать странные, похожие на рыб создания. Поначалу их движения были очень неуклюжими, потому что у них не было ног. Вместо ног они были вынуждены в течение долгого времени пользоваться своими плавниками. И лишь много поколений спустя их плавники превратились в ноги.

Пока с ними происходили эти изменения, они по-прежнему откладывали в воде яйца, из которых вылупливалось молодое поколение. Эти создания, предки которых были похожи на рыб, постепенно научились ходить и превратились в земноводных (холоднокровных животных, которые часть своей жизни проводят на суше, появившись на свет из яиц, отложенных в воде).
Через какое-то время некоторые из земноводных перестали откладывать яйца в воде. Когда это произошло, земноводные превратились в пресмыкающихся (холоднокровных животных, которые размножаются, откладывая яйца на суше).

Пресмыкающиеся населяли землю более 100 миллионов лет, прежде чем у некоторых из них на теле появились перья, а передние конечности превратились в крылья. Через какое-то время они научились летать, и таким образом появились птицы.

Другие виды пресмыкающихся перестали откладывать яйца и превратились в животных, напоминающих млекопитающих, которые рожают своих детенышей. Кроме того, они стали теплокровными и затем развились до уровня настоящих млекопитающих.

Игра: «Земля, воздух, вода»

— Молодцы, а знаете ли вы, кто же такие автотрофы и гетеротрофы? (Ответы детей).

— Автотрофное (сами производят органические вещества)

— Гетеротрофное  (употребляют готовые органические вещества)

Физкультминутка
Винни-Пух летит на шаре,
Мы догоним его с вами.
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.

Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо десять раз».

Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам».

Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите все опять!

Педагог:
– А сейчас я приведу примеры, после которых вам предстоит выполнить задание, слушайте внимательно!

Пример 1.
В лесу растут осины, их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается следующая цепь питания: осина – заяц – волк.

Пример 2.
Лесные мыши питаются желудями дуба. Мыши являются добычей сов. Цепь питания получается следующая: дуб – лесная мышь – сова.

Таким образом, цепь питания начинается с растений – это первое звено, второе звено цепи – растительноядные животные, а третье звено – хищные животные.

Педагог:
– А сейчас, используя картинки, самостоятельно составьте цепи питания.

Игра «Угадай животное»

  1. Заключительная часть – Обсуждение.

Педагог:
– Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы детей);

– Что общего между животными и растениями, чем они отличаются? (Ответы детей).

– Какие звенья включает цепь питания? (Ответы детей).

– Как появились животные и растения?

Педагог:
– Подсчитываем жетоны и выявляем победителя.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!