logo

Методическая разработка учебного занятия «Интерьер здоровья»

Методическая разработка учебного занятия «Интерьер здоровья»

Автор: Бармина Анна Леонидовна,
методист, педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ г. Киселёвска

Пояснительная записка

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами собственным опытом успешной работы по организации проектно-исследовательской деятельности в УДОД. Мы живём в мире, который постоянно изменяется. Сегодня перед педагогами  стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, как создать на занятии такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Среди разнообразных направлений актуальных педагогических технологий, в процессе которых реализуются возможности саморазвития и самореализации личности обучающегося, хотелось бы уделить внимание проектно — исследовательской  деятельности, направленной на личностно-ориентированное обучение.

Ведущую роль  в данной деятельности   играют творческие методы обучения, в основе которых лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % — из того, что слышит, 50 % — из того, что слышит и видит, 90% — из того, что делает сам.

Творческие методы обучения относятся к активным методам обучения.  Наиболее актуальными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения (Приложение 1), где педагог теряет центральную роль, а становится организатором образовательного процесса.   Слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» — «взаимный, между» и «aktio» — действие.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX века (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-е гг.), а также «педагогики сотрудничества» (70-80-е гг.) — Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX века  там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в обучении.

Исследования, проведенные в 80-х гг.  национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название «пирамида обучения». Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение — 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы — 50%, практика через действие — 75%, обучение других, или немедленное применение — 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту «Пирамиду». Действительно, трудно точно измерить «усвоение материала». К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную «Пирамидой», могут проследить практически все педагоги.

Несмотря на свою спорность, «Пирамида» дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция, отраженная в «Пирамиде», верно показывает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, «целостного человека».

Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо.
Источниковой базой послужил как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения » представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий. В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода  — обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дискуссий. Эти нововведения можно использовать в нетрадиционных занятиях, которые способствуют улучшению знаний учащихся.

В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса,   исследуется интерактивные методы обучения потому что новые методы являются основой педагогической деятельности педагога.

Новизна работы заключается в   конкретизации теоретических положений  интерактивного обучения  с целью создания новых игровых форм проведения занятия,   практическую часть данной работы можно использовать в педагогической деятельности учителей школ,  педагогов дополнительного образования.

Интерактивные методы обученияэто методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение обучающегося в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик-группа учащихся» (работа в группах), «ученик-аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик-компьютер» и т.д.

При использовании   интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения «педагог – воспитанник»:

воспитанник определяет цель деятельности — педагог помогает ему в этом;

воспитанник открывает новые знания — педагог рекомендует источники знаний;

воспитанник выбирает – педагог содействует;

воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности.

Для сравнения традиционные пассивные методы:

— педагог учит — воспитанник учится;

— педагог думает – воспитанник воспроизводит;

— педагог говорит – воспитанник слушает;

— педагог выбирает — воспитанник принимает;

— педагог активен — воспитанник пассивен.

При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д.

Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов. Последние несколько лет, я как педагог успешно пользуюсь этим методом в своей практике.

Я знаю, что теоретические основы проектного метода вам известны, хочу лишь напомнить,  что  метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционного  в обучении  стандарта  знаний.

Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности учащихся, становится соучастником творческого процесса.

Проект — это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.

В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

А общую схему проекта можно представить следующим образом: «ЗАДУМАЛ – СПРОЕКТИРОВАЛОСУЩЕСТВИЛ».

Многие учебные занятия курсов по предпрофильной подготовке, которые я провожу с учащимися 8-9 классов, осуществляются по методу мини-проектов.

Результаты этой работы  видны. Все учащиеся имеют достаточное  представление об исследовательской проектной деятельности, её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе и Интернет-источниках  по интересующей теме, имеют  желание и возможность поделиться результатами своей  работы. А работы получаются очень интересными. Лучшие исследовательские проекты были представлены на конкурсах и конференциях различных уровней, где получили достойную оценку.

Разработка коллективного мини-проекта «Интерьер здоровья»

Тема:  «Экостиль в интерьере».

Это третье  занятие по разделу «Жизненное  пространство —  в  согласии  с природой» курса предпрофильной подготовки «Философия экостиля» для учащихся 8-9-х классов.

Форма проведения занятия: коллективный мини-проект, реализуемый в форме деловой игры.

Инновационные методики: метод «модерации» («moderator» – посредник, регулятор), позволяющий действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

Цель учебного занятия:  расширение кругозора и воспитание интереса у  учащихся к овладению проектной деятельностью и основам экодизайна.

Задачи:
— научить детей представлять свои творческие замыслы в виде рисунков,
эскизов, слогинов, работать с информационными источниками, технологической картой; обучить особенностям оформления проекта;

— формировать у  учащихся систему ценностных отношений к природе, дизайнерскому искусству, собственному здоровью;

— развивать художественный вкус,  творческое мышление, фантазию, навыки работы по созданию информационного буклета, эскиза интерьера; умения публичного выступления на аудиторию;

— воспитывать экологическую культуру, здоровый образ жизни, умение работать в коллективе.

Данное учебное занятие с применением интерактивных форм обучения  знакомит  учащихся с особенностями актуальной профессии 21 века – экодизайнер, дает представления о традициях и приемах создания удобного, экологически безопасного, эстетичного пространства, сведения о приемах организации здорового   быта, о современном стиле и декоре помещений.

Актуальность данных занятий по курсу предпрофильной подготовки «Философия экостиля» определяется   потребностями современного рынка труда, уровнем общественной жизни, так как  одним из наиболее перспективных направлений  в профессии дизайнера 21 века является стремление к  начальной экологичности и душевной гармонии с окружающим миром.

Практическая значимость обусловлена:

— необходимостью профессиональной мобильности выпускников и потребностями современного рынка профессий;

— существующими требованиями к минимуму предпрофессиональной подготовки учащихся школы. Будущим специалистам будет полезно познакомиться с принципами и средствами создания экологичного и безопасного интерьера современных квартир .

Оборудование: карточки с названиями отделов: научный, проектный, художественный, информационный, рекламный, технологические  карты, листы-заготовки для работы в отделах,  плакат для работы художественного отдела, сборник информационных материалов по отделам, компьютер, проектор, заготовки буклетов.  

Ход  проведения учебного занятия:

Представляю особенности организации, проектной деятельности на занятиях по предпрофильной подготовке курса «Философия экостиля». Одной из важных задач данной программы   является формирование экологической компетентности будущего дизайнера.   Приоритетным направлением  обучения является проектный характер освоения  современной культуры быта, необходимой в профессиональной подготовке будущего дизайнера.
В результате  проектной деятельности экодизайнер должен быть способен гармонично соединять творческий, художественный замысел и практическое воплощение, продукт его деятельности призван быть природосообразным, соответствовать экологическим критериям.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам совместно с учащимися предпрофильного курса, побыть начинающими, но успешными экодизайнерами на учебном занятии по образовательной программе  «Философия экостиля».

Цель деловой игры: осуществление коллективного исследования проблемы по определенному плану (с соблюдением всех этапов), в процессе которого обучающиеся овладевают практическими знаниями проектной деятельности в области экодизайна.

Профориентационная цель: развитие готовности школьников к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся.

Общие сведения об игре.  Итак, у нас образовалась дизайнерская  фирма «Здоровый дом». В игре осуществляется  деятельность нескольких отделов этой фирмы.     Игра моделирует установление трудовых отношений между   сотрудниками фирмы. 

Регламент игры. Игровое время организовано в виде нескольких циклов, между которыми делается пауза для проверки правильности выполнения заданий и их  наглядного оформления, анализа ситуации и подведения промежуточных итогов. Общее время на проведение игры 1ч 30мин. 

Планируемый результат. Выход продукта фирмы. Осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся   ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения; формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития.

Название мини-проекта: «Интерьер Здоровья».

В ходе игры педагог выступает в роли консультанта фирмы «Здоровый дом».Рассмотрим основные термины и этапы организации работы.

Должностные функции участников каждого отдела:

научный отдел – занимается выдвижением гипотез, цели и задач;

проектный – построением алгоритма работы;

художественный – представлением проблемы в виде схемы, продукта в виде эскиза;

информационный – сбором информации (подбором конкретных примеров по теме);

рекламный отдел  — индивидуальной работой по  оформлению и презентации идей (слогина проекта).

1 этап  — мозговой штурм.

Правила  проведения «мозгового штурма»:

  1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
  2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
  3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
  4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.

Педагог объявляет тему и цель занятия. Введение в проблематику вопроса экологии жилого пространства (предпосылки к началу активной деятельности).

Задача педагога вызвать интерес к конкретной теме.

Мы знаем  современные стили интерьера.

Вопрос дня. Почему одним из популярных интерьерных стилей является «Экостиль»?

Вступление.   Объявляется проблема и записывается на доске. Педагог объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит обучающихся предложить свои варианты формулировок;

Проблема. Современные составляющие интерьера квартир (бытовая техника, компьютеры, принтеры, синтетические материалы в оформлении мебели, отделочные материалы и т.д.) оказывают негативное воздействие на здоровье человека.

Генерация идей. Учащиеся в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе категорически  запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

Идеи:

  1. Быть здоровыми – модно!
  2. Живите  здоровыми, благодаря «зеленому» подходу к дизайну интерьера! (общий выбор).

Проводится инструктаж ответственных по  отделам фирмы.  Лидерам групп необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения по направлениям проектной деятельности, на это нужно нацелить обучающихся в начале занятия.

2 этап — проектирование конкретной деятельности.

Учащиеся работают в группах по отделам.

3 этап — обмен информацией, тренинг.

Учащиеся создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:

Алгоритм  проекта:

  1. Формулирование проблемы.
  2. Формулировка понятия.
  3. Алгоритм действия – постановка целей и задач (организация поиска сведений, связанных с разными сторонами данной проблемы – члены проектного отдела).
  4. Схема-формула (члены художественного отдела).
  5. Тренинг (члены информационного и рекламного отдела).

4 этап- защита и обсуждение результатов работы фирмы (презентация  буклетов, эскизов фирмы «Зеленый дом», подведение итогов).

На этом этапе происходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов. Рефлексия.

Вывод: применение интерактивных методов обучения позволило:

— создать условия для самостоятельной и творческой работы обучающихся;

— познакомиться с новыми специализированными понятиями  курса;

— развить умение школьников работать коллективно,  сотрудничая друг с другом,

— повысить их экологическую  компетентность,

— активизировать индивидуальную  деятельность каждого;

— заинтересовать   в участии в   конкурсах исследовательских проектов и не только муниципального, но и регионального, международного уровня.

Список использованной  и рекомендуемой  литературы

1.Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 315 с.
2.Жирова, М.В., Ю.С Инякина Социально – образовательный проект краеведческой направленности «Моя история»[Текст]/ М.В. Жирова, Ю.С. Инякина // Дополнительное образование. – 2002. — № 5.
3.Иофф, А. Помогите это сделать самому[Текст] / А. Иофф// Учитель года. 2002. — № 6.
4.Малышева, Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся  [Текст] Т.В. Малышева // Учитель в школе. — 2010. — N 4. — С. 14-16.
5.Мамирова, К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения [Текст]  / К.Н. Мамирова // География и экология в школе XXI века. — 2010. — № 7.
6.Пахомова, В.П. Алгоритм создания социального проекта[Текст] / В.П. Пахомова // Научно – методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2005. — № 3.
7.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]  / Н.Ю. Пахомова. — Москва: АРКТИ, 2005.
8.Сасова, И. Через проблему к практическому результату [Текст] / И. Сасова // Учитель. – 2009. — № 5.
9.Сиденко. А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. — № 6.
10.Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н. Суворова // Учитель. – 2000. — №1.
11.Субетто, А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы [Текст] /А.И. Субетто. – М., 2001.


Приложения

Приложение 1
Памятка для педагога «Перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов»

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.   Предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

  1. Творческие задания.
  2. Работа в малых группах.
  3. Обучающие игры.
    3.1. Ролевые.
    3.2. Деловые.
    3.3. Образовательные.
  4. Использование общественных ресурсов.
    4.1. Приглашение специалиста.
    4.2. Экскурсии.
  5. Социальные проекты.
    5.1. Соревнования.
    5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
  6. Разминки (различного рода).
  7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
    7.1. Интерактивная лекция.
    7.2. Ученик в роли учителя.
    7.3. Работа с наглядным пособием.
    7.4. Каждый учит каждого.
  8. Работа с документами (а также в ней).
    8.1. Составление документов.
    8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
  9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
    9.1. ПОПС – формула.
    9.2. Проектный метод.
    9.3 Шкала мнений.
    9.4. Дискуссия.
    9.5. Дебаты.
    9.6. Симпозиум.
  10. Разрешение проблем (а также).
    10.1. Мозговой штурм.
    10.2. Дерево решений.
    10.3. Переговоры и медиа

Приложение 2
Информационные материалы проектного отдела

Краткий словарь «проектных» терминов

Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Выход проекта – продукт проектной деятельности.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одной четверти и более.

Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Заказчик проекта – лихо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Индивидуальный проект— проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Идея (в переводе с древне греческого языка — видность, вид, форма, прообраз) проекта – мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя  проекта в ряде случаев недостаточна.

Координация проекта – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 занятий.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.

Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект:

реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости;

метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от  проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

Проектирование:

— процесс разработки проекта (значение 1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка  проекта и технологии; защита проекта;

— возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Проектные ситуации – различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.

Результаты проекта:

— выход проекта;

— портфолио проекта;

— педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер  ученика, формировании у него определённых ОУУН и др.

Рецензент – на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ  проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы.

Приложение 3
Путеводитель «Проект от А до Я»

Понятие проекта.

Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!

Учебный проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Алгоритм учебного проекта

Проблема проекта Почему это важно для меня лично? Актуальность проблемы — мотивация
Цель проекта Зачем мы это делаем? Целеполагание
Задачи проекта Что для этого мы делаем? Постановка задач
Методы и способы Как мы это можем делать? Выбор способов и методов
Результат Что получится как решение проблемы? Ожидаемый результат

Формы продукта  и презентации результатов проекта

Приложение 4
Технологическая карта «Создаем проект!»

 

Рис1
  1. Используй в работе разные информационные и литературные источники: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок, Интернет-ресурсы.
  1. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видеопроекторы, диктофоны (если это необходимо для достижения объективных результатов), фото  и ксерокопировальные аппараты.
Рис2
Рис3 3. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
4. Учитывай традиции и обычаи края и города, в котором ты живешь. Рис4
Рис5 5. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
6. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Рис6
7. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. Рис7
Рис8 8. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Пример продукта проекта «Эскиз экокомнаты»Рис9

Приложение 5
Технологическая карта  «Этапы мини -проекта»

  1. Исследовательский этап
  2. Технологический этап
  3. Заключительный этап
№ п/п  Тема  Примечание
1.  Проблема проекта «почему?»
2.  Цель проекта «зачем?»
3.  Задачи проекта
4.  Методы и способы
5.  Техника выполнения
6.

 

 

 

 Результат: «Что получилось?»
 — самое интересное было
 — мне понравилось
 — чему научилась
 — если бы я был экодизайнером, то…

 

Приложение 6
Технологическая карта «Инструкция по выполнению эскиза экоинтерьера»

  1. Почувствуйте себя настоящим дизайнером, изобразите эскиз комнаты на бумаге. Представьте, как будет выглядеть переставленная мебель. Все предметы изображаются в масштабе, в угловой или фронтальной перспективе.
  1. Возьмите белый лист формата А4, приготовьте карандаш и линейку. Нарисуйте прямоугольник, но не посередине листа, а чуть выше. Рисуйте в масштабе, например 1:30. Если имеется комната — 30*4*3м, стороны прямоугольника должны быть 9*8*4 см. Обозначьте углы нарисованного прямоугольника буквами АБВГ.
  1. Изобразите линию горизонта, она должна находиться на уровне глаз человека – где-то 160 см от пола. На бумаге отметьте 450 мм вверх от точек А и Г. Проведите горизонтальную линию через весь лист карандашом другого цвета.
  1. Переходите к перспективе. Точка «схода» для перспективы должна находиться на линии горизонта. Не определяйте её местоположение слишком далеко от центра комнаты, обозначьте точку, например, Т.
  1. Наметьте стены, потолок и пол. Проведите диагонали от углов прямоугольника АБВГ к точке «схода» Т. Назовите эти отрезки АД и ГЕ.
  1. Определите ещё одну точку схода. Она нужна для построения масштабной сетки наполу. Для этого, соедините по прямой точку Д и точку Г, полученную линию проведите до пересечения с «горизонтом».
  1. Разделите отрезок АГ на несколько частей. Ширинакомнаты – 3 м, значит, каждая часть будет равна 1 м. Разделите линию ДЕ на такие же равные части. Эти обозначения соедините с новой точкой «схода». У вас образовались точки пересечения, через которые нужно провести параллельные линии.
  1. Получившиеся клетки и есть масштаб. Каждая клетка равна одному квадратному метру, но только в отношении 1 к 30. Расположите в этом пространстве предметы мебели. Нарисуйте диванчик, кресла, стол, учитывайте фронтальную перспективу.

Приложение 7

Информационные материалы для художественного отдела

Понятийный аппарат начинающего экодизайнера

1. Экодизайн. Современный экодизайн в интерьере (от греческого слова «eikos» – дом, местообитание) – «экологический» стиль»,  интерьер, выполненный из натуральных материалов, дающий ощущение свежести и единения с природой. На сегодняшний день является одним из самых востребованных современных стилей.

Экодизайн – это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека. Смысл экодизайна заключается в самом названии – интерьер, выполненный в этом ключе, оптимально гармонирует с окружающей средой. Именно в «экологичном» помещении человек может почувствовать все преимущества натуральных материалов и действительно отдохнуть от душного города.

Экодизайн или натюрель выражается только за счет своей идеи, природного начала, естественности материалов, цветов, правильности форм.

2. Основные элементы экодизайна:

— основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;

— основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы;

— близость к природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света.

3. История экодизайна.

У этого стиля нет бурной истории развития, а также знаменитых памятников архитектуры. Стиль сложно назвать уникальным, за счет заимствования форм и методов у других стилей.

Обращение к «эко» так или иначе происходит, но это лишь смешения экодизайна с другими. Например, архитектор Алвар Аалто – «отец модернизма» проектировал дома с прорастающими сквозь крыши деревьями и обвивающими их вьюнами.

Об экодизайне заговорили в конце XX века, когда люди устали от проблем экологии и решили создать свой собственный «чистый» мир в квартире или доме. Этот дизайн интересен тем, что продиктован самой природой. Человек как часть мира и природы, не спешит отказываться от неё, стремится сохранить её, воспроизвести её на загородном участке или квартире, как в экодизайне.

Обращение к природе встречалось и раньше в других стилях. Оно выражалось в живописи, росписи, текстурах, архитектурных элементах и скульптурах. Наиболее ярко природная тематика отразилась в модерне. Но если модерн, опирается на элементы классические стилей, то экодизайн на современные, не брезгуя присутствием техники и электроники, уж никак не являющейся природной.

Также отчасти кантри является экодизайном, не считая его ухода от современности. «Прародителями» экодизайна считают скандинавских дизайнеров, давших основу в соединении естественности материала и новаторской формы, а также японских традиционалистов.

За счет своей положительной энергетики, способствованию расслаблению, уделению внимания здоровью и правильности жизни, экодизайн в интерьере быстро нашел себе поклонников и продолжает оставаться популярным в современных домах и квартирах.

Сегодня очень часто можно встретить смешение других стилей с экодизайном, другими словами эко стилизация интерьера.

4.Особенности экодизайна.

Создание экодизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо аксиомам, конечно кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Ваш характер, пристрастия, привычки, возраст и даже статус можно отразить в создаваемом интерьере, при этом его принадлежность к экодизайну будет неоспоримой.

Экодизайн в интерьере весьма популярен и широк в применении. Для обустройства подходит, как квартира, коттедж, так и чилаут в офисе (место для отдыха) и даже переговорная. Главный принцип экодизайна — это естественность во всем. Поэтому, никакого ДСП, пластика и хромированного металла в мебели и предметах декора.

Одно из наиболее весомых преимуществ экодизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий, Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке и меблировке. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен.

В экологическом стиле содержание определяет форму: все оформление состоит из натуральных материалов. Этот стиль предлагает нам оценить девственно чистую красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины. Не обязательно перегружать эти природные фактуры различными узорами, рельефами, яркими красками и оригинальными конструкциями. Пусть все будет просто и естественно.

Стены экодизайна: деревянные панели, пробковое покрытие, простые бумажные обои с едва заметным растительным узором, а лучше вообще без рисунка, либо обои из натуральных растительных материалов, можно добавить керамическую плитку (однотонную, либо также с растительным рисунком), отделочный камень, использовать белую штукатурку.

Потолок экодизайна: деревянные панели, либо сочетание деревянных балок со светлым потолком (натяжным, либо побеленным) – отличное решения для интерьера  экодизайна.

Пол экодизайна: в эко стиле выкладывают из камня или терракотовой плитки натурального оттенка. Не менее востребован в эко стиле деревянный паркет, причем как из европейских пород, так и экзотики, бамбука или пробки. Дополнительным приемом может стать совмещение дерева темных и светлых пород.

Мебель экодизайна: из натурального дерева, лучше массива. Столики и табуретки из спилов и цельного ствола дерева и столешницы из природного камня или мрамора. Резьбы не должно быть много, всё же интерьер современный, а значит, форма прямолинейна, фигуры просты. Облегчит массив, мебель из ротанга. Стоит упомянуть, что мебель в экодизайне недешевая. Помимо того, что мебель из натурального дерева стоит на порядок дороже, чем её искусственные собратья, так еще в эко стиле большее предпочтение отдается мебели из массива (цельного дерева без соединений). С этим придется только смириться, если только на смену салонов с подобной мебелью вы не найдете «частного плотники», что крайне тяжело. Более дешевой альтернативой может стать мебель в скандинавском стиле.

Ткани экодизайна никогда не относились к разряду «богатых», традиционно они символизировали простонародный сельский быт. Сегодня же шторы из рогожки и циновки считаются верхом изысканности. Приверженцы экологического стиля уверяют, что натуральные некрашеные ткани даже энергетику имеют другую. Выбирайте для штор и тканевой отделки вещи из льна, ситца, холста, рогожки, из грубой шерсти. В художественных салонах по очень доступной цене продается серый неотбеленный холст. Это очень эффектная ткань для оформления экологического интерьера. Из нее вы можете сделать шторы, скатерти, обивку для мебели. Кроме того, есть смысл присмотреть плетеные жалюзи-циновки: они подойдут как для оформления окон, так и просто в качестве настенных ковриков или разделительных ширм.

Предметы декора в экодизайне : вазы из стекла (чаще зеленого) или глины, живые цветы, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, простой текстиль из льна или хлопка, декоративные фонтанчики, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки. На кухне в экодизайне особый уют придают пучки сушеной травы и связки лука. Каждый предмет в интерьере экодизайне должен поддерживать ощущение природного прикосновения, будь то картина или композиция из сухоцветов.

Посуда в экодизайне должна быть простой и однотонной мягких цветов. Сложные рисунки не допускаются, лучше всего подойдет узор в этническом стиле. Лучим материалом будет керамика или цветное стекло. Хороши будут деревянные принадлежности, а также хлопковые салфетки.

Приложение 8
Памятка «Азбука создания дизайн-проекта»

Дизайн-проект интерьера — это профессиональное, творческое действие по созданию функционального и гармоничного пространства дома, офиса, коттеджа, производственного помещения.

Любой из объектов проектирования будет ли это загородный дом, квартира или офис, это сначала всегда некая идея, которая родилась в воображении.

Но для того, чтобы притворить идею в жизнь — построить дом или реконструировать квартиру необходимо подготовить комплексный проект (дизайн-проект), который в полной мере отразит, как эстетические пожелания, так и технические требования, предъявляемые к современной квартире или офису.

Существует несколько этапов в составлении такого комплексного проекта:

  1. Составление задания на проектирование. Этот этап требует внимательной и вдумчивой работы Заказчика совместно с архитектором или дизайнером по составлению описания требований со стороны Заказчика к будущему объекту.  Это описание или иначе «Задание на проектирование» является основой для дальнейшей работы архитектора над проектом квартиры или офиса.
  2. Предпроектное предложение (выполняется бесплатно). Предварительный план перепланировки. Эскиз одной комнаты (по выбору).
  3. Снятие замеров существующей конфигурации стен
    Зонирование. Разработка планировочных схем.
  4. Разработка эскизов комнаты.

На этой стадии согласуются все принципиальные решения, связанные с планировкой и зонированием квартиры (офиса), выполняется примерная расстановка мебели, исполняются перспективные наброски (зарисовки), позволяющие более наглядно представить внутреннее пространство проектируемого объекта.

После утверждения эскизов переход к следующему этапу:

  1. Исполнение рабочего проекта. Рабочий проект это комплект чертежей, который необходим строителям и отделочникам для исполнения проекта в натуре.

В этот проект входят:

а) развертки стен;

б) план полов с раскладкой паркетов и керамической плитки;

в) планы потолков и плафонов;

г) фрагменты архитектурных композиций в интерьере (порталы, арки, сложные дверные и оконные заполнения, карнизы и стеновые панели);

д) отдельные детали и узлы интерьера;

е) ведомость дверных и оконных заполнений;

ж) ведомость применяемых отделочных материалов;

з) колерные бланки для окраски стен и плафонов;

и) план электрики;

к) принципиальная схема водоснабжения и канализации;

л) принципиальная схема кондиционирования и вентиляции. Рабочий проект позволяет наглядно представить весь комплекс предполагаемых работ, позволяет грамотно и точно составить смету на весь комплекс работ.

Приложение 9
Технологическая карта  «Цветовой круг»

Рис10Цветовой круг  — это способ представления непрерывности цветовых переходов  Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета. Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели.

 

 

 

 

 

***
Цвет в интерьере
. Выделяют следующие группы цветов:

— стимулирующие цвета (теплые): спектр от красного до желтого;

— дезинтегрирующие цвета (холодные): спектр от фиолетового до сине-зеленого;

— статичные цвета (уравновешивающие): спектр зеленый, желто-зеленый, оливковый;

— пастельные цвета (мягкие) малонасыщенные: салатовый, серо-голубой, лиловый;

— подавляющие цвета (угнетающие): черный.

Теплые и холодные цвета противоположны по своему воздействию. Теплые повышают давление, мускульное напряжение, учащают пульс, дыхание, увеличивают скорость движения, вызывают беспокойство. Холодные цвета понижают давление, уменьшают частоту дыхания, снимают напряжение, при длительном воздействии вызывают печаль, усталость, утомление. Статичные цвета уравновешивают, способствуют релаксации, благоприятствуют концентрации внимания. Пастельные тона ассоциируются с нежностью, сдержанностью, скромностью. Насыщенный черный вызывает тоску, страх, угрюмость.

Правильно используя цвет в интерьере, можно создать благоприятные условия для работы и отдыха. Желтый цвет активирует левое полушарие, способствует логическому мышлению, стимулирует общение, создает ощущение тепла, субъективно приближает предметы, уменьшает их вес, ускоряет время, ассоциируется с вкусовыми ощущениями. Фиолетовый активирует правое полушарие, обостряет обоняние, пробуждает интуитивное мышление. Сиреневый способствует эстетическому восприятию мира.  Зеленый цвет хорошо действует на зрение, способствует концентрации внимания. Красный цвет снижает депрессию, повышает сексуальность, активирует осязание, дает ощущение полноты жизни и укрепляет волю, повышает аппетит. Синий и голубой удаляют предметы, снижают ощущение времени, успокаивают, но могут вызвать печаль.

В современном дизайне помещения все больше внимания уделяется нейтральным пастельным тонам. На нейтральном фоне лучше смотрятся любые предметы интерьера. Насыщенный цветовой фон стирает границы между объектами восприятия и поверхностями, они теряют выразительность.

Приложение 10
Понятие о фитодизайне

Рис11Подобрать комнатные культуры таким образом, чтобы обеспечить максимальный эстетический и экологический эффект, учитывая при этом потребности самого растения, — это особое искусство. И называется оно — фитодизайн. 

«Фито», значит, растение, «дизайн» — проект, устройство или оформление. Соединенные вместе, эти понятия означают разработку проекта и оформление жизненного пространства человека при помощи растений.«Зелёный дизайн»– последнее слово в мировой моде. Чистая экология это не просто полезно, но еще и модно. В связи с тем дизайн комнатными растениями становится все более популярным.

Дизайнеры давно подметили, что комнатные цветы обладают удивительной способностью преображать пространство помещений — делать его как будто бы светлее, шире, радостнее. Сейчас каждый уважающий себя дизайнер знаком, хотя бы поверхностно, с основами фитодизайна, поскольку трудно переоценить значение этого направления в оформлении интерьеров.

Не менее важны для фитодизайнера знания о том, какие условия содержания необходимы каждому растению, поскольку «кадка с фикусом» — это вам не комод, который можно поставить куда угодно, исходя лишь из соображений красоты и удобства.

Метод экологического фитодизайна принципиально отличается от действия современных техническихРис12 средств очистки воздуха помещений экологической безопасностью и пригодностью в условиях любого интерьера.

Растения, как известно, в силу своих жизненных процессов, как раз обогащают атмосферу кислородом, при этом многие из них способны поглощать без ущерба для себя опасные для нас соединения. Сейчас,   формируется новое направление — экологический фитодизайн, основывающийся на тех свойствах комнатных растений, что позволяют улучшать состояние среды, непосредственно нас окружающей. В основе новой технологии лежит использование для оформления помещений в первую очередь растений с выраженными фитонцидными и газопоглотительными свойствами. Лично я надеюсь, что будущее  именно за такими технологиями.

Аквадизайн (от английского слова «design») — это художественное проектирование аквариумов и их предметной среды.

Дизайн аквариума включает в себя:

внешний дизайн — позволяет гармонично вписать аквариум в интерьер помещения, с учетом особенностей конструкций здания;

внутренний дизайн — оформление предметной среды аквариума.

Аквариумные декорации позволяют существенно украсить аквариум, но главная составляющая внутреннего дизайна — процветающая биосистема в условиях биодизайна.

Единой классификации для аквариумного дизайна нет, но существуют направления в оформлении аквариумов:

— декоративный аквариум (самое распространённое направление. В направлении нет четкой установки на подбор растений и животных аквариума. Единственное условие: примерно близкие условия содержания и сопоставимые размеры);

— биотопные аквариумы, имитирующие какие-нибудь природные биотопы.

— «Голландский» (Это подводный сад. Растения засаживаются так плотно, что при взгляде сверху видны только их верхушки. Главные критерии подбора рыб в таком аквариуме — не испортить вид и не причинить вред растениям);

— «Псевдоморе», имитирующее морское дно (в оформлении аквариума используется коралловая крошка, искусственные кораллы и морские раковины. Заселяется аквариум яркими рыбками. Подсветка синего цвета, чтобы сымитировать морской подводный ландшафт и пейзаж);

— аквариум — «авангард» (необычная подсветка, цветной грунт, затейливые современные аксессуары, все то, чего нет в природе. При этом следует учитывать, чтобы все нововведения не создавали неудобств для жителей аквариума);.

— сюжетный аквариум (в аквариумах этого направления важна сюжетная линия: затонувшие сокровища, корабли, подводный грот, пиратские клады, замки и пагоды);

— аквариум с крупной рыбой (крупная рыба требует большой объём воды, минимум декораций и растений);

— аквариум-эксклюзив (оформляются такие аквариумы индивидуально, в единичном экземпляре в зависимости от идей аквариумистов-дизайнеров);

— морской аквариум;

— «Риф» и «Аквариум с морскими рыбками» (различие между ними только в подборе рыб и других гидробионтов);

акваскейп (направление в аквадизайне, подразумевающее создание продуманных до мелочей пейзажей, включающих растения, камни, коряги и элементы декора. Различают несколько основных типов акваскейпов).

Особенности экостиля в интерьере квартиры.

История интерьерной моды стара и уходит корнями в глубины седой древности.

Немного истории развития интерьерных решений.

Пожалуй, еще первобытный человек, приспосабливая найденную пещеру, старался сделать ее уютной. С тех давних пор многое поменялось, человеческая цивилизация прошла много ступеней развития, сменила большое количество эпох, для каждой из которых характерны свои модные тенденции в интерьерных решениях.

На смену угрюмым средневековым замкам с присущим им минимализмом пришли роскошные дворцы эпохи Возрождения.

Интерьерные решения Возрождения подарили миру новую модную тенденцию выраженную классицизмом, барокко с вычурным витиеватым орнаментом и не менее роскошным рококо.

Дизайн интерьера сегодня.

Сегодня сложно говорить о каких-либо интерьерных предпочтениях. Мир стилей разнообразен и многогранен.

Современный хай-тек отлично сочетается с элементами классики.

Особенности интерьера в экостиле.

Но одним из наиболее уникальных интерьерных решений, который с каждым годом приобретает все большую популярность, является экостиль.

Выполнить интерьер в экостиле — задание не сложное, но достаточно затратное.

Однако полученный результат превосходит все ожидания. Отличительной особенностью экостиля является использование в интерьере только природных натуральных материалов, мягкие, не броские тона в оформлении стен и текстиле.

Следует отметить, что в экостиле можно оформить интерьер любой комнаты, независимо от ее предназначения.

Оформляя стены комнат в экостиле, следует остановиться на бежевых и белых тоннах. Для пола выбирают хорошую паркетную доску, изготовленную из натуральных материалов.

Выбор мебели в экостиле.

Особенно тщательно следует отнестись к выбору мебели.

В данном случае придется отказаться от широко распространенных вариантов мебели из ДСП, как бы хорошо они не были выполнены, и отдать предпочтение натуральному дубу или березе.

Хорошо в современном доме будет смотреться мебель, сплетенная из лозы – она не только красива, эксклюзивна, но и экологически чистая.

Разбавят это царство дерева эксклюзивные стеклянные предметы мебели и декора. Например, замечательным решением в интерьере, выполненном в экостиле, станет небольшой стеклянный журнальный столик, стеклянные фигурки и т.д. Законченный вид интерьеру помещения придаст правильно подобранный текстиль. Для экостиля выбирают шторы изо льна или других натуральных тканей.

Интерьер кухни в экостиле.

Для кухни, оформленной в экостиле, следует с особенной тщательностью подойти к выбору посуды. Так как главным условием является экологичность и натуральность — посуда должна быть керамической, деревянной или стеклянной. Завершат оформление интерьера и добавят тепла и уюта искусно оформленные живые уголки разнообразных комнатных растений.

Эскизы интерьера в экостиле

  1. Гостинная
    Рис13
  2. Кухня

    Рис14 Рис15
  3. Спальня
    Рис16

Приложение 11
Информационные материалы для информационного отдела

Классификация  стилей эконинтерьера.

— английский;

— африканский;

— викторианский;

— голландский;

— египетский;

— индийский;

— Кантри;

— колониальный;

— марокканский;

— скандинавский;

— средиземноморский;

— французский;

— Шале;

— японский.

Советы эколога по использованию отелочных материалов в дизайне интерьера.

Паркет и паркетная доска.

Дерево – это экологически чистый материал, лучше него ничего нет.

Но! Все дело можно испортить лакированием. Дешевые синтетические лаки выделяют ароматические углеводороды. Специалисты обнаруживали в таких лаках толуол и ксилол, которые используются в качестве растворителей. Эти вещества могут раздражать слизистую оболочку глаз, вызывать заболевания кожи, а при постоянном воздействии грозят серьезными нарушениями нервной системы. Клей, которым соединяют доски, может выделять толуол и ацетон — а это токсичные вещества.

Что делать: Не покупайте дешевые синтетические лаки. Внимательно читайте этикетку — из чего лак сделан. Если уж нашли деньги на паркет — не портите его плохим покрытием.

Керамическая плитка.

Также практически идеальная, с экологической точки зрения, отделка.

Плитка сделана из натуральных материалов и обычно не выделяет никаких вредных веществ.

Но! Клей, с помощью которого крепят плитку, может содержать фенол и толуол.

Что делать: Взгляните на состав клея и не используйте вредный.

ВНИМАНИЕ! Опасные примеси в составе товара.

Видите  эти названия — подумайте о вашем  здоровье:

 • Толуол, ксилол, ацетон (растворители) — токсичные вещества, могут раздражать слизистую оболочку глаз, кожу.
• Формальдегид, фенолформальдегид — канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.
• Фенол — токсичен. Пары раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных органов, кожу.
• Бензол — в больших дозах вызывает тошноту и головокружение, при длительном воздействии может стать причиной заболеваний крови.
• Диоксины — очень опасные вещества, способны накапливаться в организме, подавлять иммунитет и провоцировать развитие онкологических заболеваний.  

Бумажные обои.

Между обоями и стеной должен быть слой воздуха, — поясняют специалисты «Экостандарта».

Этому условию в полной мере соответствуют именно бумажные обои  — самые дешевые. Они пропускают воздух. А также новомодные, но дорогие «экообои»  — из джута, бамбука, холста и т. п.

Опасные для здоровья отделочные материалы.

По данным экологов, воздух в наших квартирах в 6–8 раз грязнее, чем на улице. Одна из причин — неэкологичная отделка. Какие же материалы лучше в комнаты не пускать?

  1. Ламинат.

Это покрытие крайне популярно, поскольку достаточно экономично. А вот экологичным его назвать сложно. Состав его не сильно отличается от давно «заклейменных» ДВП (древесно-волокнистая плита) и ДСП (древесно-стружечная плита) — во всех этих материалах обычно используется формальдегид. Вопрос  — в каких количествах?

Что делать: Обращайте внимание на то, для каких помещений предназначен конкретный вид ламината (смотрите этикетку или попросите у продавца инструкцию).

В любом случае это не лучший вариант для детской.

  1. Линолеум.

Теоретически существует такая вещь, как натуральный линолеум, но вы его вряд ли найдете в продаже — обычно он используется в медицинских учреждениях.

Место же большинства видов синтетического линолеума, по мнению экологов, — на лоджии и в подсобных помещениях. Недорогой линолеум, особенно новый или когда нагреется под прямыми солнечными лучами, выделяет целую гамму разных органических веществ, входящих в его состав.   Вспомните, как пахнет линолеум в магазине! Дорогой импортный линолеум не такой вонючий. Но по стоимости приближается к паркету, и уж лучше купить паркет.

Что делать: Если вы все-таки остановили выбор на линолеуме, не покупайте дешевый. Особенно если на этикетке написано: «Только для производственных помещений» (на рынке такой продать могут). Линолеумный пол надо мыть не реже 2-3 раз в неделю, чтобы на нем не скапливался электрический заряд.

  1. Ковролин.

Чисто по химическому составу он не опасен. Но экологичным не считается. Поскольку если вы аллергик или астматик, будут большие проблемы! А еще ковролин отлично впитывает запахи, поэтому его лучше не использовать в комнате, где курят.

Что делать: Запастись моющим пылесосом. Этот агрегат избавит и от пыли, и от запаха. Но если вы склонны к аллергии, лучше ковролином не обзаводиться.

  1. Виниловые обои.

Если обои не дышат, то есть воздух не пропускают, то между ними и стеной может образоваться плесень. С виниловыми обоями, бывает, так и случается. Поэтому, по мнению экологов, винил больше подходит для прихожей и кухни.

Что делать: В детской и спальне лучше поклеить бумажные или бамбуковые обои.

50% отделочных материалов, предлагаемых сейчас на рынках, не пройдут элементарной экологической экспертизы и могут считаться не безопасными для здоровья.

(По данным компании «Экостандарт»).

  1. Пластиковые панели.

Если вы обошьете пластиковыми панелями туалет или ванную — ничего страшного, — поясняют эксперты «Экостандарта». А вот у плиты, где высокая температура, этот материал при нагревании начинает выделять диоксины.

То же, кстати, касается пластиковых окон. В обычных условиях они совершенно экологичны. Но при пожаре плавятся — опасны для органов дыхания, могут вызвать острое отравление угарными газами,  проблемы с печенью, почками.

  1. Краски.

Именно краска считается самым неэкологичным материалом. Конечно, не любая.

Некачественные краски могут вызывать аллергию, — объясняют экологи. В тяжелых случаях — проблемы с печенью, почками, нервной системой.

Что делать: Экологи советуют покупать краски известных брэндов  — они соответствуют международным стандартам. И лучше — в сетевых магазинах, где меньше шансов приобрести подделку.

Безопасные краски. Краски на водной основе (водоэмульсионка), как правило, безопасны — они растворителей не содержат.

Приложение 12
Символика экологичных отделочных материалов

1). Степень экологичности отделочных материалов обозначается на упаковке Е1, Е2, Е3. Это класс эмиссии вредных веществ.

Е 1 — материал идеальный, подходит даже для детских комнат;

Е 2 — пригоден для прихожей, кухни, санузла. Для спальни и гостиной лучше не брать;

Е 3 — материал для отделки производственных помещений. Для квартиры не подходит.

2). Обязательно спросите гигиенический сертификат. В сертификате всегда указывается, какие вредные вещества выделяются из покупаемой краски или, например, стеновой панели. Если этих веществ набирается 5-10, задумайтесь — а может, все-таки покупать не стоит?

3). На многих отделочных материалах есть специальные значки, обозначающие экологическую чистоту. Например, «Грюнепункт» (на импортных материалах), Ecomaterial (на отечественных материалах) и другие.

Источники химических загрязнений в доме.

Источниками химического – самого опасного – загрязнения могут стать: штукатурка, ковролин, бетон, клеи, ЛКМ, утеплители.

В них могут содержаться такие вещества, как свинец, формальдегид, толуол, фенол, аммиак, ксилол, силикатная и цементная пыль.

Результат — пониженный иммунитет, заболевания внутренних органов, органов дыхания и ЦНС. Конечно, на современных материалах часто имеется пометка «экологически безопасно» — но это лишь показатель того, что концентрация вредных примесей не превышает норму. Так что по возможности не живите в квартире во время ремонта, затем, в течение 3-6 месяцев после его окончания нужно регулярно проветривать помещения.

Причиной аллергических заболеваний становятся микроорганизмы (грибки, сапрофиты, плесень). Они, как известно, любят влагу и тепло, и активно в таких условиях размножаются. Отметим, что отравление плесневыми грибами ведет к весьма серьезным последствиям, так что контролируйте соблюдение технологий изоляции и утепления конструкций, позаботьтесь о системе вентиляции.

Приложение 13
Перечень экологичных отделочных материалов

Камень. Для обычных покупателей он – символ прочности и долговечности, престижа и комфорта.

Гранит. Благодаря высоким механическим показателям и эксплуатационным свойствам получил название «вечного» камня. Он широко применяется как в наружной отделке, так и в интерьере. Известно, что граниты относятся к классу изверженных пород, образованных в результате излияния магмы. В них присутствует некоторое количество радиоизотопов, как и во всем, что добывается из недр Земли. Изотопы есть и в бетоне, и в водопроводной воде, и даже в ряде искусственных покрытий, созданных на базе изверженных минералов. При этом породы осадочного происхождения: мраморы, известняки, песчаники, глинистые сланцы, кварциты – могут быть исключены из рассмотрения в контексте радиоактивности, поскольку там изотопам взяться неоткуда. Опасность для организма представляет изотоп радия, преобразующийся в газ радон. Именно радон при попадании в легкие начинает бомбардировать легочную ткань альфа-частицами, что неблагоприятно сказывается на здоровье. Правда, можно вспомнить про целебный эффект радоновых ванн и понять, что дело не столько в факте, сколько в количестве. Именно от количества зависит, будет ли материал «радиоактивным» или «радиационно опасным».Количество выделяемого радона из гранитной облицовки настолько мало (в частности, в 13 500 раз меньше, чем из водопроводной воды), что не может влиять на общий радиофон жилища. Вспомним также, что долгожители гор, проводящие всю жизнь в двойном радиационном окружении (горные породы и жесткий ультрафиолет) живут до ста лет и больше. В России действуют «Нормы радиационной безопасности населения», согласно которым все стройматериалы (а значит, и материалы из природного камня) делятся на три класса радиобезопасности. И если 1-й класс – «годен без ограничений», то 3-й класс звучит устрашающе – «для мощения дорог вне населенных пунктов». По существующим правилам, бетоны, сухие смеси и керамическая плитка проверяются выборочно, а граниты – всегда. При этом каждая коммерческая партия обязана иметь сертификат радиобезопасности. Большинство проверяемых гранитов отвечают требованиям, предъявляемым к первой категории по российскому стандарту, то есть годны для отделки жилых интерьеров и абсолютно безопасны для нашего здоровья.

Керамогранит. Новый строительный материал, изготовленный из высококачественного натурального сырья. Его основные составляющие: огнеупорная глина, каолин (глина, обогащенная минералом каолинит), полевой шпат, пигмент на основе оксидов металлов (марганца, железа, хрома, кобальта) для придания окраски керамическому граниту.

Керамогранит можно с полным основанием считать экологически чистым материалом, поскольку он не выделяет никаких вредных веществ, бактериостатичен, а главное лишен радиоактивности, поэтому очень хорош для внутренней отделки жилых и рабочих помещений.

Натуральный линолеум. Многим линолеум известен исключительно как синтетическое покрытие из ПВХ, а ведь предшественником его было так называемое промасленное полотно. В процессе изготовления на ткань наносили горячую смесь льняного масла, пчелиного воска, смолы, живицы и красителя. Позже ввели молотую кору пробкового дерево. Процесс изготовления линолеума все более усовершенствовался, некоторые компоненты заменялись льняным маслом, олифой. Наконец англичанин Фредерик Уолтон в 1863 году изобрел окончательный состав и запатентовал само название линолеум (от латинского – льняное масло). Сейчас состав натурального линолеума мало изменился, его основу составляют льняное масло, древесная смола, древесная или пробковая мука, порошок известняка, пигменты, джутовая ткань. Промышленное производство линолеума впервые начато в 1864 году в Великобритании. А в начале ХХ века Россия, в которой выращивался лен, стала одним из основных его производителей. Внешне он был не очень хорош, но имел высокую износостойкость и применялся в отделке пола… общественного транспорта. В конце 50-х годов на волне синтетического оптимизма Никита Хрущев закрыл заводы по производству линолеума, и страна перешла на изготовление рулонных материалов из ПВХ, которые также получили название линолеум. Вновь натуральный линолеум привлек к себе внимание, когда во время нефтяного кризиса 73-го года резко взлетели цены на все, что делалось из нефти, в том числе и на ПВХ. Тогда-то и началось его триумфальное возвращение. Сегодня это один из самых практичных материалов, а многочисленные достоинства – высокая износостойкость, трудновоспламеняемость, широкие дизайнерские возможности, долгий срок службы (30-40 лет) – сделали его одним из популярных напольных покрытий в коммерческой недвижимости. Экологичность, бактерицидные свойства и антистатичность натурального линолеума дают хорошую рекомендацию к применению в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Пробковый пол. Пробка  — это уникальный материал, который на сегодняшний день привлекает не только виноделов, но и дизайнеров интерьеров. Уникальность этого материала заключается в том, что клеточное строение пробковой древесины на 85% состоит клеток наполненных газом, что и делает пробку такой легкой, гибкой, упругой так же пробка имеет высокие тепло и звукоизоляционные показатели. Благодаря всем этим достоинствам пробка и набирает все большую популярность среди дизайнеров интерьера. На сегодняшний день изготавливают большой ассортимент изделий из пробки, но особое внимание заслуживает пробковый пол. Пробковый пол состоит из нескольких слоев:

— декоративный слой пробки, толщиной 2-4 мм;

— несущий слой из плиты высокой плотности HDF, толщина 4-6 мм;

— слой агломерированной пробки 2 мм, приклеенный к несущему слою, выполняющий функцию подложки.

Сверху декоративный слой покрыт лаком 5-7 слоев, что дает пробковым покрытиям стойкость к стиранию. Монтаж пробковых полов «плавающим» способом осуществляется путем соединения пробковых досок при помощи замков (гребень-паз), на заранее подготовленный ровный и чистый пол. Пробковые напольные покрытия подходят для укладки в любых помещениях с малой интенсивностью использования (библиотеки, детские, спальни). Пробковый пол не боится механических воздействий (каблуков, мебель на колесиках) так как, воздушная структура позволяет восстанавливать первоначальную форму.

Уход за пробковым полом представляет собой обычную влажную уборку при помощи швабры и воды. При сильных загрязнениях можно применить абразивную щетку, после чего обработать эту часть пола лаком или воском.  

Воздействие современной  мебели на здоровье человека 

Сильный запах от новой мебели обычно не одну неделю, а то и месяц приятно напоминает о сделанной покупке. Но не всегда мы задумываемся, чем же на самом деле мы дышим, сидя за недавно купленным столом или возле нового гарнитура.

Результат исследований на эту тему не слишком радостный. Во многих случаях запах новой мебели – это самая настоящая отрава. По своему составу воздух в недавно обставленной комнате бывает столь загрязнен, что дышать им – это все равно, что дышать автомобильной гарью на оживленной трассе в час пик!

Большинство ДСП, ДВП, полимеров, красок и лаков, которые применяются при изготовлении массовой мебели, щедро одаряют нас всевозможной гадостью: тут и фенол, и формальдегид, и аммиак, и бензол, и еще с десяток ядовитых веществ.

А у нас ведь, кроме мебели, в помещениях и без того хватает токсичных материалов типа линолеума, пластиковых панелей или потолков и т.п.

В результате за свои же деньги вместе с новым интерьером мы приобретаем и новые проблемы: со сном, иммунитетом, головные боли, в худших случаях – ОРЗ, бронхит, астму, конъюнктивит, аллергии, дерматиты.

Кстати, дети от этого страдают больше, чем взрослые. Например, установлена связь между формальдегидом, выделяющимся из мебели, и детской близорукостью, которая в последнее время встречается все чаще. К тому же, играя, дети иной раз подвергают себя опасности там, где ее, вроде бы, и не ждешь. Известен, например, случай, когда мальчик провел всего лишь минут 20 в недавно купленном шкафу (а забрался он в шкаф во время игры в прятки), и в результате серьезно отравился синтетическими испарениями.

Приложение 14

Особенности «экологичной» мебели

1. Мебель из натурального дерева. Самая экологичная – это, конечно, мебель из натурального дерева. Особенно, когда речь идет о кровати или о мебели для детской, спальни и т.п. Хотя и здесь могут быть оговорки: важно, не росло ли дерево где-нибудь в районе Чернобыля, важно, чем клеили, каким лаком покрывали и т.д. А как это проверит обычный покупатель?! Вообще, натуральное дерево – это тема отдельного большого разговора.

2. Мебель из МДФ. Есть такой вариант: приобрести мебель из плит МДФ.
Плиты МДФ делаются, как и ДСП, из древесной стружки, однако при производстве МДФ не используются вредные смолы. Современная мебель из МДФ имеет защитное покрытие, благодаря которому вредные испарения от мебели минимальны.

3. ДСП и ДВП. Если вы все-таки решили купить мебель из ДСП или ДВП, то потребуйте у продавца сертификат качества (или сертификат соответствия) и гигиеническое заключение. Убедитесь, что показатели выделения формальдегидов соответствуют ГОСТу или европейскому стандарту E1.

Производители, которые думают о здоровье своих покупателей, обязательно облицовывают все поверхности и кромки ДСП защитной пленкой или шпоном, а все просверленные отверстия заклеивают. Это хотя бы частично защищает от вредных испарений. Выбирая мебель из ДСП или ДВП, обратите на это внимание.

Что еще учесть при покупке мебели. В любом случае желательно не обновлять всю мебель сразу, а делать это потихоньку, по частям. Это вполне разумно: и по карману ударит меньше, и не будете лишний раз испытывать свое здоровье и здоровье детей «на прочность».

Если вы все-таки решили заменить сразу всю мебель в комнате или квартире, то имеет смысл первое время почаще проветривать это помещение и поменьше в нем находиться. А если у вас стоит старая добротная деревянная мебель, и она не повреждена грибком и прочими вредителями, то, может быть, лучший вариант – это вовсе ничего не покупать, а просто оставить старую? Тем более, что ее можно отреставрировать.
Так или иначе, каждый сам выбирает, что ему важнее – обновить интерьер любой ценой или сохранить здоровье.

Приложение 15
Технологическая карта «Формула создания слогана»

Слоган – это некоторая ключевая фраза, определяющая либо конкретную организацию либо рекламную акцию, проводимую ею. В переводе с английского, слоган – лозунг, призыв или девиз. Считается, что главное достоинство слогана – его запоминаемость и ассоциативный метод воздействия.

Основные виды слоганов:

  1. Для компании или фирмы в целом – корпоративный, фирменный  слоган, используемый в рекламе компании и подразделений.
  2. Товарный слоган и слоган группы сферы услуг – дифференциальный слоган, не связанный с торговой маркой и принадлежащий только продукту.
  3. Слоган в рамках рекламной кампании. Рассмотрим поподробнее. Слоган компании в целом может: а) отражать вид деятельности компании (однако, следует обратить внимание на возможность перепрофилирования, ввиду чего также, как правило, преобладают нейтральные названия и нейтральные логотипы). Так, слоган компании-поставщика оборудования для уборки звучит следующим образом: «Сделаем мир чище!», в случае перепрофилирования компании слоган также придется менять. В этом плане немаловажен вопрос так называемого непрофильного бизнеса, когда компания – владелец определенного слогана начинает развивать еще несколько компаний с другим направлением деятельности под тем же брендом. «При пожаре звоните 01. До пожара – в «Каланчу»! (слоган поставщика противопожарного оборудования). Пример нейтрального слогана: «Есть вещи дороже денег».
  4. Это слоган компании – поставщика оборудования для комплексной внутренней безопасности. б) быть не связанным с деятельностью компании и отражать при этом, как правило, одну из финансово-экономических сторон бизнеса. Например, слоган «Решение практичных людей» или «Вы всегда впереди конкурентов», «Высокое качество всегда окупается», «Искусство принимать решения», «Мы делаем ваш бизнес процветающим».

Пример слогана, созданного для конкретной рекламной кампании — «Встречайте весну с нами!» (слоган применим для любой товарной группы, время года при этом каждый раз меняется).Слоган в печатной рекламе не обладает такой же эмоциональной окраской, как, например, в теле- и радиорекламе, но может нести определяющий смысл. Он при этом может выступать заголовком рекламного сообщения.

Этапы создания слогана:

1. Действуйте по четко отработанной формуле.

2. Определите задачи, то есть то, что вы в первую очередь хотели бы рассказать и подчеркнуть потребителю.

3. У вас может быть масса преимуществ и огромное количество интересных идей, но выбрать нужно только одну.

4. Постройте основу слогана, определите его фундамент.

5. Проверьте слоган на возможность двойников или наличия слоганов вызывающих определенные ассоциации.

6. Напишите несколько вариантов.

7. Применяйте их один за другим в разных рекламных сообщениях.

8. Спустя время вы безошибочно сможете определить тот слоган, который необходимо оставить.

9. Мотив является одним из основополагающих моментов. Мотив удовольствия, например, может быть отражен в любой группе товарных слоганов, начиная от шоколадки и заканчивая автомобиле.

Формула  создания слогана: 

  1. Определить задачи, то есть решить, что в первую очередь должен слышать клиент. Хорошо, чтобы идей было несколько, тогда можно будет выбрать самую подходящую.
  2. Определив фундамент, постройте основу слогана.
  3. Проверьте предложение на наличие «неправильных» ассоциаций, двойников.
  4. Напишите несколько вариантов.
  5. Применяя в разных рекламных сообщениях, определите лучший вариант слогана.

Критерии для слогана:

  1. Cлоган должен стоять либо в начале, либо в конце, как бы резюмируя предложения.
  2. Обычно слоган сопровождает марка рекламодателя.
  3. Слоган обязательно должен быть правдивым и объективным.
  4. Должен хорошо запоминаться.
  5. Должен нормально восприниматься.

Пример иллюстрированного слогана
Рис17

Приемы создания слогана:
Рис18

Приложение 16
Фотоматериалы работы фирмы «Здоровый дом»

Рис19 Рис20

1 этап – мозговой штурм (изучение информации по отделам)

Рис21 Рис22
Рис23 Рис24

2 этап — проектирование конкретной деятельности

 Рис25  Рис26
 Рис27  Рис28

3 этап — обмен информацией

Рис29 Рис30

4 этап —  защита и обсуждение результатов работы фирмы «Зелёный дом» (подведение итогов)

 Рис31  Рис32
 Рис33  Рис34
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!