logo

Методическая разработка на тему: «Проблемы преодоления технических сложностей в освоении гитары»

Методическая разработка на тему: «Проблемы преодоления технических сложностей в освоении гитары»

Автор: Красовская Татьяна Леонидовна, 
преподаватель МБОУ ДО «ДШИ № 7»
г. Курск, Курская обл.

Введение

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. В словаре мы находим следующее определение: Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.

Вопросы мотивации — о целях, причинах и формах активной деятельности — занимали ученых уже в те далекие времена, когда о специализации наук не было и речи. Ее изучение имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывался объективно-причинный подход к мотивации. Более широкое изучение проблемы начинается в XV в., в период распространения идей гедонизма, которые провозглашали удовольствие, наслаждение высшим благом и целью жизни. Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в. В конце XVII в. цели мотивации поведения рассматриваются как стремление к балансу, равновесию между удовольствием и неудовольствием. Разработкой вопросов мотивации занимались различные школы: интроспективная психология (У. Джеймс), бихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл), представители гештальтпсихологии (К. Левин), психоанализа (3. Фрейд).Вслед за эволюционной теорией Ч. Дарвина психологи начали широкие исследования инстинкта животных и человека (3. Фрейд, Э. Томлен, У. Мак-Дауголл и др.). Они утверждали принципиальную возможность понимания человека по аналогии с поведением животных. Этот биологизаторский подход проявился в отождествлении поведения человека с элементарными поведенческими актами животных.

В основе понимания мотивации в начале XX в. лежит ряд концепций, обусловленных нарастанием идеологической реакции в период перехода от капитализма к империализму. В этих концепциях принижается роль сознания, биологизируются поведение и общественная жизнь. В разных странах мира почти одновременно началась плодотворная работа выдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации. В Австрии — 3. Фрейд, в Германии — К. Левин, в Англии — У.

Мак-Дауголл, в Америке — У. Джеймс, Э. Торндайк, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд.

Среди представителей русских, а позднее советских ученых, занимавшихся вопросами мотивации, необходимо отметить К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Е.Н. Соколова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского. Одной из первых специальных работ по данной проблеме можно считать книгу профессора Петербургского университета Л.И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков». Уже тогда он поставил вопрос о создании научной теории мотивации, необходимой не только для психологии, но и для других дисциплин.

Для нас важно отметить труды отечественных и зарубежных музыкантов. Так, например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стимуляции учебной работы говорится в трудах Г.М. Цыпина, В.М. Подуровского, Н.В. Суслова, Б. Кременштейна. Изучение взаимоотношений учителя и ученика находилась в центре внимания таких ученых, как Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т. Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской, Н. Ветлугиной, В. Игнатьева, Л. Игнатьевой, Н. Кончаловской, П. Синявского, В. Сергеева, Н. Дьяченко, Л. Хереско и многих других. Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего времени.

В современном мире найдётся немного музыкальных инструментов,столь распространённых среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Гитара есть практически в каждом доме и в каждой семье, её можно недорого купить или попросить у знакомых на время. Несколько простых аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. И это не случайно – современные средства коммуникации активно пропагандируют разнообразные стили и направления музыкальной культуры. Не последнее место в этом информационном потоке занимает гитара во всём её многообразии. Это и джаз, и рок, и классическая гитара. Безусловно, этот музыкальный поток оказывает огромное влияние на формирование интересов и вкусов людей.

За 5 лет работы в качестве преподавателя в детской школе искусств мне приходилось сталкиваться с проблемой обучения так называемых «возрастных» желающих научиться играть на гитаре. В колледже и институте  на уроках педагогической практики ничему похожему, к сожалению, не обучали. Так что методику и психологию поведения с учащимися приходилось придумывать буквально на ходу. И проблема была не только в возрасте обучающегося. Здесь важно, как никогда, с самой первой встречи настроить потенциального ученика на положительный результат занятий, не отпугнуть его будущими сложностями, подбодрить и всячески поддержать его инициативу.

Когда в школу искусств приходит ребёнок 7 – 15 лет с просьбой принять его и научить играть на гитаре, в этом нет ничего необычного. Другое дело,когда перед преподавателем уже умудрённые жизненным опытом мужчина или женщина или убелённые сединами пенсионеры (такое в моей практике тоже случалось). Среди начинающих музыкантов гитара – самый популярный музыкальный инструмент. Существует много причин, по которым человек берёт гитару в руки. Она звучит и в замечательных концертных залах, и возле лесного костра, на школьной сцене и в семейном кругу, наконец, просто на улице.

Популярность гитары, как музыкального инструмента, а также желание играть на ней приводит детей в школы искусств. Но в музыкальную

школу принимают, как правило, только прошедших приёмные экзамены, а затем в течение всего периода обучения ученик должен изучать определённые музыкальные дисциплины помимо специальности, что снижает у некоторых учащихся интерес к обучению.

С самых первых занятий нужно завоевать доверие и расположение обучающегося. В общении с ним необходимо поставить перед собой цель, чтобы он доверился вам, охотно делился своими мыслями, идеями, не стеснялся говорить о своих проблемах в освоении инструмента, рассказывало себе, других своих увлечениях. Как и в случае с обычными учениками, с «возрастными» тоже нужно установить плотный творческий контакт. Чтобы учащийся на первых порах не потерял веру в себя, получал удовольствие от каждой встречи с музыкой, необходимо дифференцированно подходить к его творческим способностям и возможностям, рационально и последовательно, не перегружать его внимания.

Если занятия проходят интересно, ученик незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие уроки значительно эффективнее развивают творческие способности учащегося, делают его более уверенным в себе, да и просто доставляют большое удовольствие. Работа же с «возрастными» начинающими очень трудоёмка, и порой бывает не всегда благодарна.

Причины заняться музыкальным творчеством впервые в таком возрасте бывают различные. Это и сохранившаяся с детства мечта овладеть музыкальным инструментом, и желание доказать самому себе, что «я ещё способен на такой шаг», и подражание любимым артистам, друзьям, знакомым, владеющим этим искусством. Может, он хочет воспроизвести понравившуюся музыку; может, хочет выразить свои чувства, играя на гитаре; может, он просто получает удовольствие от игры. Умение играть на гитаре помогает адаптироваться в малознакомой компании, привлечь к себе внимание сверстников, повысить свою самооценку. Здесь задача педагога не отпугнуть ученика будущими сложностями найти подход к нему, особенно быть последовательным в распределении и увеличении нагрузки.

Необходимо также учитывать возрастные, бытовые и физиологические особенности учащегося, подобрать оптимальный режим и продолжительность занятий.

  1. Основные категории мотивации обучения.

В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в ДМШ должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся ДМШ по сравнению с другими странами и другими инструментами, остается невысоким. Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников ДМШ, как мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. Следует отметить, что проблематика мотивации в контексте гитары не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изучения.

Мотивацией называется совокупность побуждений к деятельности. В данном случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.

Суммируя свой педагогический опыт, я разработал программу, в которой исключил, согласно пожеланиям моих учащихся, необязательные, на их взгляд, элементы. К ним относятся углублённое знакомство с теорией музыки (оставили только самое необходимое), некоторые приёмы игры на гитаре, не обязательные в данном случае (это индивидуально).

Если в двух словах охарактеризовать суть этой рабочей программы, она сводится к освоению учеником гитары, как аккомпанирующего инструмента. Ведь цель педагога музыкальной школы заключается не только в том, чтобы подготовить учащегося к поступлению в профессиональное музыкальное учебное заведение, но и, чаще всего, чтобы он не растерял навыки, приобретённые на уроках специальности, а также ансамбля и аккомпаниаторской практики, и мог применить эти навыки в обыденной жизни.

Я всегда говорила своим ученикам, что лучшей наградой за мой труд будет то, что ученик пронесёт по жизни любовь к инструменту, которая была привита ему не без моей помощи. К сожалению, часто бывает наоборот. Дети заканчивают музыкальную школу, вешают инструмент на гвоздь, чтобы больше не прикоснуться к нему никогда. Это происходит, в моём понимании потому, что свой необходимый для обучения в музыкальной школе минимум ребёнок уже выполнил где-то на третьем или четвёртом году обучения. Но что же делать, ведь нужно завершить обучение? В этом случае ученик посещает занятия без желания, через силу, а порой даже с отвращением.

Другое дело, когда с просьбой принять их на обучение обращаются люди взрослые, вполне осознающие всю сложность и ответственность учебного процесса. Здесь понятен и интерес к урокам, и практически стопроцентная посещаемость занятий, прослеживается более чёткая взаимосвязь между учителем и учеником. У каждой стороны здесь свой интерес: учитель старается научить взрослого человека игре на инструменте, а ученик желает научиться всему этому за максимально короткий срок и с минимумом ненужной, на его взгляд информации.

Как правило, у взрослых учащихся тяжело сформировать хороший игровой аппарат, «переростков» трудно приучить к домашним занятиям на инструменте при обучении по традиционной программе. Обычный курс обучения игре на гитаре зачастую не устраивает учащихся в силу своей направленности на классическое образование. Проучившись немного и поняв, что занятия музыкой не дают быстрых результатов, большая часть таких учеников бросает школу и переключается на другие виды досуга.

Как же помочь людям, у которых появилось увлечение музыкой в столь позднем возрасте? Ведь для некоторых из них умение играть на гитаре это способ самоутвердиться среди сверстников. У других, возможно, это талант и большое желание добиться результатов на музыкальном поприще. В истории немало примеров, когда, начав заниматься достаточно поздно, музыканты добивались больших успехов и всемирной известности.

  1. Организация учебного процесса.

Курс обучения на гитаре для возрастных учащихся рассчитан на один год. Этого вполне достаточно, чтобы ученик освоил инструмент в рамках, предусмотренных сложившейся аккомпаниаторской практикой. Если этого времени будет недостаточно, можно, как вариант, продолжить курс ещё на год. Занятия проводятся 2 раза в неделю; продолжительность занятий составляет 45-50 минут, в зависимости от сложности учебного материала и быстроты усвоения его.

Целесообразно разделить учебное время на 3 части:

  1. Повторение пройденного на прошлом уроке ,проверка домашнего задания.
  2. Теоретическая часть урока (основы нотной грамоты ,разбор аккордов, структурное построение музыкального произведения).
  3. Практическая часть урока (разучивание одно-, двухголосных музыкальных пьес, гармонических последовательностей аккордов, а впоследствии и аккомпанементов различных песен).

Обучение по данному предмету проходит в тесной связи с другими предметами и включает в себя следующие направления:

  1. Игра в ансамбле с педагогом или с другим учащимся ( проводится преимущественно во втором полугодии);
  2. Основы сольфеджио ,музыкальной литературы и элементарной теории музыки(только самое необходимое).
  3. Основы вокала и аккомпаниаторской практики.

Необходимо организовать комплексный подход в обучении: все предметы должны дополнять главное направление – игра на инструменте.

Так, на уроках сольфеджио помимо традиционных требований , которые даются в сокращённом объёме, необходимо ознакомиться со строением гитарных обозначений аккордов, уделить большое внимание систематическому сольфеджированию мелодий, приучая к нотной грамоте.

Изучение нот желательно производить не только на примере фортепианной клавиатуры, но и гитарного грифа, в курс обучения вводить требования, исходя из практической полезности в бытовом музицировании. На уроках ансамбля следует подбирать современный разнообразный репертуар, интересный и детям, и взрослым, а также включать песни, аккомпанемент к которым разучивается на уроках специальности. Курс музыкальной литературы изучается за более короткий срок, чем обычно. В факультативный предмет «История популярной музыки» входит изучение таких тем, как «Массовая культура», «История джаза (отечественного и зарубежного)», «История рока», «Эстрадная музыка» и т.п. Факультативные предметы являются вариативными и применяются по согласованию с учащимися.

Наглядные пособия и материалы

Так как данный курс предусматривает, как вариант, коллективное обучение, необходимость использования учебных пособий возрастает.

Трудностью для педагога является отсутствие готового единого учебного пособия, которое включало бы в себя различные направления учебной работы. Важным дополнением к данной программе является наличие в классе персонального компьютера или ноутбука с подключением к звукоусилительной аппаратуре. Совершенно обязательным условием является наличие у ученика на каждом уроке собственного музыкального инструмента, нотного сборника и нотной тетради с текущими заданиями.

Методические рекомендации

Про индивидуальный способ обучения написано и сказано много. Но можно, как вариант, рассмотреть способ ,при котором учащиеся посещают занятия мелкими, 2 -3 человека, группами. Способ обучения в группе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В группе ученикам интереснее заниматься, они общаются друг с другом, учатся не только у педагога, но и у самих себя, учатся слушать соседа, играть в ансамбле, развивают гармонический слух. Но вместе с тем есть и недостатки такого обучения. Главный из них – трудно добиться качества исполнения, т.к. обучаются ученики с разными данными, которые к тому же, по разному занимаются. Когда все играют одновременно, педагог не всегда замечает ошибки отдельных учащихся; если же проверять индивидуально на каждом уроке, процесс обучения при таком количестве учащихся практически остановится. Если делать ставку на профессиональное качество игры, отдавая этому много времени, как это делается на индивидуальных занятиях,то основной массе учащихся это быстро наскучит и они потеряют интерес к учёбе. Поэтому репертуар должен быть доступным, интересным, современным и полезным, а темп продвижения вперёд достаточно энергичным, нужно избегать однообразия, постоянно заинтересовывать учеников. Для проверки полученных знаний до проведения контрольных уроков можно использовать следующую форму работы: после того, как произведение выучено наизусть, помимо исполнения группой полезно проигрывать его поочерёдно всеми учениками небольшими частями (например, по два такта) без остановок. Особенно это удобно при разучивании упражнений по буквенно-цифровым обозначениям или аккомпанемента песен (группа поёт или проговаривает слова, а учащиеся в это время поочерёдно играют аккомпанемент). Задача учащихся — вовремя вступить, сыграть верные аккорды в нужном темпе, проследить, чтобы игра была внятной и громкой. Такой приём концентрирует внимание, развивает внутренний слух, повышает ответственность ученика. Также можно использовать такую форму работы, как шефство сильных учащихся над отстающими: хорошо усвоившие материал в своё свободное время помогают тем, кто не справляется с заданиями, при достижении положительного результата педагог поощряет такого ученика положительной оценкой). При разучивании аккомпанемента приёмом игры арпеджио необходимо приучить к точной аппликатуре, для чего целесообразно работать следующим образом –  отдельно отрабатывается игра правой и левой руки (левой необходимо научиться переставлять аккорды без остановки, правой – не допустить беспорядочного применения пальцев). Для приучения к аппликатурной дисциплине полезно в каждом новом упражнении с использованием «переборов» простукивание правой рукой по корпусу верными пальцами («игра без звука»).

Постановка и посадка

Особая проблема в работе со взрослыми учениками – контроль за посадкой и постановкой рук. Постоянные напоминания снижают темп урока.

Надо искать компромиссные варианты, всё должно быть в меру. На каждом занятии перед началом урока следует напоминать, как нужно сидеть, держать инструмент, освобождать руки. Относительно посадки можно сказать следующее – т.к. занятия рассчитаны на использование в любительском музицировании: возможно использование как классической посадки( с опорой инструмента на левое бедро и использованием подставки под левую ногу), так и с опорой на правое бедро, как это применяется в рок-школах и самодеятельном творчестве.

Репертуар

Основной направленностью данного курса является развитие навыков самостоятельности, умений применять полученные знания в быту.

Поэтому учебный репертуар подбирается с учётом пожеланий учащихся, что позволяет поддержать интерес к предмету. Это могут быть популярные мелодии кино, фрагменты рок-композиций, аккомпанементы бардовских и эстрадных песен. Для расширения музыкального кругозора также необходимо включать пьесы разных стилей и направлений, в том числе классическую и народную музыку. При начальном освоении инструмента или определённого приёма используются упражнения. Процесс обучения начинается с игры по слуху, по аппликатурным сеткам и табулатурам, постепенно вводится игра по нотам. Большую пользу также принесёт чтение с листа по нотам лёгких упражнений и одноголосных пьес. Одним из важных условий приобретений игровых навыков является регулярное повторение пройденного материала на каждом уроке.

Работа над музыкальным произведением

Начиная работу над разучиванием музыкального произведения ,необходимо его проанализировать с точки зрения формы, разобрать трудные места, обратить внимание на новые приёмы, исполнить произведение или его часть, если есть возможность – послушать в записи. Аппликатуру желательно продумать заранее, следить за её соблюдением. Первоначально пьесы проигрываются по частям в медленном темпе несколько раз. После того, как учащийся усвоил материал, проводится работа над темпом, динамикой, характером произведения. Следует обращать внимание учащихся на правильное звукоизвлечение: качественное соединение звуков в мелодии, громкий звук. При разучивании новых пьес целесообразно давать несколько минут на уроке для самостоятельного разбора произведения. Что касается работы над аккомпанементом, то в первую очередь необходимо оценить учебный материал с точки зрения практической применимости к данному конкретному ученику; сложность материала, подходящая тональность для аккомпанемента самому себе, возможные варианты замены сложных аккордов на более подходящие и т.д.

  1. Причины снижения интереса к обучению.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации учащихся, а также с проблемой  снижения интереса к инструменту в начале обучения, в частности к гитаре.

В настоящее время мотивационная сторона обучения школьников, на взгляд исследователей, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно. Сложность данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом. Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей, приходящих в ДМШ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Стоит также отметить, что  в системе отечественного музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов. Занятия на любом  музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, в определённой степени сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости обнаруживаются в первые годы обучения.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Обучение музыке сегодня связано с множеством хлопот, и, к сожалению, не имеет перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Как уже было сказано выше, в современном обществе сложилось неверное отношение к искусству игры на классической гитаре. Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки. Сталкиваясь на уроках  с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладение навыками игры на музыкальном инструмент, кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.

  1. Повышение мотивации обучения.

Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» (В.В. Медушевский) началом, то ее специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса. Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами.

Педагог не должен строить свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимся, ничего не знает о самом ребенке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение, а следовательно, и его поведение в музыкальном обучении. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия. В решении данной проблемы следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося. Например, если учащийся-гитарист имеет склонность к точным наукам, то в этом случае следует идти к художественному содержанию музыки через технологию игры. А если он «гуманитарий», то тогда целесообразно двигаться от прогнозируемого художественного результата к изучению технологии его достижения.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и т.п.

Кроме того, преподавателям-гитаристам необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать концерты организованные ДМШ, а также знакомиться с видео- и аудио — записями выдающихся гитаристов. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать верное представление о гитаре, как о классическом музыкальном инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

Заключение

Разработанная мной программа была не просто рабочим инструментом для обучения какой-то определённой категории учащихся.

Тогда, когда она создавалась, особых методических материалов по работе с взрослыми учениками в моём распоряжении не было. По мере её создания мне пришлось где-то пересматривать свои взгляды на педагогику и психологию в целом, учиться вместе со своими учениками искусству общения с «разновозрастной» аудиторией. Во время работы над ней я не ставила себе цель создать новое, принципиально отличающееся от типовых программ пособие. Эту программу ни в коем случае не нужно рассматривать как руководство к действию, хотя если кто-нибудь из коллег увидит в ней рациональное зерно и сочтёт её полезной для себя хотя бы фрагментарно, мне как автору будет приятно.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.

В области обучения игры на классической гитаре в нашей стране данная проблема усугубляется также отсутствием устойчивых традиций в этой сфере. Ощущается дефицит серьезных научно-методических разработок и искусствоведческих работ. В практике обучения учащихся в музыкальной школе по формированию мотивации имеются существенные противоречия.

Проблематика мотивации применительно к обучению гитаре в ДМШ требует научного и комплексного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом. Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей. Исследователи данного вопроса считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования, перевод ее из народного отдела в самостоятельный (гитарный отдел), реклама и пропаганда классической гитары в СМИ и Интернете.

Список литературы:

  1. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.
  3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.
  4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.
  5. Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. — 2007.
  6. Самохина М. А. Научная методическая работа «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары».- Москва, 2005г.
  7. Авторская школа. Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе. -С-П., Композитор, 2004 — 61 с.
  8. Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Безнотная методика обучения. – Минск, Современная школа, 2007. – 224 с.
  9. Варфоломеев И. Курс игры на классической гитаре, 1999-2011. —
    Электронное издание


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!